Доклад «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка».
Доклад «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка».
Цели: 1.Проанализировать состояние педагогического климата на уроках и
выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной
среды на уроке и препятствующие этому.
2.Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной
среды на уроках.
Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:
а) ученик – основной объект заботы учителя;
б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;
в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.
2. В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности.
3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащихся.
4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.
5.Состояние повышенной тревожности учащихся на уроках, и как следствие, их нервные срывы.
7. Анкетирование показало, что не все учителя следят за психологическим климатом урока, т.к. это считают это не обязательным. А личностное воспитание обязательно предполагает психологический настрой учеников.
8. Назревает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи и выполнить миссию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка». »
Начало формы
Конец формы
Омутинская специальная школа
Доклад
«Психологический комфорт на уроке
как условие развития личности ребёнка».
учитель СБО Л.С.Логинова.
Цели: 1.Проанализировать состояние педагогического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому. 2.Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.
Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании: а) ученик – основной объект заботы учителя; б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление; в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку. 2. В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности. 3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащихся. 4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. 5.Состояние повышенной тревожности учащихся на уроках, и как следствие, их нервные срывы. 7. Анкетирование показало, что не все учителя следят за психологическим климатом урока, т.к. это считают это не обязательным. А личностное воспитание обязательно предполагает психологический настрой учеников. 8. Назревает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи и выполнить миссию. - Каково же сегодня состояние на уроках? - что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?
II. Оргмомент урока – «КаКак провести психологический организационный момент урока, чтобы настроить положительно учеников на весь урок? Психологический комфорт на уроке возможно ли это? Какие условия могут его обеспечить? При создании комфорта на уроке необходимо: - воспринимать ребёнка как ценность, как носителя особого внутреннего мира; - признать неприкосновенность и исключительность личности; - инструментировать негативные проявления воспитанника: при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. Анализ анкетирования учащихся школы « Как я себя чувствую в школе?»показал, что 96,3 % учащихся испытывают положительные чувства, 3,7%- равнодушны или затрудняются ответить. Эти данные говорят о хорошем психологическом климате на уроках и в школе в целом. Экология воспитания. К воспитанию, как и к природе, надо относиться бережно. Не забывайте, что мы имеем дело с очень нежными, неумелыми, не имеющими жизненного опыта, существами. Самое обидное, что мы все уже взрослые мудрые люди, каждый состоялся как личность. Но и среди педагогов встречаются педагоги, допускающие бестактность, унизительный тон и т.д. Надо помнить, что нельзя: - унижать личность, - проявлять личную неприязнь, - допускать бестактность, оскорблять, - разговаривать повышенным тоном. Учителя по-разному используют урочное время. Одни - от корки до корки, все равно не укладываясь в отведенные сроки. Другие – практически на каждый урок опаздывают, либо занимают его начало всякими безделушками, наращивая интенсивность урока к последним минутам, третьи – пять или десять минут отнимают от урока на разные “Оргмоменты”, какую-то возню, но все равно не торопятся, ибо для них урок - всегда превышение меры общения с классом, четвертые – готовы не прерывать общение и на перемене, но как таковой, урок не является для них зоной “Повышенной активности”. Каков будет настрой в начале урока, во многом будет зависеть и его результат. Не следует начало урока превращать в разборку спорных вопросов, в разрешение конфликтов. Хотя в школе нельзя избежать конфликтов, вообще это идеальное место для них, но важно не дать развестись им в драму. Естественно нужно ругаться, противостоять, негодовать, но стараться не мстить, не подмечать, не травить. Выходя после урока иногда можно услышать “Я только что вышла из ада”. Раем класс быть не может, но и камерой пыток для учителя или для ученика тоже не стоит быть. Редко когда класс представляет коллектив единомышленников: обязательно кто-то с кем-то «на ножах», в размолвке кто-то на кого-то обижен и т.д. В классе можно растеряться и пропасть, воскреснуть и утвердиться, найти ответы на многие вопросы, обрести жизненный опыт, получить кличку, ярлык, устоять и упасть. На уроках порой ощущаются классные «разломы». Они могут быть продолжительными, сиюминутными, зависеть от погоды, сезона, места нахождения кабинета, расписания, каких-то происшествий и даже магнитных бурь. В классе может сложиться мнение, переломить которое бывает непросто. В наше время объединить усилия ребят в каком-то неформальном деле непросто. Сейчас и сбежать-то вместе не могут, не то что осудить кого-то. Если участники конфликта зашли слишком далеко, то в школе должна функционировать «Конфликтная комиссия», которая может рассудить по письменным заявлениям различные конфликты между учениками, учениками и учителями, учениками и родителями. На заседании могут присутствовать педагоги, пользующиеся авторитетом у детей, учащиеся, избранные в результате опросов. Конфликты должны разрешаться. Ведь можно унять споры между родителями и учителями на глазах детей, и наоборот, загнать в угол учителя снова в присутствии детей. конфликты оставляют рубцы на сердце и в судьбе. Порой можно слышать от учеников: «У нас есть родители, они нас воспитывают, а вы учителя – вот и учите!» Но ведь мы столько же обучаем, сколько и воспитываем, обучая.
Когда ребёнку интересно он чувствует себя психологически комфортно, а это возможно лишь при совместной творческой деятельности учителя и ученика. Творчества - творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творческие способности присущи только человеку как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».
Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности. Системообразующие характеристики творческой личности: • продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе; • интеллектуально-творческая инициатива; • жажда познания и преобразования; • чувствительность к проблеме, новизне; • потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач; • критичность ума; • самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем. Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями: «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание», «довооружение себя» и др.
Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.
О динамике, развития творческого потенциала учащегося судят по развитию таких личностных новообразований, как: • способность открытия нового знания; • появление новых мотивов, целей учебной деятельности; • владение новыми (для личности) способами деятельности; • импровизационность как способность внезапно принимать решение; • расширение поля интеллектуальной активности; • креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности. Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный. Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся — это личность, профессионал, осознающий, что творчество — одно из самых характерных проявлений человеческой свободы. В систему социально-педагогических характеристик такого педагога входят: • способность к целостному самосовершенствованию; • признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой; • установка на диалог с учащимися и взаимопонимание; • умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством; • готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям; • умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство его творческого развития. Требования, предъявляемые к учителям. Учитель должен: • быть доброжелательным и чутким; • разбираться в особенностях психики детей, чувствовать их потребности и интересы; • иметь высокий уровень интеллектуального развития; • обладать широким кругом интересов и умений; • иметь живой и активный характер; • обладать чувством юмора (но без сарказма); • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; • иметь творческое, возможно, нетрадиционное мировоззрение; • уважать желание ребенка работать самостоятельно. Педагоги исходят из того, что творчество — это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства и характеризует стиль деятельности. В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции: • выражает активно-преобразовательное отношение к миру; • включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений; • выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен; • определяет собственную индивидуальность для другого; • реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного; • защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений. Элементы творчества. Все более популярным становится мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и определенными навыками, может создать даже великое произведение. Некоторые ученые считают, что не существует каких-либо способностей, отличающих людей творческих от людей нетворческих. Психологи прищли к выводу о том, что творчество таких гигантов, как Эйнштейн, Кюри, Моцарт, можно рассматривать как продолжение обычных, повседневных мыслительных процессов. Таким образом, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества, нужно только научиться это делать.. Ученые пришли к выводу о том, что значительная часть происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. В то же время творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие, они трудятся часами, движимые любопытством и желанием достичь поставленной цели. Такая мотивация называется внутренней, так как она исходит от самого индивида. Мотивация же, обычно предлагаемая в школе и на работе, исходя от других в виде обещаний хорошей оценки или денег, называется внешней,. Для того чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве случаев присутствует только внешняя мотивация — школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же здесь следует организовать деятельность так, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя стать способным ученым, великим писателем или талантливым художником, не обладая необходимыми знаниями и навыками. Внутренние мотивы — это удовольствие от самого творческого процесса, стремление к самовыражению, а внешние — это стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. В формировании творческих способностей важную роль играют факторы внешней среды. Основу для новых идей дает хорошее образование, предполагающее культивирование в себе любви к учебе, выбор для изучения предметов, позволяющих приобрести новые знания. Творчеству способствуют и личностные качества. Творческий человек не должен быть подвержен конформизму и встречать перемены "в штыки". Необходимо учиться тому, что неудачи — важная и неотъемлемая часть нашей жизни и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач. 2. Технологии развития творческого потенциала личности Согласно исследованиям, развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста.
Воспитание творческих способностей базируется,прежде всего на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет учащимся искренне выражать свои мысли и чувства, ведь существенной преградой творчества является страх отклониться от принятых норм. Составляющие творческого мышления: 1) самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию; 2) обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации; 3) установление целостной структуры объекта; 4) видение новой функции объекта; 5) разработка и учет альтернатив при решении проблемы; 6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы.
Творчество на учебных занятиях рассматривается сегодня не как что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а как обязательный компонент профессиональной деятельности преподавателя (учителя), призванного научить обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях. Среди теоретических подходов к организации образования школьников как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Новые технологии (личностно-ориентированные, или развивающие) призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, научном, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности.
Сейчас много говорят об адаптивной школе. Адаптивная (от лат. adaptatio — приспособление) школа — это та, которая способна помочь каждому учащемуся достичь оптимального для него уровня развития в соответствии с его природными склонностями и задатками. В адаптивной школе реализуется принцип: «школа для ребенка, а не ребенок для школы», который является определяющей установкой для системы образования XXI века. Принципы адаптивной школы: • принцип адаптивности, т. е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой — может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка); • принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей; • принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы; • принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;
• принцип ориентировочной функции знаний, нацеливающий школу «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая.
• принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, определять задачи, решение которых ведет к достижению намеченных результатов, контролировать и корректировать ход деятельности;
• креативный принцип, направленный на развитие у ребенка потребности и способности самостоятельно находить решения в учебных и внеучебных задач.
Выделяются две группы технологий: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные (развивающие) технологии.
К предметно-ориентированным технологиям относятся технологии полного усвоения учебного материала учащимися, технологии уровневой дифференциации, технологии концентрированного обучения. Эти технологии реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал. Личностно-ориентированные технологии нацелены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт. Важным является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими. Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как: • ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте; · анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. В педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны. · эвристические методы и принципы (эвристики)- систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоциональности, активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Один из творческих путей решения задач — мозговой штурм. Он чаще всего используется как групповая деятельность. Смысл метода состоит в коллективном обсуждении творческой проблемы, когда каждый участник имеет право высказать любое суждение и даже такое, которое на первый взгляд может показаться нелепым.
Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли, что позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников данного мероприятия — пять—двенадцать человек. Руководитель должен воздерживаться от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на их творческую инициативу. Он должен обеспечить атмосферу раскованности и свободы. Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии. Методика использования данного метода такова: 1-й этап — распределение учащихся по группам (по 7—8 человек, психологически совместимых); 2-й этап — выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи; 3-й этап— генерирование идей по правилам «мозговой атаки»; 4-й этап — отбор, систематизация и классификация идей; 5-й этап — деструктирование идей, т. е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей; 6-й этап — окончательный выбор идей.
Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимального сочетания интуитивного и логического.
Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются игры. В игре расширяются возможности учащегося, его способности и потенции. Деловая игра — это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и личностного развития каждого участника. Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем, позволяют играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствуют развитию рефлексивных способностей и умений решать возникающие задачи с учетом собственного опыта. Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать учебные задачи, через которые формируются умения и навыки анализировать, разрабатывать проект деятельности, оценивать действия и поступки других, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач. Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин ее возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи и выхода из создавшейся ситуации. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование педагогом примеров из художественной и научной литературы, шуток, загадок, головоломок, аналогий, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей. Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях фрагментов конкурсов, соревнований, блицтурниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, решение-мечта, самое практичное решение и т.д. Эмоциональная готовность к творческому решению учебных задач начинается с постановки цели предстоящей деятельности и принятия ее учащимися. Различают несколько уровней предъявления знаний: I — ученический (учащийся, воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); II — типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); III — эвристический (учащийся может не только воспроизвести материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); творческих способностей. Важную роль в создании обстановки, стимулирующей творческое развитие учащихся, играет форма организации их учебно-познавательной деятельности. В системе классно-урочной организации учебного процесса появились так называемые нетрадиционные, необычные уроки. К ним относят те, на которых школьник участвует в «производстве» своих знаний, умений, способов взаимодействия с одноклассниками и учителями. Нетрадиционными являются уроки, построенные на оригинальной организации освоения учебного материала: урок взаимного обучения, урок-эврика, урок-размышление, урок-портрет, урок-панорама, урок-игра, аукционы, конференции. Эти уроки требуют совместного проектирования учебной деятельности, когда ученик взаимодействует с учителем как партнер, добывающий знания вместе с педагогом. Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственной индивидуальности, уникальности своей личности.