kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие на тему "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?" ("Разговор о правильном питании")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проведено по прогамме М. Безруких "Разговор о правильном питании". Форма проведения - экскурсия в "Музей каш" проведено в 1 классе. В занятие включены различные педагогические технологии. Представлен ученический проект в сценарии занятия. Занятие построено на системно - деятельностном подходе. В результате посещения экспозиций музея ученики получают информацию, которая будет необходима при выполнении заданий рабочей тетради.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?" ("Разговор о правильном питании") »

Занятие на тему

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?"

"Разговор о правильном питании".

Цель:

- формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе питания;

- уточнить у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;

-  воспитывать у детей осознанное отношение к здоровой пище - каше.

Форма проведения:

- путешествие малыми группами в "Музей каш".

Технологии:

- деятельностный подход,

- игровая технология,

- проектно - исследовательская технология.


Подготовительная работа:

  • подготовка экспозиций музея и подбор материала для экскурсоводов,

  • реализация коллективного проекта"Каша в нашей жизни".

Ход:

1. Организационный момент.

_ Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране "Здорового питания". Наша остановка - в музее. Музей наш необычный: наш класс стал музеем!

Посмотрите- ка нас !
Класс наш сегодня -

Это музей.

Музей необычный-

Здоровья музей.

Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2. Вступительное слово учителя:

«Щи да каша — пища наша» — правдиво гласит русская пословица. И с этим трудно не согласиться, каша действительно имела особое значение в рационе любого человека, пожалуй, во все времена. Одинаково полезна каша и детям, и взрослым. Ее можно употреблять и на завтрак, и на обед, и на ужин. Каша – самое распространенное блюдо русской кухни. С древних времен на русской земле она символизировала жизнь, семью, мир и согласие.

Каша была и остается одним из обязательных блюд солдатской кухни в армии. Защитники страны должны быть здоровые и крепкие.

3. Самоопределение к деятельности:

Сценка:

Аня: А почему о некоторых людях говорят: "Он мало каши ел"?

Бабушка: Так обычно говорят о слабых. А каша самая полезная еда на завтрак, она помогает нам расти здоровыми и сильными.

4. Постановка темы и цели урока на основе самоопределения к деятельности:

_ Кто догадался какая тема занятия сегодня?

Дети: "Каши".

- Да, ребята, а точнее тема звучит так: "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?" ( тема на доске)

- Давайте поставим цели:

Дети:

- узнать из чего варят каши.

- как сделать кашу вкусной,

- узнать почему полезны каши.

(учитель уточняет)

- А чтобы добиться цели, какими мы должны быть?

(активными, дисциплинированными, любознательными, искренними, умными, внимательными...)

5. Работа по теме: экскурсия в "Музей каш".

- Для путешествия по экспозициям музея, мы разделимся группами по 5 человек ( в классе 20 учащихся, дети путешествую по экспозициям по кругу). Экскурсоводы наши - ваши родители.

Напомню вам, ребята, правила поведения в музее:

1. В музее передвигаться спокойно и бесшумно.

2. Перед экскурсоводом выстраиваться полукругом.

3. Внимательно слушать экскурсовода.

4. Не трогать экспонаты руками.

5. Задавать вопросы после окончания экскурсии.

- Итак, в путь!

1. Экспозиция "Каша - матушка наша"

Экскурсовод:

Что означает слово "каша"? Кушанье из сваренной крупы, характерное блюдо русской кухни, одно из ее основных 

блюд.

На Руси кашу почитали, варили её из муки и зерна, иногда зерно лишь запаривали. Душистая каша из русской печи да в глиняном горшочке – что может быть питательней и полезней!

Каша появилась и закрепилась в русской кулинарии благодаря печи. Традиционные русские печи позволяли создать мягкий температурный режим, при котором каша готовилась долго. После протапливания печи и приготовления хлеба постепенно снижающаяся температура позволяла «томить» чугунки с кашей в течение многих часов, печь буквально «готовила сама». Витамины и полезные микроэлементы при таком способе приготовления оставались внутри, и каши были очень питательны. Показывает как готовили кашу в русской печи: ухват, чугунок.

Запомни: полезно есть на завтрак каши!

2. Экспозиция "Бабушкины рецепты"

(на станции лежат стопочкой рабочие тетради, группы приходят, прослушивают информацию и в конце выполняют задание 2).

Экскурсовод:

- Большой путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли - матушки. Из зёрнышек получают крупу. А из крупы варят каши. Крупы бывают разные.

  • Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.

  • Манная каша - продукт, который вырабатывается из пшеницы, путем отсева крупы при помоле зерна в муку. Манную кашу дают детям до 1 года, т.к. каша быстро усваивается. Сердцевина зерна дробится на мелкие частички и получается крупа.

  • Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшено называют "золотой крупой".

  • Гречневую кашу получают из гречихи. Гречка - рекордсмен по содержанию витаминов, укрепляет сосуды и сердце.

  • Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу даже добавляют в грибной суп и уху, рассольник. Перловая от слова "перл" - "жемчужина".

  • Из рисовой крупы можно приготовить рисовую кашу. Каша получается рассыпчатой, красивой, словно жемчуг белый.

  • Гороховая каша. Горох уже в течение нескольких веков является одним из самых популярных бобовых продуктов в наших широтах, так как культивировать и готовить его очень просто.

(Выполнение задания 2 рабочей тетради для школьников стр.28, тетради забирают с собой).

3. Экспозиция "Каша - здоровье наше"

Экскурсовод:

В каше сила,

В каше смелость.

В каше русская душа!

Каша молодость и

честность,

Каша очень хороша!

Чем полезны каши для здоровья человека?

Оказывается, каши невероятно полезны, ведь цельное зерно черпает свою силу из самой земли. Более того, мы поколениями росли на этой пище, а значит, она наилучшим образом подходит русскому организму. В крупе чего только нет: растительные белки, углеводы, минеральные вещества, важные аминокислоты, витамины (особенно группы В), клетчатка. Особенно полезны каши, сваренные из цельных, а не очищенных и переработанных зерен.

Каждая крупа имеет уникальный состав. Но все они прекрасно справляются со своей задачей: выводят холестерин, очищают организм от шлаков и токсинов, улучшают работу внутренних органов, укрепляют стенки сосудов, дают нам энергию.

В кашу надо добавить масла. но немного, если масла добавить много, то каша не будет полезной.

А чтобы каша была вкусной, рекомендую вам добавлять не сахар, а мёд , орешки, курагу, финики. чернослив, тыкву, ягоды и фрукты. Тогда каша будет полезнее в несколько раз!

( Выполнение задания 4 в рабочей тетради стр. 29)


4. Экспозиция "Игровая".

Учитель:

- Ребята, а сейчас мы отдохнём и сварим кашу.

 Игра: “Каша”.

Раз, два, три,
Кашу наш горшок вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем, 
Наливаем молоко.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Сыпем соль.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Сыпем сахар.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Насыпаем крупу.

Мы внимательными будем, ничего не позабудем,
Добавляем масло.

Все продукты размешали, каша варится: “Пых-пых”-
Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом.
И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу.

(В ходе игры дети выполняют соответствующие тексту движения руками).

Ученица:

На столе дымится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!



5. Экспозиция "Почему так говорят?"

- Слово "каша" часто встречается в устойчивых речевых выражениях. Послушайте, мой рассказ.

«С ним (с ней) каши не сваришь».

Жених с невестой, во время свадебного торжества, варили кашу вместе, отчего и бытует выражение «с ним (с ней) каши не сваришь». У семей с разным достатком каша была ежедневной едой.

Так скажут о человеке,с которым трудно договориться, совместно делать какое-либо дело.


"Кашу маслом не испортишь".

Употребляется в качестве одобрения или оправдания, когда сделано, получено сверх необходимого.

Издавна кашу ели с маслом, а известно, что чем больше в ней масла, тем она вкуснее.

"Заварить кашу".

Затеять, начать сложное хлопотливое дело, которое не обойдётся без суеты и неразберихи.


Сапоги каши просят.

 Шутливое выражение, означающее, что обувь износилась до дыр. 

 

Каша во рту.

Плохая дикция, невнятное произношении слова.

6. Экспозиция "Каши в истории"

" Гурьевская каша".

Название каши происходит от имени графа Дмитрия Гурьева, министра финансов и члена Государственного совета Российской империи. Изобретена была Захаром Кузьминым, крепостным поваром отставного майора Оренбургского драгунского полка Георгия Юрисовского, у которого гостил Гурьев. Впоследствии Гурьев выкупил Кузьмина с семьёй и сделал штатным поваром своего двора. По другой версии, сам Гурьев придумал рецепт каши.

Гурьевская каша готовится с использованием пенок, снимаемых с налитых в широкую сковороду сливок. Получившиеся пенки выкладывают слоями в широкий сотейник поочерёдно со сваренной густой манной кашей, перемешанной с толчёными орехами, и доводят до готовности на слабом огне в духовке, после чего сверху украшают сухофруктами или поливают вареньем.

Орехи перед добавлением в сваренную манную кашу следует очистить от кожицы и прокалить, иначе каша приобретает серую окраску и теряет во вкусе.

"Суворовская каша".

Вот тоже интересная история. Говорят, в 1799 году при переходе русской армии через Альпы сложилась сложная ситуация: провиант почти закончился, и солдаты буквально умирали от холода и голода. И Суворов приказал сварить вместе все крупы и накормить войска. Так великий полководец спас своих людей, а заодно придумал новое блюдо, которое солдаты, уж поверь, оценили по достоинству.

6. Защита коллективного проекта "Каша в нашей жизни" (Приложение №2)

Ученики:

Мы на завтраке сидим, 
Кашу пшенную  едим, 
Знает каждый ученик- 
Ум без завтрака поник.


Предпочтенье отдаю 
Я молочной каше 
Чтобы с каждым новым днем 
Становиться краше.

Очень всем полезна каша 
Пшённая, перловая, 
Потому, что в этой каше 
Сила стопудовая!

С детства кашу кушать надо, 
Она лучше шоколада!!! 
Гречку скушай ты с утра, 
День пройдёт, как на ура!!!

Тема нашего проекта: "Каша в нашей жизни"

(выступление учащихся)

Цель:

- пронаблюдать какие каши мы едим в школьной столовой на завтрак,

- узнать сколько необходимо продуктов, чтобы приготовить кашу для учащихся нашей школы,

- выяснить, какие каши любят больше наши ученики.


Методы:

- наблюдение,

- фотографирование,

- опрос,

- интервью.

 

Актуальность проблемы:

В школе и дома нам часто говорят: «Ешьте больше каши, будете здоровы», «Не будешь есть кашу, силы не будет». А дети кашу не очень любят. В столовой мы часто видим, как дети уносят кашу обратно. Вот мы и подумали: «Действительно ли так полезны каши, как говорят взрослые?». и вместе решили выяснить этот вопрос. Может быть это правда? Ведь часто вредным для организма бывает что-нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не всегда.

Объектом исследования: каши на завтрак в школе.

Предмет исследования: каша как продукт питания.


Гипотеза: предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят кушать многие разновидности каш.

Результаты коллективных исследований:

1) Исследование меню каш на завтрак.  

В меню школьной столовой имеют место быть каши. В нашей столовой на завтрак готовят каши:

- овсяную,

- пшённую,

- гречневая,

- рисовая,

- манную,

- каша "Дружба"(рис, пшено),

- каша "Здоровье" (пшённая с добавлением тыквы в осеннее время).

Вывод:

1) Рацион каш в нашей столовой разнообразен.

2) Каши в неделю дают 2 - 3 раза на завтрак. 


2) Интервью с поваром.

Для приготовления каши необходимо определённое количество продуктов:

- крупа -7 кг

- молоко -20 л

- вода - 10 л

- сахар - 3кг

- соль - 400 гр.

- сливочное масло - 1 кг

К 9. 15 ч. она готова. Немного остужают и кормят учеников. Получается 40 литров каши на начальную школу. После завтрака остаётся около 5 л каши. Со слов поваров дети любят гречневую кашу и кашу "Дружба".

Вывод: для приготовления каш используют натуральные продукты в нашей столовой, все продукты имеют сертификаты качества.


3) Интервью с медсестрой.

Елена Леонтьевна:

- Начиная день с каши, вы насыщаете организм полезными веществами.

Вы спросили меня: «Так какую же кашу выбрать? Ведь их так много».

Да, разнообразие каш не знает границ: манная, овсяная, перловая, пшённая, рисовая, гречневая.

Приведу примеры полезных свойств некоторых каш.

Рисовая каша – укрепляет нервную систему. Японские ученые сделали открытие: чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект. Есть рисовую кашу надо всем ученикам, тогда будете хорошо думать.

Овсяная каша – самая питательная из каш. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше способствует хорошему пищеварению. Кроме того она повышает иммунитет.

Пшенная каша – оказывает на организм общеукрепляющее воздействие.

Когда я была маленькая я не понимала, почему мама иногда просто заставляет меня есть кашу. Она говорила, что кашу есть полезно.. Но иногда каша казалась мне неаппетитной, и даже не пробуя её, я уже говорила, что она невкусная.

Мама шла на всякие хитрости: когда готовила кашу, звала меня и я смотрела, как она варит кашу, из чего, а потом мы вместе придумали, какие ягоды и фрукты можно добавить в кашу. Мы добавляли фрукты, ягоды, орехи. Делали узоры из фруктов. И стала есть кашу. Кашу люблю и до сих пор.

Вывод: все каши обладают полезными свойствами. Люди, которые регулярно едят утром кашу на завтрак, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме.


4) Опрос учащихся 1 классов ( в опросе принимали участие 52 первоклассника)

Вопросы и результат:

1. Знаешь ли ты, что каша полезна?

ДА- 52 уч. НЕТ - 0 уч.

2. Какую кашу ты считаешь полезной?

- гречневая - 12 уч.

- пшённая - 8 уч.

- "Дружба" -32 уч.

3. Всегда ли съедаешь кашу на завтрак?

ДА - 41 уч. НЕТ - 11 уч.

4. Какая каша самая любимая?

- гречневая - 18 уч.

- манная - 8 уч.

- "Здоровье" - 20 уч.

- овсяная - 6 уч.


Вывод: ученики знают, что каши полезны, полезной считают кашу "Здоровье", она же оказалась любимой, но не все дети съедают кашу .

Заключение и общие выводы:

1) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы.

3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов.

4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц.

 «Ешьте больше каши – будете здоровы!»


Наша гипотеза , что мои одноклассники мало знают о полезных свойствах каши и поэтому не едят ее, подтвердилась частично. Нельзя сказать, что первоклассники не знают о пользе каш, но всё - таки не все их любят.

В своем исследовании мы доказали, что каша - сытное и полезное блюдо и идеально здоровый завтрак, потому что:

- утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день;

- каша не способствует ожирению;

- люди, которые регулярно едят утром кашу на завтрак, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме.

Полученная в ходе исследования информация, позволяет сделать следующие общий вывод:

1. Каша - это традиционная исконно русская еда и она должна занимать достойное место на столе во время завтрака.

Наши дальнейшие планы:

  • нарисовать листовки о пользе каш и повесить их в школьной столовой.


7. Рефлексия:

- Понравилась экскурсия в "Музей каш"?

- Какая из экспозиций вам запомнилась и почему?

- Что вы узнали о пользе каши?    


- Спасибо всем за активную работу. А теперь приглашаю всех в школьную столовую. На завтрак - каша "Здоровье". Приятного аппетита.


Любой проект учащихся имеет важное значение и для учителя, чётко показывает обратную связь.

Цель для учителя: 

- формирование знаний о здоровом питании, о пользе каши как о ценном продукте для роста детского организма. После представления и защиты проекта, оценки деятельности учащихся, я поняла, что надо выходить на разговор о пользе каш на родительский коллектив.



























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мараховская Татьяна Васильевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок "Из чего варят каши" (Курс "Правильное питание") "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-iz-chiegho-variat-kashi-kurs-pravil-noie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "132380"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416330468"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация к уроку "Из чего варят каши" (Курс "Правильное питание") "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-iz-chiegho-variat-kashi-kurs-pravil-noie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "132384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416330914"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект занятия "Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусней""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-zaniatiia-iz-chiegho-variat-kashu-i-kak-sdielat-kashu-vkusniei"
    ["file_id"] => string(6) "295571"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455824434"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства