Конспект урока " Вредные и полезные бактерии" разработан для занятия во внеурочной деятельности"Школа здоровья" в 1 классе.
Цель занятия: формировать у учащихся новые понятия: микробы, бактерии; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Кто такие бактерии? Где они живут? Какие есть вредные и полезные бактерии? Как бактерии помогают людям и животным? Как бороться с бактериями? Что нужно делать, чтобы противостоять болезням?
Чтобы провести занятие "Вредные и полезные бактерии", мы с ребятами предварительно провели опыты с продуктами и в течениии недели ребята визуально наблюдали за ними, делали свои выводы, а данные заносили в листы для наблюдений.
Опыт №1 начался 4 декабря в 10-00. Отварив морковь и картофель, а также взяли свежий огурец, мы с ребятами положили в чашки Петри, и закрыли крышечкой и поставили в тёмное место. Предварительно разделив каждый продукт на три образца, приготовим питательную среду для выращивания бактерий:
Образец №1: 1 часть моркови, картофеля и огурца аккуратно пинцетом, стараясь, как можно меньше трогать эти продукты руками переложили в чистые чашки;
Образец №2: 2 часть этих же продуктов потрогали грязными руками и так же переложили в чашки Петри;
Образец №3: 3 часть продуктов уронили на поверхность пола, а затем переложили в чашки Петри.
После недельного наблюдения было проведено итоговое занятие по данной теме.
На занятии было предложено все представленные образцы изучить более подробно, под микроскопом сравнить с визуальными наблюдениями, сделать выводы и заключения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Вредные и полезные бактерии"»
Муниципальное образовательное учреждение – гимназия №2,
г. Клин
Открытое занятие по внеурочной деятельности
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Тема: «Вредные и полезные бактерии»
Учитель: Иващенко Светлана Николаевна
2013 г.
Внеурочная деятельность «Школа здоровья»
1 класс
Тема занятия: «Вредные и полезные бактерии».
Цель занятия: формировать у учащихся новые понятия: микробы, бактерии; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Кто такие бактерии? Где они живут? Какие есть вредные и полезные бактерии? Как бактерии помогают людям и животным? Как бороться с бактериями? Что нужно делать, чтобы противостоять болезням?
Воспитыватькультуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД:в сотрудничестве с учителем:
определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; в ходе представления опытных образцов с микробами учиться давать оценку и делать выводы.
Коммуникативные УУД:учитывать разные мнения и стремиться к координации в сотрудничестве; формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологическое высказывание; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение;, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; использовать информацию в проблемно-поисковой деятельности под руководством учителя.
Тип занятия:частично проблемно-поисковое обучение
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Объект исследования: бактерии, плесень.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, микроскопы, нетбуки, чашки Петри с образцами для опытов, продукты питания.
Вступительное слово учителя.
Человек своеобразно относится к бактериям. Некоторые бактерии, попадая в организм человека, вызывают различные заболевания. Например, ангину, дифтерию, воспаление легких и все инфекции в открытых ранах возбуждаются определенными видами бактерий. Они называются болезнетворными. Заражение происходит при употреблении сырой воды или несвежей пищи. А также при общении с заболевшими людьми.
А могут ли бактерии быть полезными?
2. Презентация «Бактерии в жизни и организме человека»
-Мама часто говорит тебе, что руки после улицы надо мыть с мылом, грязные игрушки совать в рот нельзя, а овощи и фрукты нужно обязательно помыть перед едой. И мама права, знаешь почему? Она боится, что ты заболеешь, и будешь лежать в постельке с температурой.
-Почему ты можешь заболеть? Да потому, что везде есть бактерии, которые вызывают разные болезни! Сейчас я подробно тебе расскажу кто такие бактерии.
-Бактерии очень и очень маленькие, меньше самых маленьких насекомых, даже букашка по сравнению с ними огромная, как гора
-Вот капля воды, посмотри, сколько на ней микробов! Ты ничего не видишь? Правильно, потому что микробы очень маленькие, меньше капельки, и их так просто не разглядеть.
-Для того, что бы увидеть микробы, нам нужен специальный прибор – микроскоп, который увеличивает предметы в сотни раз
-Мы положили капельку на стекло микроскопа и теперь видим микробы, которые живут в капле воды. Капелька такая маленькая, зато, сколько на ней микробов!!!
-Вот так выглядят разные микробы и бактерии под микроскопом.
-Если ты нарисуешь карандашом одну точку, то там уместится двести пятьдесят тысяч бактерий!
-Бактерии находятся везде. Они есть в почве, в воде, в еде, в воздухе, в дожде …
-Бактерии живут в животных и даже в тебе!
-Разных видов бактерий более тысячи, и все они нужны. Бактерии бывают как вредные (паразиты), так и полезные (сапрофиты).
-Бактерии помогают перегнивать листьям, упавшим на землю. Участвуют в образовании полезных ископаемых, поддерживают запасы углекислого газа и кислорода в атмосфере.
-Тысячелетиями человек использовал молочные бактерии для создания многих молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии получатся, сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
-Из уксусной бактерии делают закваску для кваса. Также бактерии помогают из теста сделать хлеб.
-Человек состоит из человеческих клеток, а также бактериальных, грибковых и вирусных форм жизни.
-В нашем желудке есть множество кишечных бактерий. Но не бойся, они не страшные, наоборот, они помогают тебе справиться с пищей: переваривают ее.
-Есть еще и плохие бактерии, которые вызывают разные болезни, их очень много в общественных местах – на дверных ручках, тележках в магазине, компьютерных мышках, поручнях в автобусе….
-Вредных бактерий много на фруктах и ягодах, которые растут на улице.
-Одной бактерии достаточно, чтобы ты серьезно заболел. Поэтому регулярно нужно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот!
-Будь здоров, малыш!
3.Практическая часть.
Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, и употреблять чистые продукты, проведём следующий опыт №2. Мы с ребятами, на предварительном занятии, заранее приготовили питательную смесь для бактерий и наблюдали за ней всю неделю.
Опыт №1.
Цель опыта: выяснить, как развиваются бактерии на продуктах в различных ситуациях?
Опыт №1 начался 4 декабря в 10-00. Отварив морковь и картофель, а также взяли свежий огурец, мы с ребятами положили в чашки Петри, и закрыли крышечкой и поставили в тёмное место. Предварительно разделив каждый продукт на три образца, приготовим питательную среду для выращивания бактерий:
Образец №1: 1 часть моркови, картофеля и огурца аккуратно пинцетом, стараясь, как можно меньше трогать эти продукты руками переложили в чистые чашки;
Образец №2: 2 часть этих же продуктов потрогали грязными руками и так же переложили в чашки Петри;
Образец №3: 3 часть продуктов уронили на поверхность пола, а затем переложили в чашки Петри.
На второй день никаких изменений на кусочках не увидели. На третий день, мы увидели, что морковь и картофель, которые упали на пол, покрылась белой слизью, появился неприятный запах. На продуктах, которые трогали грязными руками, тоже появились еле заметные следы слизи .
В течение следующих дней на образце №2 и на образце №3 исследуемых образцов, слизи стало больше, появился пушок и распространился на большей поверхности кусочка моркови и картофеля, запах усилился. На образце №1 тоже стали видны следы слизи, появился неприятный запах.
Вывод: В результате визуальных наблюдений выяснили, что все продукты имеют свойство портиться, но образцы №2, №3, которые контактировали с грязными руками и поверхностью пола испортились гораздо быстрее, чем образец №1, который не подвергался контакту с руками и грязными поверхностями. На образцах №2, №3 появилась плесень, которая относится к царству грибов: питается готовыми органическими веществами, она неподвижна и растет.
Закончился опыт №1 11 декабря 2013 года.
Опыт №2.
Изучим результаты нашего опыта под микроскопом.
Оборудование: микроскопы, ноутбуки, предметные стёкла, чашки Петри с образцами.
Проведение опыта №2 – 11 декабря 2013 года.
Описание опыта: учащиеся работают в группах.
-Включите микроскоп и настройте его.
-Самостоятельно поместите в микроскоп, на предметное стекло, поочерёдно кусочки образцов, которые мы отщипнули от моркови, картофеля и огурца.
- Рассмотрите опытные образцы, сделайте пометки в своих листах для наблюдений.
- Расскажите о своих наблюдениях и сделайте вывод.
Мы увидели, бактерии, а так же плесень, которая состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Тело большинства грибов представляет собой переплетенные тонкие нити, которые называются гифами (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина»).
А теперь давайте сравним свои результаты и сделаем выводы о личной гигиене, правильной обработке и хранении продуктов.
4. Итог.
Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить, или сохранить свое здоровье?
— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
— Есть полезную пищу.
— Чистить зубы. Мыть руки.
— Выполнять физические упражнения и т.д.
5. Рефлексия
-Если работать на занятии было интересно и увлекательно, то нарисуйте микроба зелёным карандашом.
-Если возникли затруднения при работе с препаратами, то нарисуйте жёлтого микроба.
-Изобразите микроба красным карандашом, если работать было трудно и не интересно.
«Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».