Тема:«Золотая рыбка»
(Подготовительная к школе группа)
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальная активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию, любознательность,
Развивающие: стимулировать к проявлению волевых качеств, закреплять и расширять знания о морских обитателях. Развивать умение составлять рассказ по схеме, логически мыслить, рассуждать, анализировать.
Образовательные: формировать умения в составлении и решении арифметических задач, на основе сложения и вычитания. Научить передавать в рисунке форму, пластику предмета, характер с помощью мелких деталей.
Основная образовательная область «Познание»
Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.
Методы: игровые, словесно-наглядные, сюрпризный момент,
Приёмы: вопросы, загадки, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения: палочка для процарапывания, салфетка, бумага, покрытая в синий цвет, грамм, запись «шум моря».
Словарная работа: обогащать словарь( чешуя, плавники, форма тела «обтекаемая», «граттаж»-техника рисования.
Предварительная работа: подготовка листов для граттажа, беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций.
Структура: 1часть: Психологический настрой, вводный организационный момент.
2 часть: Сюрпризный момент.
3 часть: Составление рассказа о рыбке по схеме
4 часть: : Разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций
5 часть: Эксперимент
6 часть: Гимнастика для глаз.
7 часть: Задачки в стихах
8 часть Физминутка
9часть: Рисование в технике « граттаж»
10 часть: Итог, самооценка
11 часть Сюрпризный момент.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У каждого человека есть мечта! И каждый хочет, чтобы она исполнилась. А кто может нам в этом помочь?
-Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к волшебству.
(Дети закрывают глаза и загадывают желания.Звучит музыка, убираю салфетку с аквариума, а там золотая рыбка.)
-Посмотрите! У нас сегодня на занятии необычный гость. Из какой она сказки?
- Правильно «Сказка о золотой рыбке». А кто написал сказку?
-Совершенно верно,А.С. Пушкин. Золотая рыбка может исполнить одно ваше желание, если мы с вами выполним задания. Давайте все закроим глаза и загадаем желание.
-Первое задание от золотой рыбки. Мы с вами на прошлом занятии составляли рассказ по схеме. Посмотрите внимательно на золотую рыбку, предлагаю составить рассказ по опорной схеме. Задание понятно?
-Кто самый смелый?
(опрашиваю 3-4 детей, при затруднении задаю наводящие вопросы)
-Молодцы. Посмотрите на рыбку, ей понравились ваши рассказы. И она сказала мне по секрету, кто будет на занятии активно заниматься,у того желание обязательно сбудется.
-Ребята, а какие бывают рыбы? (речные, озёрные, морские, аквариумные)
-Ребята, но в море не только рыбы живут, вот послушайте и отгадайте загадки о морских обитателях?
1.Да такому Великану
Океан пришёлся с ванну.
Океаны бороздит
Чудо - юдо синий (Кит)(показ иллюстрации)
2.Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я .(осьминог)(показ иллюстрации)
4.Папа прячет детвору,
В сумке словно кенгуру.
Детвора сидит в брюшке,
В удивительном мешке.
Папа скачет весь денёк.
5.Это кто? (Морской конёк)(показ иллюстрации)
Все ко дну я прижимаюсь,
В темноте морских глубин
Незаметной быть стараюсь,
Превратилась в плоский блин(Камбала)(показ иллюстраций).
-Я для вас приготовила эксперимент. Вы многие ездили отдыхать на море. Загорали и конечно плавали,как рыбки. Почему в море легче плавать, чем в бассейне?
- Вот давайте проверим.
-Перед вами стоят два стакана с водой. Какая по цвету вода? (Бесцветная, прозрачная).
-В одном из них вода, обыкновенная, т. е. которую мы пьём с вами, а в другом - морская вода (сильно насыщенный соляной раствор). Давайте, определим на вкус, где какая вода? (Определяют на вкус при помощи ложек).
-Солёную воду поставим на красный кружок, а пресную (питьевую) – на синий. Представьте себе, что яйцо – это человек. Помещаем яйцо сначала в несолёную воду. Что с ним произошло?
-А теперь яйцо перемещаем в стакан с соленой водой. Что произошло?
- Какие выводы можно сделать?
Гимнастика для глаз
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам)
- Ребята золотая рыбка приготовила для вас задачки.
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки,
По четыре раза в сутки,
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сколько всего рыб и птиц?)
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало.
Два окунька, три карася,
Один ершок — и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыб я сварю?
Физминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
-Золотая рыбка приготовила для вас еще одно задание.
(включаю запись «шум моря»)
-Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое. Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница - акула, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог. Как красиво! Волшебный подводный мир. Как в сказке. А вот разноцветные кораллы, которые похожи на сказочный лес. Какое красивое волшебное подводное царство! Так и хочется туда попасть.
-Ребята, а давайте отправимся в подводное царство?
-У вас на столах бумага синего цвета и волшебная палочка. Ceйчас, я вам покажу, что это палочка волшебная и ей совсем не трудно рисовать, она сама почти рисует(показ как палочка процарапывает на бумаге, и появляются красочные рисунки).
-Ребята, приступайте к работе(дети работают самостоятельно).
-Какие вы молодцы! Какое у вас получилось морское царство! Положите свои рисунки на мольберт. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети рассматривают свои рисунки, делаем анализ работ).
-Я тоже загадала желание, и оно уже исполнилось! Мне очень хотелось, чтобы вы помогли на занятии, и у вас это получилось. Ребята, золотая рыбка оставила подарок. Смотрите, это камушки со дна моря. Но они не простые, их можно съесть, так как они тоже волшебные.
(Угощение детей конфетами «морские камешки»).