4.воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Садитесь! Девизом нашего урока будут следующие слова. Давайте прочитаем их хором: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».
Информатика-наука,
Она гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Задачи, логика, игра.
Но для начала, как всегда,
Вот вам « орешки для ума».
Задание №1 «Орешки для ума»
На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 5 улетели.
Сколько птиц осталось на дереве? 5
2.Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? 4 часа
3.На тарелке лежали 6 кусочков хлеба. Два из них разрезали пополам. Сколько кусочков хлеба стало в тарелке? 8
4.10 пар танцуют вальс. А всего танцоров сколько? 20
5. Во дворе гуляли кот, собака, гусь, петух и коза. Скоро все звери разбежались. Кто остался во дворе? Птицы: гусь и петух.
6. Горело 10 свечей. Три свечи погасли. Сколько свечей осталось? 3, остальные догорели.
7. 5 морковок варились в кастрюле 15 минут. Сколько минут варится 1 морковка?
8. Термометр показывает 15 градусов тепла. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? 15 градусов тепла.
Задание №2
- К вам на урок я принесла слово, но пока несла, потеряла из него три буквы.
- Сейчас я загадаю загадки, вам их нужно будет отгадать и первые буквы отгадок вставить по порядку в слово.
в
ы
к
а
з
ы
а
и
я
*Сколько в радуге цветов?
Дней в неделе у китов?
Гномиков у Белоснежки?
Братьев – близнецов у пешки?
Нот, что знают даже дети?
И всего чудес на свете?
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (СЕМЬ)
- Какую букву вставим?
*Сколько на море ветров?
И копыт у двух слонов?
Щупалец у осьминога?
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука – крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра… (ВОСЕМЬ)
- Какую букву вставим?
*Сколько лет в яйце цыплёнку?
Сколько крыльев у котёнка?
Сколько в алфавите цифр?
Сколько гор проглотит тигр?
Сколько мышка весит тонн?
Сколько в стае рыб – ворон?
Сколько зайцев съела моль?
Знает только цифра ... (НОЛЬ)
- Какое слово я хотела принести на урок?
- Как вы понимаете смысл этого слова?
Чтобы верно выполнить это задание, вам пришлось рассуждать. Рассуждать логически правильно - - значит рассуждать ( говорить) по определённым правилам, то есть понимать, почему всё происходит так, а не иначе. Всегда ли мы правильно высказываемся? Нет, не всегда. Например:- «Завтра я была в кино. Летом мы надеваем шубы.»
Дети объясняют, почему эти предложения неправильные (нелогичные), и привести примеры правильных (логичных) предложений.
Например. – «Вчера я была в кино. Завтра я пойду в кино. Зимой мы надеваем шубы. Летом мы не надеваем шубы. Летом мы надеваем шорты, футболки, сарафаны и другую одежду».
Умение мыслить (думать) отличает человека от животных и машин. Мы мыслим, когда решаем какие-то задачи, когда что-то вспоминаем или о чём-то мечтаем. Мысли можно записывать или высказывать. Например: « Я думаю, что все дети любят сказки. Я помню, что Кощей Бессмертный – скупой и жадный. Я знаю, что не все звери – хищники».
Если мысли высказать или записать в виде повествовательных предложений, то они будут называться суждениями или высказываниями.
- Послушай, пожалуйста, несколько суждений и определи правду я сказала или нет?
Рыба живет в реке. Правда? (Да)
Рыба живет на дереве. Правда? Нет.
На яблоне растут бананы. Правда? Нет.
Зимой идет снег. Правда? Да.
Ночью ярко светит солнце. Правда? Нет.
- Значит, суждения бывают какими? (Правдивыми и неправдивыми, то есть истинными - правильными и ложными – неправильными).
Какими бывают суждения? (Истинными и ложными). Что такое истинное суждение? (Это правдивая информация). Что такое ложное суждение. (Это неверная информация).
4
5. Построение проекта и выхода из затруднения.
- Давайте вспомним русский язык, что такое СИНОНИМЫ? (Одинаковые слова по значению, но разные по написанию.)
- Подберите синоним к слову НЕПРАВДА. Я вам предлагаю несколько вариантов ответа: ЛОЖЬ, ГРАМОТА, ПИСЬМО, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ИСТИНА, РЕЧЬ)
- А сейчас подберите синоним к слову ПРАВДА.
- Сегодня два понятия подробно разберём,
Правда и неправда мы в жизни их зовём.
А в информатике их назовёшь
Иль истина, иль ложь.
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Правильно! Истинные и ложные высказывания.
- Сегодня мы с вами познакомимся, научимся и будем развивать…
- Посмотрите, что у нас получилось.
- Мы сегодня познакомимся… (С ПОНЯТИЯМИ ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
- Научимся… (ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСТИННЫМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ)
- Будем развивать… (ЛОГИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ И РЕЧЬ)
!
7. Реализация построенного проекта.
- Истина и ложь – это несовместимые понятия. У вас на столах лежат толковые словари С.И.Ожегова. Найдите определения понятиям истина и ложь.
*ИСТИНА – АДЕКВАТНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ТОГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ОБЪЕКТИВНО.
- Истина не всегда лежит «на поверхности». Люди добывают истину, когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают, вычисляют, измеряют и т. д.
- И мы с вами тоже будем добывать истину.
- Как можно назвать высказывания, которые соответствуют действительности? Вам в этом поможет наше новое слово «ИСТИНА».
– Какие высказывания? (Истинные.)
- Как можно назвать высказывания, которые не соответствуют действительности? Вам в этом поможет наше новое слово «ЛОЖЬ». (ЛОЖНЫЕ)
- Будем ли записывать слова истинное и ложное полностью при выполнении
заданий? (Нет.)
- Почему? (Неудобно, долго.)
- Что сделаем со словами? (Сократим до первых букв «И» и «Л».)
7. Первичное закрепление во внешней речи. Игра «Истина - ложь».
- А сейчас поиграем. Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимайте карточку с буквой «И», если нет, то карточку с буквой «Л». Работать будете в паре, вам нужно договориться какую карточку поднять.
- Все крокодилы летают.
- Компьютер – помощник человека.
- 10 делится на 3 без остатка.
- Телефон служит средством связи.
- Наша школа находится на Клестовке.
- Сейчас у нас не урок математики.
- Наша школа трёхэтажная.
- Вы учащиеся школы № 37 и второклассники.
- Школа № 37 расположена на улице Рыленкова.
- Февраль – зимний месяц.
- 246 – двузначное число.
- Молодцы! Быстро вы справились с этим заданием.
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Первичное закрепление. Работа в тетради
Задание 1. Что изображено на рисунке? (стол) А теперь прочитаем подпись (стол). Значит подпись… (верная. Правильная, истинная)
Что изображено на следующей картинке? (ананас) А что подписано? (арбуз). Значит подпись….. (неверная, неправильная, ложная)
Ключ: а) истина; б) ложь; в) ложь; г) истина.
Задание 2. (работа в парах) Ученики должны заменить ложные подписи истинными
Ученики должны исправить рисунки так, чтобы подписи были истинными Ключ: а) раскрасить машину в зеленый цвет; б) вычеркнуть грушу; в) дорисовать одну чашку.
Ученики должны определить истинность высказываний относительно картинки. Если ученики затрудняются правильно определить истинность высказываний, учитель может предложить им такой прием - перед высказыванием добавить вопрос: «Правда ли, что...?» Ответ: «Да, правда» говорит, что высказывание истинно. Ответ: «Нет, неправда» означает, что высказывание ложно.
Для самопроверки можно учесть, что означат каждое из слов.
Ключ: а) И; б) Л; в) И; г) Л; д) Л; е) И.
12. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните девиз, с которого мы начали урок. Поднимите, пожалуйста, руку
те, кто что – то прибавил за сегодняшний урок к своему образованию. Смайлики!!!
13. Итог урока.
- Мы должны быть честны друг перед другом, должны говорить только правду и в этом нам помогут истинные высказывания.