Данный урок способствует формированию у учащихся чувства любви к Родине. Конкретизировать понятия «Родина», «малая родина».Развивает умения сравнивать, анализировать текст, выделятьсущественное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину Казахстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Позитивный настрой. Сейчас мы совершим путешествие по нашей Родине. Закройте свои глаза. Сядьте так, как вам удобно. Представьте себе, что сейчас у вас вырастают большие и крепкие крылья. С их помощью мы сможем посетить некоторые уголки нашего великого Казахстана. Мы медленно поднимаемся и летим навстречу ветру. Сейчас мы пролетаем над нашей любимой школой, над нашим поселком. Посмотрите на наш яркий предпраздничный поселок. Мы видим голубую ленту реки Тогузак. Мы пролетаем над сосновым Веренским бором и вдыхаем его свежий и прохладный воздух(пауза). Мы находимся на севере. Осенью здесь колышется золотое море пшеницы, здесь растет хлеб, который кормит всю страну. А зима здесь необыкновенная, холодная, наденьте теплые шубки. Мороз на окнах рисует сказочные узоры, слышны завывания вьюги. Она напевает колыбельную и под ее пение спят животные, реки и озера (пауза). Сейчас мы держим путь на запад к великому Каспийскому морю. Вслушайтесь в тихий плеск морских волн. Повернитесь лицом к этому ветерку, вдохните свежесть моря (пауза). А теперь мы направляемся к царству песка. Пустыня похожа на бескрайнее желтое море. Кажется, что это море безжизненно, но это совсем не так. Здесь даже барханы живые. Они умеют петь, поэтому их называют «поющие барханы». Они дремлют под жарким солнцем и в полусне рассказывают мудрые сказки пустынь (пауза). А сейчас мы летим в сторону нашего поселка и возвращаемся в нашу школу, где нас ждет много интересного, непознанного (пауза). Откройте глаза.
Вам понравилось путешествие? Я надеюсь, вам всем удалось представить себе всю красоту нашего края. Казахстан – это удивительная страна. Она очень велика. На ее территории могут разместиться пять маленьких республик.
Беседа
Вопросы, представленные в учебнике, составлены с учетом выявления жизненной позиции человека в отношении особо сокровенной темы. Для ведения беседы от учителя требуются особая откровенность и такт, что поможет учащимся настроиться па беседу, раскрыться, быть предельно искренними.
1.Что значит Родина для человека?
2. Какие воспоминания о Родине могут быть у человека, когда он вдали от нее? Приведите примеры.
3. Какие чувства вызывают у вас родные места, слово «Родина»?
II. Активизация мыслительной деятельности
Чтение стихотворения (Слайд 1)
Учитель спрашивает: о чем это стихотворение?
— Какая тема урока? (Слайд 2)
— Какая цель урока? (Слайд 3)
— Какие задачи у нас на уроке? (Слайд 4)
После ответов учащихся, учитель подводит итог ответам и объявляет тему и цель урока.
Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Казахстан.
«Ассоциации» (на доске) КАЗАХСТАН (Слайд 5)
Дети называют следующие слова: Родина, степь, герб, гимн, флаг, Астана и т. д. Есть много нужных и важных слов, но среди них есть одно особенно дорогое. И вы его назвали. Какое это слово? (Слайд 6)
Родина (Слайд 7) (стих) На фоне музыкального видеоролика «Моя прекрасная степь Казахстан»стихотворение читает Полупан Елена.
Родина (Слайд 8)
Родина Отчизна Отечество
Чтобы узнать лексическое значение этого слова, мы воспользуемся словарем русского языка.
Прочитать определения из словаря.
— Это слово обозначает место, где родился человек и является гражданином этого государства. (Слайд 9)
Чтение
Сюжет легенды уже знаком учащимся, так как лег в основу некоторых известных произведений литературы и искусства. Однако смысл этого сюжета, заключающийся в любви человека к своей Родине, дает возможность проявиться самым сокровенным чувствам.
ЗАПАХ ПОЛЫНИ
(Легенда)В изложении Чингиза Айтматова
Когда-то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбину. Прошло время, джигит стал забывать вскормившую его землю, своих родителей. Он привык к чужой стране, и, в конце концов, благодаря своему терпению, мудрости и силе воли стал тамошним властителем.
Пролетели годы, властитель постарел, и вот однажды караван, прибывший из дальнего странствия по его родной стране, доставил оттуда небольшой пучок полыни. Запах горькой полыни, сорванной в далеком краю, навеял властителю воспоминания о давно забытой им беспечной поре детства, о тех безоблачных днях, когда мальчишкой собирал он в родной степи тюльпаны. Слезы навернулись ему на глаза, и сердце больно сжалось от переполнившей его невыносимой тоски по Родине. Ничто больше не могло удержать его на чужбине: ни вожделенный для многих престол, ни слава, ни богатство. Спешно оседлав коня, всемогущий властитель отправился на землю своих отцов.
Почему всевластный правитель бросил все и отправился на Родину?
Учебная информация. Читают дети из учебника.
Представленные в учебнике сведения помогут учащимся осмыслить понятие «чувство Родины».
Родина - это не просто место, где родился человек. Родина дает человеку силы, особое мироощущение, становится опорой на протяжении всей жизни. У каждого человека в душе живет чувство Родины, которое укрепляет духовные Родина - это не просто место, где родился человек. Родина дает человеку силы, особое мироощущение, становится опорой на протяжении всей жизни. У каждого человека в душе живет чувство Родины, которое укрепляет духовные Если спросить любого жителя планеты Земля, какой страной он гордиться. И почему то каждый ответит, что самая лучшая страна та, в которой он живет.
Учитель: Случилась однажды такая история. Встретились на одном земном перекрестке несколько незнакомых людей, присели отдохнуть, познакомиться. Поделиться своими впечатлениями: Инсценирование.Первый путник сказал: Много повидал я стран, больших и малых, теплых и холодных, но ни в одной стране нет такого явления, как на моей Родине – когда на юге страны цветут сады и идет весенний сев, на севере поля покрыты снегом, а реки скованы льдом. Летом на юге моей страны так жарко, как на острове Цейлон, где растет цейлонский чай, а зимой на севере моей страны так холодно, как на островах Северного Ледовитого океана. Слова второго путника били таковы: Да, удивительная твоя страна. Но вот я родился и вырос в стране, на территории которой расположено самое большое озеро всей планеты, а в другом озере моей страны плещутся пресные и соленые волны одновременно, на всех картах мира отмечено это уникальное озеро. Вступил в беседу третий путник: А я родился в волшебной стране, да, да, - не смейтесь! Ведь только в волшебной стране такие необычные названия- Пестрые горы, Черные горы, Белые горы, Желтая вода, волшебный край Семиречья И когда приходишь на склоны гор или на берега рек, то сразу понимаешь, насколько верно даны им эти названия. Четвертый путник ответил: Знаете, я вам так завидовал, когда вы рассказывали о своих необычайных странах Каждый из вас с такой гордостью отзывался о своей стране, называл такие удивительные сведения, что я даже заволновался, неужели моя страна ничем не примечательна? Но вот то, что есть в моей стране, у вас точно такого нет- всего за несколько минут можно попасть из одной части света в другую, достаточно пересечь по мосту реку. В детстве я ходил в школу, которая находилась в Европе, а мой дом стоял в другой в другой части света- Азии. А еще моя страна очень далеко расположена от всех четырех океанов планеты и все жители моей страны- самые «сухопутные» жители планеты. Учитель: Вот такая удивительная встреча произошла на земном перекрестке. Угадали ли вы о какой стране рассказывали путники. Да, каждый из них говорил о своей Родине- о Казахстане. Теперь вы понимаете какая уникальная стана , гражданином которой вы все являетесь?
III. Осмысление новых знаний
— Так что же такое Родина? Чем богата наша Родина? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы, работая в группах.
— Желаю вам работать активно, сосредоточено, чтобы уложиться во времени. После выполненной работы вы должны каждый оценить свою деятельность, и другого члена группы.
Коллективная деятельность. Повторим правила работы в группах:
Не перебивать друг друга.
Помогать друг другу.
Правила «трех», если что-то не понятно, спроси у трех товарищей, а только потом у учителя.
Задания в группах: Цель: расширить и углубить знания учащихся о нашей Родине, учить детей самостоятельно работать с раздаточным материалом , учить самоанализу и анализу своей работы и товарища, умению слушать друг друга.
Задания (Слайд 10) Прочитайте материал
Запиши возникший у тебя вопрос. Оцените свою работу в группе
Песня «Казахстан могучий». Исполняет группа девочек.
IV. Контроль усвоения
(вопросы на карточках по теме урока).
У одной группы вопросы, а у второй группы ответы. Каждый находит свой ответ.
V. Рефлексия
Синквейн (Слайд 12)
Родина Великая, независимая. Любит, гордится, живут. Я люблю свою родину Казахстан
VI. Оценивание VII. Д/З: Составить рассказ на тему Родина. Нарисовать рисунок «Красивая природа Казахстана». Выучить стих о Родине