Открытое занятие
«Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью»
Тема занятия:
«Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью»
Цель:
формировать представление о декоративной растительности осенью в городе Армавире.
Задачи:
- обучающая:
формировать у учащихся представление о декоративной растительности осенью в нашем городе;
- развивающая:
развивать умение различать декоративную растительность по цветам, листьям; интерес к цветоводству, творческие способности;
- воспитывающая:
воспитать бережное и заботливое отношение к декоративной растительности, любовь к природе.
Оборудование:
компьютер, мультемидийный проектор, экран, презентация «Декоративная растительность Кубани осенью»; выставка книг о декоративной растительности, мозаика, кроссворды, карточки, листы белой бумаги, карандаши.
План
1.Оргмомент
2.Мотивационная направленность занятия
3.Сообщение темы, цели занятия
4.Работа по теме занятия
5.Сообщение педагога
6.Закрепление
7.Итог занятия
8.Награждение победителей
9.Домашнее задание
Эпиграф: «Никогда сад не будет прекрасен без цветов».
1.Оргмомент
2. Мотивационная направленность занятия
-Ребята, послушайте загадку: «Красивые цветочки расцвели в саду. Запестрели красками, а осень на носу. (Астра). Правильно, сегодня мы поговорим о декоративной растительности осенью. Какие прекрасные цветы можно увидеть осенью на клумбе.
3.Сообщение темы занятия, цели.
Ребята, в каком бы городе Краснодарского края вы не были, на какой бы улице вы не гуляли, всегда можно увидеть прекрасные осенние цветы. А вот какие осенние цветы растут в нашем городе, мы сейчас узнаем. Итак, домашнее задание «Знаете ли вы?». Много интересного о декоративной растительности мы сейчас узнаем. Прошу всех внимательно слушать, потому что в конце занятия викторина. (Ребята рассказывают интересный материал о декоративной растительности).
«Знаете ли вы?»
1.Цветки настурции имеют форму граммофона (или воронки) и их очень удобно фаршировать имеющимися продуктами. Можно использовать мясо, рыбу, креветки, обычный творог с зеленью, сыр с вареными яйцами и чесноком, грибы. Попробуйте! блюдо получится очень оригинальным и вкусным.
2.Настурция не только красива, но и полезна как для здоровья, так и в борьбе с садовыми вредителями. Из листьев настурции готовят салаты, зеленую массу растения настаивают в воде и используют для опрыскивания садовых культур.
3.Если осенью перекопать почву вместе с настурцией, это будет способствовать оздоровлению вашей земли. За настурцией приметили чудесную особенность. Посадите ее на огороде между грядками с помидорами, капустой и другими овощными культурами. И удивительное дело: бабочки многих вредителей будут облетать их стороной.
4.Известно, что вьющаяся и ползучая формы настурции большой издавна используются в кулинарии у некоторых народов. Свежие листья, цветочные почки, недозрелые зеленые семена имеют приятный острый вкус. Это неплохая приправа к салатам и другим блюдам. Идут в дело и распустившиеся цветки, их добавляют в салаты, готовят из них супы.
5.Из листьев красавицы эхинацеи готовят салаты, куда добавляют укроп, петрушку и все заправляют растительным масло, получается прекрасное витаминное блюдо, полезное при авитаминозе.
6.Георгин, при красоте своей сказочной, еще и обладает полезными свойствами. Например, листья георгина – великолепное средство при солнечных ожогах. Берете листочек, промываете и кладете (для достижения лучшего эффекта прибинтовываете) на пораженное место. Облегчит лист георгина и страдания, связанные с появлением мозолей.
7.Хризантема увенчатая. В Японии и Китае популярна как овощ, недаром ее называют овощной или съедобной. Главное ее достоинство высокое содержание бета – каротина, провитамина А, которые повышают иммунитет. Эта красавица содержит еще витамины В1, В2, РР, С и такие микроэлементы Са, К, Р, Fе. Каждый год 9 сентября японцы отмечают День хризантем.
8.Георгины – хорошая срезочная культура. Цветы стоят долго, особенно если срезать едва распустившиеся бутоны. Георгины будут цвести до первых заморозков, если вы обеспечите им достаточное количество питательных веществ. Лучше всего себя чувствуют георгины на солнечном, хорошо проветриваемом месте, защищенном от сквозняков. Миниатюрные экземпляры георгин прекрасно растут в цветочных горшках.
9.Каперсы – это нераспустившиеся бутоны настурции, которые консервируют и они являются деликатесом.
Педагог:
Сейчас проведем КВН. У нас три команды. 1-я команда – «астра»; 2-я команда – «хризантема»; 3-я команда – «георгин». Команды получают карточку № 1 «Найди декоративное растение». Ребята читают текст в карточке № 1, а потом на этой же карточке указывают номер вашего декоративного растения.
Жюри проверит ваши карточки и определит сумму баллов, заработанную командой. (Один правильный ответ – один балл).
Педагог:
жюри проверяет ответы ребят - карточка № 1, а я в это время прочитаю вам
стихотворение об осенних цветах.
Педагог:
Сейчас, ребята, предлагаю вам отгадать загадки и определить название цветов, цветущих на клумбах Кубани осенью:
1.Звезду - названье так и переводится. Я ближе к осени цвету, чтобы попасть в букеты к школьницам. (Астры).
2. Большой и красивый букет из цветов можно дарить исключительно всем! Шапочка пышная из лепестков, длинная ножка у этих цветов. Цвет может быть фиолетово – нежный, желтый, сиреневый и белоснежный. (Хризантема).
3.На клумбе у окошка посажена картошка. Цветки ее огромные и светлые и темные. (Георгин).
4.Мои цветы – оранжевое пламя, а листья – как зеленые медали. В названии – восточная страна. Ну что, ребята, вы меня узнали? (Настурция).
5. Какое декоративное растение было названо в честь шведского ботаника Улофа Рудбека? (Рудбекия).
6. Любят бабочки и пчелы, любят бабушки и дети, ведь прекрасны мы в букете. (Гелениум).
Слайд № 1-загадка об астре
Слайд № 2-загадка о хризантеме
Слайд № 3-загадка о георгине
Слайд № 4-загадка о настурции
Слайд № 5-загадка о рудбекии
Слайд № 6-загадка о гелениуме
Педагог:
1). - Ребята, как вы думаете, какая самая распространенная декоративная растительность у нас на Кубани? (Ребята отвечают на вопрос).
2). - Как вы думаете, можно ли жить без декоративной растительности? (Ребята отвечают на вопрос).
3). - Что случится, если исчезнут с лица земли наши любимые цветы? (Ребята отвечают на вопрос).
Педагог:
Карточка № 2 «Анаграмма» - интересное и сложное задание. Необходимо правильно вставить буквы.
Педагог:
Нашим прекрасным осенним цветам поэты посвятили свои стихи, давайте послушаем наших ребят (ребята аплодируют).
Педагог:
Итак, новое задание для команд: «Кроссворд» «Осенние цветы». Команды получают карточку № 3 «Кроссворд» «Осенние цветы». Ребята заполняют графы карандашом (вставляют буквы) и потом сдают жюри на проверку.
Карточка № 3 «Кроссворд»
«Осенние цветы».
1.В Америке это растение столь же любимо и почитаемо, как у нас в России астра…Цветы имеют яркие (белые, желтые, красные и бордовые, розовые) лепестки. Свое название получило в честь профессора медицины Иоганна Цинна. Цинния
2.Это растение хорошо смотрится в групповых посадках, яркими цветовыми пятнами на клумбах. Срезанные растения долго сохраняют свою декоративность. Гелениум
3.Растение способствует развитию в почве полезных бактерий и увеличению количества дождевых червей, которые хорошо рыхлят почву. Соцветия и листья имеют специфический запах, вследствие чего они не всегда используются для озеленения балконов и лоджий. Тагетес или бархатцы
4.Блюда из данного декоративного растения славятся диетическими и лечебными свойствами. Настурция
5.В Европу декоративное растение было завезено в 1575 году врачом Хернандцем, как съедобное растение. Георгин
6.Карл Линней назвал это растение в честь своего друга и учителя шведского ботаника Олафа Рудбека, профессора. Рудбекия
Педагог:
Ребята, давайте закрепим пройденный материал. Итак, у нас викторина. Один правильный ответ – один балл.
Викторина
1.Если посадить настурцию на огороде между грядками овощей, бабочки многих вредителей будут облетать их стороной? Ответ. Да.
2.Свежие листья, цветочные почки, недозрелые зеленые семена настурции имеют приятный острый вкус? Ответ. Да.
3.Из листьев красавицы эхинацеи готовят салаты? Ответ. Да.
4.Хризантема увенчатая в Японии и Китае популярна как овощ? Ответ. Да.
5.Прекрасным местом для посадки гелениума являются влажные участки на берегах пруда или водоёма? Ответ. Да
6.Миниатюрные экземпляры георгин прекрасно растут в цветочных горшках? Ответ. Да
7.Цветы и стебли обладают лечебными свойствами, могут быть использованы в кулинарии? Ответ. Да.
8.Каперсы – это нераспустившиеся бутоны настурции? Ответ. Да.
Итог занятия
Педагог:
В конце нашего интересного занятия многие из вас знают и могут рассказать много интересного о природе Краснодарского края, о декоративной растительности, растущей на улицах города Армавира осенью, поэтому давайте еще раз повторим, как называется декоративная растительность нашего прекрасного южного города Армавира.
Давайте подумаем, что мы с вами можем сделать, чтобы на улицах, на клумбах, в скверах, парках с каждым годом все больше было вот такой красоты!
1.Можем собирать семена и хранить их до самой весны.
2.Посадить или посеять семена декоративной растительности, которая вам нравится и, конечно же, ухаживать за ней у себя дома, во дворе, на даче.
3.Давайте с вами не будем забывать о наших зеленых друзьях в течении всего лета и осенью.
4.Ребята, наши «зеленые друзья», декоративная растительность, очень нуждаются в вашей любви, заботе и уходе.
5.Давайте, мы все дружно и активно будем стремиться сохранить нашу планету зеленой и красивой.
Спасибо вам ребята за то, что вы были активны и дружны на нашем занятии, надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся в вашей жизни!
Заключительное слово предоставляется нашему жюри. Жюри подводит итоги занятия.