"Сохранение и укрепление здоровья школьников через организацию внеклассной работы"
"Сохранение и укрепление здоровья школьников через организацию внеклассной работы"
Ее задачи:
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках физкультуры;
Воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия;
Развитие творческой инициативы и организаторских способностей.
Формы внеклассной спортивной и физкультурно – оздоровительной работы достаточно разнообразны:
Спортивные секции
Дни здоровья
Школьные спартакиады
Классные часы
Спортивные праздники, семейные праздники
Конкурсы
Физкультминутки
Беседы о ЗОЖ
Родительские собрания и т.д.
В нашей школе проводятся дни здоровья и спорта. Продолжительность дня здоровья
Для учащихся 1-4 классов – 3 часа;
Для 5-9 классов – 4 часа;
Для учащихся 10-11 классов – 5 часов.
В эти дни проводятся подвижные и спортивные игры на местности, туристические походы, спортивные соревнования, в том числе и сдача спортивных норм.
Спартакиада школьников является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Спартакиада проводится в течение учебного года в целях:
укрепления физической подготовленности, здоровья обучающихся;
привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
отвлечение обучающихся от вредных для здоровья привычек, предупреждения правонарушений;
воспитание патриотизма;
выявление талантливых спортсменов.
В Альметьевске стартовал республиканский проект 2013 побед Татарстана. Первое мероприятие в рамках этого проекта прошло 1 февраля. В городском парке им.60-летия нефти Татарстана состязались младшие школьники. Нашу школу представлял 3А класс. На территории Комсомольского парка стартовали школьники среднего звена. Участвовали учащиеся 6А, 9А, 9Б классов. А на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Снежинка» соревновались учащиеся старших классов. Команда школы заняла 2 место.
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей,
умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.
ЗОЖ является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сохранение и укрепление здоровья школьников через организацию внеклассной работы" »
Выступление на педагогическом совете
педагога- психолога
«Сохранение и укрепление здоровья школьников
через организацию внеклассной работы»
Здоровье – не все,
Но все без здоровья – ничто.
Сократ
Тематика года в последнее время становится в республике очень важным критерием оценки деятельности, как государственных органов, так и общества в целом. В частности, как Год благотворительности, так и Год семьи были созвучны с мыслями и действиями большинства татарстанцев. Достаточно лишь отметить, что за последний период на 10% увеличилось число новорожденных, а также возросло количество семей, где появились вторые и третьи по счету малыши.
Наступил год серьезных позитивных изменений и результатов.
Указом Президента РТ 2009 год в Татарстане объявлен Годом спорта здорового образа жизни. Почему он так назван? Согласно проводимым социологическим опросам было установлено, что вопросы, связанные со здоровьем, сегодня беспокоят людей больше всего. А тема качества жизни и активного долголетия актуальна как никогда. Последние достижения республики в области спорта и предстоящая Универсиада в 2013 году также стали не последним фактором в определении ведущего приоритета в наступившем году.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Формирование здорового психолого-педагогического пространства в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения.
Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда, конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые.
Важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и системы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников является организация и проведение внеклассной воспитательной работы по повышению двигательной активности школьников. Цель этих мероприятий – обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении.
Составной частью этой работы является внеклассная спортивная и физкультурно – оздоровительная работа.
Ее задачи:
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных ими на уроках физкультуры;
Воспитание у школьников общественной активности и трудолюбия;
Развитие творческой инициативы и организаторских способностей.
Формы внеклассной спортивной и физкультурно – оздоровительной работы достаточно разнообразны:
Спортивные секции
Дни здоровья
Школьные спартакиады
Классные часы
Спортивные праздники, семейные праздники
Конкурсы
Физкультминутки
Беседы о ЗОЖ
Родительские собрания и т.д.
В нашей школе проводятся дни здоровья и спорта. Продолжительность дня здоровья
Для учащихся 1-4 классов – 3 часа;
Для 5-9 классов – 4 часа;
Для учащихся 10-11 классов – 5 часов.
В эти дни проводятся подвижные и спортивные игры на местности, туристические походы, спортивные соревнования, в том числе и сдача спортивных норм.
Спартакиада школьников является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Спартакиада проводится в течение учебного года в целях:
укрепления физической подготовленности, здоровья обучающихся;
привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
отвлечение обучающихся от вредных для здоровья привычек, предупреждения правонарушений;
воспитание патриотизма;
выявление талантливых спортсменов.
В Альметьевске стартовал республиканский проект 2013 побед Татарстана. Первое мероприятие в рамках этого проекта прошло 1 февраля. В городском парке им.60-летия нефти Татарстана состязались младшие школьники. Нашу школу представлял 3А класс. На территории Комсомольского парка стартовали школьники среднего звена. Участвовали учащиеся 6А, 9А, 9Б классов. А на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Снежинка» соревновались учащиеся старших классов. Команда школы заняла 2 место.
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.
ЗОЖ является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения здоровья.
Что же нужно организму ребенка для сохранения здоровья?
1. Двигательная активность.
Во многих лабораториях мира ученые проводили опыты на животных, сравнивая продолжительность жизни детенышей из одного помета, получивших одинаковое необходимое для жизни питание. Только животные одной группы много двигались, а других резко ограничивали в движениях, им не приходилось играть или прикладывать усилия для добывания пищи. Итог оказался ошеломляющим – крысы в нормальных условиях прожили 529 дней, а их малоподвижные собратья всего лишь 82 дня, т.е. в 6.5 раз меньше! Недостаток работы мышц быстро привел не только к ослаблению и атрофии самих мышц, но и к ухудшению состояния нервной системы, работы сердца, легких и печени, накоплению лишнего жира и другим изменениям, характерным для глубокой старости.
2. Питание – оно имеет несколько функций: обеспечение организма энергией, строительная – доставка материала для построения тела, наполнение организма биологически активными веществами, регулирующими процесс жизнедеятельности, основная часть которых – витамины.
С одной стороны, питание должно быть достаточным по количеству и полноценным, т.е. содержать необходимые для строительства детского организма белки (мясо, рыба, молоко, яйца), жиры (животные и растительные), углеводы (крупы, хлеб, сахар), минеральные вещества и витамины, содержащие в овощах и фруктах. С другой стороны, пища не должна быть избыточной, слишком калорийной и рафинированной, очищенной от естественных грубых волокон клетчатки и других веществ. И питаться надо регулярно, распределяя общее количество пищи в течение дня.
3. Влияние внешней среды. Это на самом деле не только экологическая обстановка района в котором ты живешь.
4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена. Ребенок, готовящий уроки на уголке высокого стола, сидя боком на табуретке или спящий на мягкой перине или провисшей раскладушке, имеет все шансы заработать искривление позвоночника. Если вы сами по утрам находите 10 минут, чтобы сделать несколько несложных упражнений для разных групп мышц – то, что называют утренней гимнастикой, вы легко привьете эту полезную привычку ребенку. Но не подумайте, что зарядки будет достаточно, чтобы весь остальной день просидеть за партой или письменным столом.
5. И ещё очень важное – «погода в доме». Нервные стрессы, недостаток положительных эмоций – это то, из-за чего бывают бессильны помочь детям врачи и педагоги. Очень часто нервные стрессы становятся «спусковым механизмом» не только нарушений психики, но и простудных и хронических заболеваний. Дело в том, что нервная система тесно связана с иммунитетом организма, предохраняющим нас от вредных вирусов и бактерий.
6. Большую роль в поддержании и укреплении иммунитета играет закаливание. Чем моложе организм, тем беззащитнее он к действию внешних факторов: жары, холода, перепадов атмосферного давления, сырости и инфекционным заражениям.
Причем действуют эти факторы на организм, дополняя друг друга. Как бы мы не оберегали ребенка, мы не можем быть всегда рядом. Тепличные и стерильные условия жизни не могут длиться бесконечно, лучше как можно раньше научит ребенка и его организм защищаться от разных невзгод самостоятельно. Тот, кому в 3-5 лет не страшна открытая форточка и холодная вода, став старше, сам справиться и с другими проблемами.
7. И последнее по счету, но не по важности - отсутствие вредных привычек. Так скромно называли раньше разные формы наркотизации – курение, алкоголь и наркотические вещества. Каждое из этих веществ – яд! Яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервную систему, яд, подрывающий здоровье и тормозящий рост и развитие. Их объединяет не только вредное воздействие, но и затягивающее все глубже привыкание, которое формируется тем быстрее, чем моложе ребенок. Поэтому в школе мы уделяем так много внимания данной проблеме. Используем в работе учебные программы ЗОЖ. Так разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н.). Данная программа одобрена МО РФ, МЗ РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук. Существуют и успешно работают еще ряд авторских программ для различных возрастов учащихся. («СПИД/ВИЧ/ЗППП», «Линия жизни», «Путь к успеху» - для родителей, школьные программы «Здоровье», «Эколос»)
Цель всех этих программ гигиеническое обучение и воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни, пробуждение их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем.
Программы здорового образа жизни направлены на:
улучшение собственного психического и физического состояния;
отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;