Занятие по курсу "Учусь учиться" по теме "Анализ текста понятия"
Занятие по курсу "Учусь учиться" по теме "Анализ текста понятия"
Материал по теме включает подробный конспект. Может быть использован как на уроке по любому предмету, так и во внеурочной деятельности. Занятие носит надпредметный характер, поэтому может быть использован на любом предмете. Занятие построено в соответствии с ФГОС в технологии деятельностного метода обучения. Апробирован на 4-5 классах, получил высокую оценку со стороны коллег по школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по курсу "Учусь учиться" по теме "Анализ текста понятия" »
6
Анализ текста «Определение понятия».
1.Организация понимания учащимися необходимости освоения ключевых метапредметных компетентностей.
Будем продолжать «учиться учиться».
-Что значит «Учиться учиться»?
-Будем учиться, как себя организовывать, оценивать свои действия, сравнивать с образцом, находить ошибки,..
-Как вы понимаете, «самостоятельно организовывать свои учебные действия»? Т.е. стать для самого себя учителем.
А учитель тогда кто на уроке? Помощник, консультант для ученика. Нужно вам это? А для чего?
2.Организация мотивации учащихся к деятельности в развивающем образовательном пространстве.
-Почему лично ты хочешь научиться учиться?
-Кто всё же не хочет? – «посиди и послушай».
3.Организация понимания учащимися необходимости освоения данного конкретного универсального умения.
Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное.
Мы сделали вывод, что:
реально существующий объект обладает множеством признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта
-И начнём мы с вами с формирования умения правильно анализировать тексты определения понятия.
-Это нужно для того, чтобы осваивать учебные предметы. И учебные предметы, и науки пользуются «понятиями», которые заучивают, чтобы их запомнить.
-Я вас спрашиваю, но вы не все понимаете то, о чём я говорите.
-Почему это происходит? (запоминаем, но не можем применить)
-А можно ли изучать эти понятия и определения таким образом, чтобы понимать и запоминать?
-Есть специальные средства, которые помогут понять определение и применить его при решении задач.
4.Организация мотивации учащихся на освоение конкретного универсального умения.
-Умение анализировать текст понятия. Этому мы и будем учиться.
-Согласны поработать над этим?
5. Организация понимания учащимися функции (назначения) пробного действия.
Выясним, что мы знаем, а что ещё не умеем, не знаем.
(пробное действие. Определим границы знаний и незнания)
-Если не справился, нет повода расстраиваться. Оценивать будем только затем, чтобы исправить, но это не отметка.
-Я дам задание и вопросы. Вы должны будете на эти вопросы ответить.
6.Организация мотивации учащихся на осуществление пробного действия.
Согласны выполнить такое пробное действие и проверить свои знания и умения?
7.Организация выполнения пробного действия.
Блесна – это металлическая пластинка с одним или несколькими крючками для рыбной ловли.
Задания: Ответь на вопросы:
Чему даётся определение?
К какому роду относится определяемый класс объектов?
Сколько видовых признаков содержится в определении?
В каком отношении находятся видовые признаки?
Сколько разновидовых признаков необходимо и достаточно, чтобы определить, является ли данный объект «блесной»?
8.Организация контроля результатов пробного действия.
- Какие ответы у вас получились на 1 вопрос? (выслушать все ответы)
-Все ответы неправильные.
9.Организация фиксации учащимися затруднений в выполнении пробного
действия либо в обосновании правильности процесса выполнения задания.
Итак, какое задание вы не выполнили и что именно вы не знаете?
( Не умеем анализировать текст) Я не могу … Я не могу обосновать….
-В этом наше затруднение.
10.Организация рефлексивного выхода с целью осознания учащимися
причин затруднений и построения проекта учебных действий,
направленных на их преодоление.
-Давайте попробуем вместе разобраться, в чём причина ваших затруднений? Причина: Я не знаю ….
Вспомните, что и как вы делали, выполняя задание.
Прочитали. 2. … 3.Считали слова, словосочетания. … Не знаю!)
11.а) Реконструкция реальных действий учащихся в ситуации пробного действия и фиксация отсутствия правильного способа действий.
Вывод: Способ действия был неправильный.
11. б) Выявление причин и фиксация проблем:
отсутствие знания правильного способа действий
отсутствие умения правильно его применять
-А как надо было действовать?
-А что именно вы не знаете?
(Учитель записывает на доске6
-Что такое «род», «вид», «Родовидовые признаки», «Необходимое и достаточное»
11.в)
- Что теперь с этим делать? Надо с этим разобраться!!! (переход к 12)
12.Организация процесса постановки образовательных (развивающих) целей и задач по освоению новых метапредметных знаний и общего алгоритма, им соответствующего.
-Какие знания и умения необходимо приобрести (иметь), чтобы анализировать текс определения?
ЦЕЛИ: (посмотреть на записи на доске) (Что такое «понятие», Что такое «определение понятия»?
Средства для анализа текста определения. В качестве средства выступает специальный алгоритм.
Итоговая цель:
Знать алгоритм.
Уметь его применять,
Задачи:
-Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели?
Формулировка задач.
Выяснить, что такое «понятие».
-Чему мы должны научиться?
-А вы знаете , что такое «понятие»? Что такое «определение понятия»?
«Понятие» и «определение понятия»- это разные понятия.
2.Выяснить, что такое «определение понятия» и какова его структура. (как оно устроено).
3. Познакомиться, что такое «алгоритм».
4.Продемонстрировать образец действия по алгоритму на конкретном пример.
5.Повторение алгоритма детьми, чтобы поняли.
6.Самостоятельно потренироваться в применении алгоритма в анализе определения текста понятия.
7. Проконтролировать.
8. Если ошиблись (рефлексия), выяснить, где ошиблись и на каком этапе.
13.Организация знакомства учащихся с новыми знаниями метапредметного характера, на основе которых затем выводится соответствующий общий алгоритм.
1.
Даёт определение «понятия»
Понятие – это обобщённые знания, позволяющие отделить один класс объектов от других.
-Что вам непонятно в этом определении?
(-Непонятно, что такое «объект», «обобщённые знания».)
Учитель объясняет на примерах.
Объект- это то, на что направлено наше внимание.
Класс – множество объектов с общим признаком.
Обобщённые знания –(стол – предмет мебели, имеющий столешницу и опору. Общее у всех столешница и опора.)
2.
Структура понятия – Термин-значение-определение.
Термин – слово или словосочетание, которым называют класс объектов.
Значение – «синхрофазотрон» -если не видели – не узнаем.(Закройте глаза, проговорите определение понятия, что вы представили? У каждого свой предмет (игрушка). Если возникает, то есть значение.
Определение – словесная формулировка, в которой отражена родовая принадлежность данного класса объектов и те видовые признаки этого класса, которые отличают его от других классов в составе данного рода.
(Всё это учитель записывает на доске – ученики слушают.)
3.
Используя прямоугольник, переходим в структуру.
–Представим себе, что это текст определения.
Термин-связь-определение понятия (род, видовые признаки).
Котлета - это лепёшка из мясного, рыбного фарша или овощного фарша.
Сколько родовых признаков необходимо?
3.
Знание структуры текста определения понятия позволило построить алгоритм анализа текста определения понятия.
(алгоритм спроецирован или записан на доске).
14. Организация знакомства учащихся с общим алгоритмом, разъяснение
логики его шагов с использованием конкретного образца.
Пройдём все шаги алгоритма вместе.
Учитель или ученики все вместе читают алгоритм.
1.-Прочитай (по памяти) – включить воображение.
Корзина – это плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки и переноса.
Корзина – термин
- связка
это плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки и переноса – определение
плетёное изделие - род
служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки и переноса вид, вид, вид.
15.Организация тренинга для освоения действий по применению общею алгоритма.
- Попробуйте самостоятельно проанализировать определение понятия «вафли».
16.Организация процедуры контроля полученных образовательных результатов, их рефлексивная оценка и коррекция.
Ученики выполняют, а учитель контролирует.
Сравнение с эталоном.
Как проверить по эталону.
Найди место и причину затруднения.
Оцени себя + или ?
Если ошибся – потренироваться.
17.Организация общей рефлексивной оценки обучения ключевой компетентности и выхода из развивающего образовательного пространства.
-Что нового узнали? Чему научились?
-Вернёмся к понятию «блесна».
Включение в систему знаний. Из словаря составь текст определения понятия. ( с доски)
Учитель:Подведем итоги. Выставим оценки (критерии нами разработаны)
Учитель:Ребята, скажите, что вы усвоили на протяжении урока, согласно представленным предложениям: