1) Организационный этап. Постановка цели и задач урока. 5 мин
2) Ход урока. 35 мин
3) Рефлексия (подведение итогов занятия) 5 мин
Организационный этап. Постановка цели и задач урока.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Проверяет готовность обучающихся к уроку:
Здравствуйте, ребята! Вы готовы к великим открытиям?
«Если вы хотите сделать что-то великое в один прекрасный день, помните: один прекрасный день – это сегодня!» - так сказал Джордж Лукас - американский кинорежиссёр, сценарист, известный в качестве создателя саги «Звёздные войны» и серии приключенческих фильмов об Индиане Джонсе.
Слушают, смотрят 1 слайд презентации
Озвучивает тему и цель урока:
Итак, сегодня настал тот прекрасный день, чтобы мы с вами совершили что-то великое…
Вы готовы?
Сегодня мы откроем для себя…как вы думаете –ЧТО?.. правильно (читают с экрана) - ременные передачи.
Мы выступим в роли первооткрывателей, и проведем несколько экспериментов с ременными передачами!
Слушают
Смотрят слайд 2 презентации
Озвучивают вслух написанную на экране тему «Ременные передачи»
Осуществляет контроль пройденного материала.
Но прежде нам нужно кое-что вспомнить! На прошлом занятии мы изучали с вами виды механических передач движения. Кто может их назвать?
С помощью чего осуществляется передача движения?
А кто мне скажет – как мы осуществляли повышение и понижение скорости в зубчатых передачах?
Отлично! Вы все поняли и вспомнили!
Дети отвечают. (3 слайд)
Ответ: Вид механической передачи движения - зубчатые передачи. Зубчатая передача осуществляется при помощи зубчатых колес-шестерёнок, которые зацепляются зубчиками друг за друга.
Повышение скорости: ведущая шестеренка – большая, ведомая-маленькая.
А теперь посмотрите на экран. (На экране – видео). Это зеленое колёсико, которое надето на ось мотора, называется шкив. Я включаю мотор, и шкив начинает вращаться. А на оси рядом – ещё один шкив. Как же мне заставить и его вращаться?..
Слайд 4 (видео)
Дети анализируют
Проводит параллель с ранее изученным материалом:
Давайте попробуем провести аналогию с зубчатыми передачами. Там движение от одной шестеренки передавалось другой за счет тесного контакта между зубчиками.
Наводящими вопросами педагог помогает выявить причинно-следственные связи при передаче механического движения при помощи шкивов.
А здесь один и другой шкивы не соединяются. Как же, при помощи чего можно заставить вращаться второй шкив?.. Молодцы!
Дети определяют закономерность и высказывают свою точку зрения.
Ответ: соединить оба шкива ремнем (резинкой)
Объясняет новую тему:
Два шкива, соединенные ремнем – это и есть ременная передача. Один шкив, который надет на ось мотора, называется ведущий – он передает движение от мотора посредством ремня второму шкиву, который называется ведомым (так же, как и в зубчатой передаче). В ременной передаче всегда есть два шкива и ремень. В качестве ремня может использоваться резинка, веревка, цепочка…
Слушают, смотрят презентацию.
Обратите внимание: ремень натянут между шкивами прямо, без перекрещивания. В таком случае мы получаем прямую ременную передачу.
А кто заметил, как крутятся шкивы – в одну сторону, или в разные; с одинаковой скоростью или с разными?
Вы всё подметили верно! Молодцы! При прямой ременной передаче шкивы вращаются с одинаковой скоростью в одном направлении.
Слушают, смотрят презентацию.
Слайд 5
Ответ: шкивы крутятся с одинаковой скоростью в одном направлении
А посмотрите теперь на экран. Что поменялось?
Теперь ремень натянут перекрёстно.
Как теперь вращаются колёса шкивов: каково их направление и скорость вращения?
Такая ременная передача, при которой ремень перекрещен называется перекрестной ременной передачей
Слайд 6
Слушают, смотрят презентацию. Анализируют. Делают выводы.
(При перекрестном одевании ремня шкивы вращаются в разные стороны с одинаковой скоростью)
Эмоциональный настрой:
Ну что ж, по-моему, настал момент «…сделать что-то великое…» Вы готовы?
А сейчас мы с вами приступим к практической реализации ременной передачи, которую мы только что для себя открыли. Мы создадим проект «Танцующие птички», более того – мы выступим в роли экспериментаторов, заставляя наших птичек крутиться по-разному! Посмотрите внимательно видео на экране.
Дети смотрят на экране видео про Танцующих птичек. (Приложение к компьютерной программе Lego WeDo 9580)
Постановка задачи: сможете ли вы создать таких же Танцующих птичек, чтобы они крутились в разные стороны? Чтобы крутились с разными скоростями?
Дети разбиваются на пары, рассаживаются на рабочие места за компьютерами. Каждой паре выдаётся набор лего, и дети собирают по схеме «Танцующих птичек».
(См. приложение – видео «Занятие в классе образовательной робототехники»)
Педагог следит за процессом сборки и программирования. Даёт советы.
Обучающиеся собирают модель по схеме, и предлагают свои варианты решений по модернизации конструкции и программы для достижения поставленной задачи.
Объясняют свой выбор.
Закрепление знаний: Выполнение упражнения (Упражнение выполнено педагогом Лосевой М.И. на сайте https://learningapps.org/4098193)
https://learningapps.org/display?v=pnezi55m217
Педагог наблюдает за выполнением упражнения.
После окончания практической части сборки, модернизации и программирования модели, обучающиеся самостоятельно выполняют задание
3.Рефлексия
После сборки конструкции и её модернизации идёт обсуждение: кто и каким образом сделал так, чтобы птички крутились в разные стороны, с одинаковыми и с разными скоростями (см. Приложение 1)
Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам
Вывод:
В ходе занятия обучающиеся узнали:
о способах передачи движения и видах ременной передачи
о влиянии диаметра шкива на скорость движения
Создали и запрограммировали действующие модели. Приобрели опыт устного общения с использованием специальных терминов.