Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум»
Министерства образования Чувашской Республики
Классный час
Тема: «СИМВОЛЫ РОССИИ»
Преподаватель:
Соломонова С.С.
Цель: на основе имеющихся знаний расширить представления обучающихся об истории официальных символов страны (герб, гимн, флаг), отражающих её суверенитет, единство прошлого и настоящего российской государственности, историческую самобытность нации, объединяющего начала государства для всех граждан.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Продолжительность занятия:30минут.
Рекомендуемая форма занятия: работа с текстом Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации», эвристическая беседа.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеоролик,
презентационные материалы,
иллюстративныйматериал(фотографииприлагаются).
Структуразанятия
Часть1.Мотивационная:введение в тему.
Вступительное слово педагога,показ видео ролика.
Часть2.Основная
Анализ текста Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации», групповая работа.
Часть3.Заключение.
Подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)
Педагог. Здравствуйте! Наш сегодняшний разговор о государственных символах России. Давайте вспомним, что к ним относится? Зачем нам необходимо знать историю их возникновения? Чем они важны для нас с вами?
Ответы обучающихся.
Педагог. А теперь послушаем небольшое интервью Александра Карелина, Героя Российской Федерации, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Российской Федерации пяти созывов.
Он был знаменосцем сборной страны на открытии трёх Олимпийских игр: 1988 г. — СССР, 1992 г. — СНГ, 1996 г. — Российской Федерации.
Александр Карелин занесен в Книгу рекордов Гиннесса как спортсмен, в течение тринадцати лет не проигравший ни одной схватки.
Демонстрация видеоролика, интервью с А.Карелиным.
Педагог. Какой ответ на поставленные в начале занятия вопросы дает трёхкратный победитель Олимпийских игр по греко-римской борьбе, девятикратный чемпион мира, двенадцатикратный чемпион Европы Александр Александрович Карелин?
Ответы обучающихся.
Педагог. А как вы думаете, почему мы говорим о символах России именно сегодня?
Ответы обучающихся.
Справочно для педагога:
30 ноября отмечается День герба Российской Федерации.
Демонстрация видео(дикторский текст).
30ноября отмечается День герба Российской Федерации.
Именно в этот день в 1993 году было утверждено современное изображение этого государственного символа.
Символы – это определённые знаки, обозначающие что-либо. Именно такое определение символа мы найдём в толковом словаре.
Государственные символы – это официальные знаки, которые рождают ассоциации с конкретным государством. К государственным символам принято относить – герб, флаг и гимн страны.
Герб имеет богатую историю возникновения.
С давних времён люди использовали символические изображения сначала на камне и дереве, потом на металле. Специальные знаки наносили на подвесные печати и деньги, чтобы избежать подделок.
Сегодня Государственный герб – это главный символ России, который объединяет её народ и выражает историческую преемственность поколений.
Ещё один символ страны, Государственный гимн – торжественное музыкальное произведение с текстом, выражающее связь народа с государством.
В знак уважения к символам государства при исполнении гимна и поднятии флага все присутствующие встают.
25 декабря 2000 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Федеральный конституционный закон № 1 «О Государственном флаге Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон №2
«О Государственном гербе Российской Федерации».
С юных лет каждый из нас много раз слышал слова гимна Российской Федерации. Его слова в нашей памяти:
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Часть2. Основная (до20минут)
Педагог.
Наверняка каждый из вас порой задаёт себе вопрос: «Зачем, изучая историю, нужно запоминать так много дат, имён, фактов, хронологию событий? Разве это пригодится мне в обычной – повседневной жизни? Для чего нужно знать, как точно выглядит государственный герб или российский триколор?»
Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе такие ситуации.
Вы идёте по улице и вдруг замечаете, что на одном здании висит табличка с одним изображением государственного герба России, а в табличке на другом здании – цвет герба и его изображение совсем другие! Или в Интернете, на двух сайтах, которые заявляют себя «официальными»,
«государственными» вы видите изображения российского флага с двумя совершенно разными гербами…
Как различить, где «правильный» сайт, где нет, где официальное учреждение, а где нет?
Групповая работа Задание № 1.
Обучающиеся делятся на группы.
Каждая группа получает текст Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, полностью или частично соответствующие закону.
Задача: определить, какие гербы соответствуют требованиям закона, а какие нет.
Команды обсуждают, а затем вывешивают на доске правильные и неправильные варианты изображения герба и объясняют, какие элементы герба не соответствуют закону.
Пример карточки с заданием (полный комплект представлен в дополнительных материалах)
Ответы для педагога:
КАРТОЧКА1
Верный вариант №3
№1–неверно: все три короны одинаковой величины
№2–неверно: в правой лапе орла —держава, в левой—скипетр
№4-неверно:в правой лапе орла —держава, в левой—скипетр
№5–неверно: отсутствует большая корона
№6–неверно: отсутствуют малые короны
КАРТОЧКА2
Верный вариант№3 и №4
№1–неверно: все три короны одинаковой величины
№2–неверно: в правой лапе орла —держава, в левой—скипетр
№5-неверно: в правой лапе орла—держава, в левой—скипетр; геральдический щит не заострён в оконечности
№6–неверно: отсутствуют малые короны
КАРТОЧКА3
Верный вариант№6
№1–неверно: в правой лапе орла—держава, в левой—скипетр
№2 – неверно: геральдический щит не заострён в оконечности, верхние углы щита закруглены
№3-неверно: отсутствуют малые короны
№4–неверно: в правой лапе орла —держава, в левой—скипетр
№5–неверно: отсутствует большая корона
КАРТОЧКА 4
Верный вариант№3и№5
№1–неверно: все три короны одинаковой величины
№2–неверно: в правой лапе орла —держава, в левой—скипетр
№4-неверно: отсутствует большая корона
№6–неверно: отсутствуют малые короны
КАРТОЧКА5
Верныйвариант№5
№1 – неверно: геральдический щит не заострён в оконечности, верхние углы щита закруглены
№2–неверно: геральдический щит не заострён в оконечности
№3-неверно:цвет геральдического щита синий
№4 - неверно: цвет щита, на котором изображен всадник, синий; плащ всадника красный
№6–неверно: конь и всадник золотые
КАРТОЧКА6
Верный вариант№3и№5
№1–неверно: конь и всадник золотые
№2–неверно: неверно: в правой лапе орла—держава, в левой— скипетр
№4 - неверно: цвет щита, на котором изображен всадник, синий; плащ всадника красный
№6–неверно: все три короны одинаковой величины
Выяснив, какой герб соответствует описанию закона, обучающиеся по группам составляют обоснование и представляют своё видение, что означают отдельные элементы герба, какие исторические факты могут стоять за этими изображениями и т. п.
Задание№2.
Педагог выводит на экран изображение российского флага, каждая команда составляет свой вариант символического значения три колора, а затем представляет его аудитории.
Задание№3.
В каких случаях в обязательном порядке используются символы страны?
Одна группа готовит примеры с гербом. Вторая – с гимном.
Третья–с флагом.
По окончании работы педагог подводит итоги заданий с обучающимися, акцентируется внимание на правильном изображении государственного герба, на правильном использовании символики страны. Основной вывод – символика государственного герба, гимна и флага связана с историческим прошлым и самобытным настоящим страны.
Часть3. Заключение (до3минут) Педагог.
Перед нами ряд фотографий, предлагаю обсудить, что их объединяет, есть ли у них общая смысловая нагрузка? (см. дополнительные материалы).
Федор Конюхов покорил Эверест
Рекордный прыжок Елены Исинбаевой
Российский космический корабль «Орел»
Российский экипаж впервые в мире приземлился на дне Ледовитого океана в точке Северного полюса
Знамя Победы над Рейхстагом
Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью, в канун 25-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях города.
Дополнительные вопросы для обсуждения:
Почему во время Великой Отечественной войны русские люди делали все, чтобы наш флаг не оказался в руках фашистов? Почему в самые трудные Периоды истории нашей страны флаг имел особую значимость?
Почему, когда космический корабль улетает в неизведанные миры на его борту нанесено изображение государственного флага? Какие чувства вызывает его изображение?
Почему при установлении олимпийских рекордов российские спортсмены бегут перед болельщиками, развевая флаг? Что испытывает в это время спортсмен?
Почему альпинисты, покорив вершину, воздвигают на ней флаг? Что это символизирует?
Почему российский флаг был установлен на дне Северного ледовитого океана в точке северного полюса во время погружения батискафа? Что символизирует его установка?
Педагог. Сегодня мы говорили о государственной символике и тех моментах, когда используется гимн, герб или флаг нашей страны.
В начале занятия был задан вопрос – так для чего нужно знать историю нашего герба и флага?
Какой сейчас вы бы дали ответ?
Ответы обучающихся
В жизни вы совершите много добрых, полезных и важных для страны дел, за которые многие из вас получат заслуженные награды: грамоты, почётные знаки, медали, а может, даже и ордена. И на многих из них и удостоверениях к ним будет изображён Государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и её народом.