Вредные привычки. Курение, умение отказаться. Групповая, 5 класс
Наши дети живут сегодня в том обществе, которое есть сегодня, другого они не могут выбрать, даже если их не удовлетворяют те условия, в которых протекает их жизнь. Помочь детям справляться с жизненными проблемами, преодолеть желание уйти из мира реальности в мир «кайфа» и «иллюзий» - важная педагогическая задача.
Профилактическая работа становится важнейшим компонентом воспитательного процесса. Она способствует воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
2. Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних;
3. Развитие гибкости ума и способностей к нестандартным решениям;
4. Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.
Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| 1. Организационная часть | |
Слайд 1 | 1.1. Педагог создаёт условия для формирования интереса к совместному занятию, устанавливает контакт между участниками Здравствуйте ребята! При встрече издревле желали друг другу здоровья. Ведь еще в древней Руси говорили: «Здоровье не купишь». А как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья друг другу? Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а вот купить нельзя. Чтобы быть здоровым, как вы думаете, что для этого необходимо? А вот что мы отнесем к здоровому образу, узнаем, когда вы соберете «Ромашку здоровья». | Фронтальный опрос Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Необходимо вести здоровый образ жизни. |
1.2. Педагог подводит детей к цели занятия, обобщает результаты ответов Ребята давайте соберем ромашку. Вам предложены варианты: соблюдение режима дня, личная гигиена, вредные привычки, неправильное питание, зарядка по утрам и т.д. Итак, что мы взяли в «Ромашку здоровья»? Что же мешает быть здоровым? Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? Сегодня мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые мешают людям вести здоровый образ жизни. Какая вредная привычка, последствия и опасность которой как бы отсрочены во времени, и каждый думает, что его не коснуться? | Ребята на лепестках из бумаги записывают свои варианты ответа. Соблюдение режима дня, личная гигиена, зарядка по утрам и т.д. Курение, пьянство, наркомания. Курение табака |
| 2. Основная часть | |
Слайд 2 | 2. 1. Педагог слушает доклады Откуда к нам пришла эта вредная привычка расскажет…… | Из истории табакокурения» (выступления учащихся) Табак - это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако». В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Панно, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии Жан Нико подарил его Екатерине Медичи, которая страдала головными болями. По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. В Россию табак был завезен в 1585 году через Архангельск. В тот период времени курение и нюханье табака жестоко преследовалось. С приходом к власти Петра 1 запрет был отменен и курение вошло в жизнь человека и он не знает и не отдает отчета в том, какие вредные вещества содержатся в табачном дыме. |
2.2. Педагог обобщает доклады, делает акцент на вреде курения Курение – это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Курение – это психологическая и физическая зависимость от никотина, которая приводит к различным нарушениям в организме человека и является причиной многих болезней. Никотин – один из сильнейших растительных ядов, обладающих способностью накапливаться в организме. Он хорошо растворяется в воде, поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости носа, рта, бронхов и желудка. Чем же опасно курение? | Ребята анализируют и осмысливают полученные знания Это зависимость, которая приводит к различным заболеваниям |
Слайд 3 | 3.1. Педагог наблюдает за поведением детей и эмоциональным состоянием во время игры и подводит итоги Мы с вами говорили, что разрушительная сила никотина на организм человека длительна по времени, но через несколько лет могут возникнуть проблемы со здоровьем. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Болезни курильщиков». Вам необходимо восстановить зашифрованные слова. Какие же болезни возникают у курящих людей? И это не весь перечень последствий, к которым приводит курение. А вы знаете, что: Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили. Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет. Выкуривая 20 сигарет в день. Человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы. Итак, курение – очень опасная привычка. Как вы думаете, есть ли что-нибудь позитивное в ней? | Дети в группах работают над заданием Кашель, одышка, болезни сердца, рак легких, ранняя смерть, кариес, морщины Да, нет… |
Слайд 4 | 4.1. Педагог организует выполнение упражнения по формированию навыка отрицательного отношения к курению Сейчас мы устроим «суд над сигаретой». Одна подгруппа пишет, что есть положительного в курении, другая – отрицательное. Делаем вывод, что отрицательного в курении намного больше, чем положительного. Выносим сигарете приговор: курение опасно для здоровья не только самого курящего, но и рядом находящихся с ним людей и поэтому, сигарета должна быть изгнана из жизни людей. И в развитых странах молодежь не курит – это не модно. Модно быть здоровым и некурящим! Курение – это очень вредная привычка. И человек может и должен управлять ею, а не она человеком. Нужно только иметь силу воли. | Дети в группах работают над заданием |
Слайд 5 | Мозговой штурм Давайте же сформулируем меры для предупреждения никотиновой зависимости | Дети ищут способы предупреждения никотиновой зависимости, осмысливают полученный опыт Запретить рекламу сигарет. Запрет со стороны родителей Получать достоверную информацию о вреде. Принятие самостоятельного решения: да или нет! |
| 6. Заключительная часть | |
Слайд 6 | 6.1. Педагог организует диалог, позволяющий детям осмыслить свои впечатления, полученные знания, подводит итог занятия Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы выслушать ваше мнение по поводу нашего сегодняшнего занятия И закончить я хочу такими словами: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. де Бальзак. | Ребята анализируют и осмысливают полученные знания Под красивую музыку каждый участник по очереди берет руку соседа, сидящего справа, и высказывает свое мнение: я что-то открыл (называя конкретно что), я что-то выполнил у меня появились вопросы или я не получил ответа на свой вопрос что мне понравилось на этом занятии |