Педагог: Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня мы будем знакомится с новым учебным материалом. И тема его звучит так - «Доврачебная медицинская помощь в походе».
Говорят, без теории нет практики, поэтому и мы наше занятие начнем с теоретического материала.
В связи с тем, что в нашей группе нет врачей, которые могут квалифицированно оказать медицинскую помощь, поэтому тяжесть решения возникающих проблем может лечь на плечи рядовых участников похода. Конечно, оказание специализированной помощи в походных условия невозможно-для этого необходима госпитализация в крупный медицинский стационар, но оказание первой медицинской помощи в походных условиях должно проводиться всеми членами туристической группы.
В нашем районе, в туристических походах, наиболее часто можно столкнуться с такими проблемами как, укус змеи, переломы и обморожения.
Мы сегодня на нашем занятии разберем, как оказывать доврачебную медицинскую помощь при укусах различных змей, переломов и обморожений.
Давайте поговорим с вами об укусе змеи. Кто из вас знает, какие виды змей обитают в нашем округе? (Гадюки и ужи).
Да я с вами согласна, но так, же важно знать, что ужи они не ядовиты и кусают только самки, а после укуса гадюки, если немедленно оказать первую медицинскую помощь, все обойдется без осложнений.
Первая медицинская помощь при укусе змеи должна быть оказана очень грамотно, а главное – своевременно. Ни в коем случае не стоит сразу же искать жгут или тугую повязку для того, чтобы перетянуть укушенную конечность. Из укушенного места необходимо как можно быстрее отсосать яд. Тому, кто это делает, нужно сразу же его выплевывать. В том случае, если на губах у оказывающего помощь имеются ранки и болезненные язвы, отсасыванием яда заниматься не стоит. В таком случае, отравление быстро перейдет к самому спасающему. При помощи такой процедуры можно удалить при укусе змеи около 60 процентов всего выпущенного ею яда. А это существенно снижает степень концентрации ядовитого вещества и уменьшает степень тяжести заболевания. Именно оказанная подобным образом первая медицинская помощь способна оказать помощь тому, кто пострадал от укуса змеи. Вся процедура длится не менее двадцати минут, именно за такое время можно удалить максимально возможное количество яда из раны.
После того, как яд уже отсасывать больше не удается, ранку обрабатывают зеленкой, можно использовать то, что есть под рукой в аптечке туриста – спирт, йод. Укушенному необходимо дать, если имеется такая возможность, горячий чай или кофе. Пострадавшему настоятельно рекомендуется принять успокоительный препарат. Это позволит избежать паники, которую способен создать вокруг себя сам же укушенный. А паника может стать серьезной помехой для правильного оказания первой медицинской помощи. Особенно необходимо дать успокоительное, если замечено ускорение сердцебиения и ускорение пульса.
Моральная поддержка крайне необходима пострадавшему человеку. Его сразу будут одолевать мысли о смерти, что вполне нормально для его состояния. После укусов змеи могут начаться галлюцинации и видения, ухудшиться настроение. Однако больного нужно суметь убедить в том, что выздоровление неминуемо, что все обойдется. При этом необходимо как можно скорее найти медицинское заведение, куда требуется довезти больного. В медицинских учреждениях сразу смогут дать противоядие в виде противозмеиной сыворотки. Пока вы будете транспортировать больного до больницы, необходимо полностью обездвижить ту конечность, которая была укушена.
Если укус имеется на конечности, то связывают две ноги вместе. Если рука, то ее можно прибинтовать к туловищу. Вообще, обездвижить рекомендуется полностью все тело. Чем меньше двигается укушенный человек, тем медленнее яд передвигается по его организму и тем слабее он действует. А это может стать драгоценным временем для того, чтобы дождаться врачей из скорой помощи.
Повязка около ранки разрешается, но только не тугая. Повязка должна не прекратить движение крови к сердечной мышцы и мозговой области, а все-таки спровоцировать выход яда из ранки. При правильно наложенной повязке место укуса должно слегка кровоточить, что будет свидетельствовать о том, что яд начал выходить. Укушенное место желательно держать таким образом, чтобы сердце было в положении выше. Понятно, что делается это для того, чтобы яд медленнее поступал к сердечной мышце.
При укусе змеи обычно симптомы отравления и интоксикации проявляются уже впервые пять-десять минут. Если на протяжении двадцати минут, которые прошли после того, как напала змея, не наступило общего ухудшения самочувствия, не повысилась температура, не опухла укушенная конечность, то можно сделать вывод о том, что обращаться в больницу не потребуется. В таком случае вам повезло – змея оказалась совсем не ядовитой.
В продолжении нашего занятия мы будем говорить о разных видах перелома и не только говорить, но и практиковаться как правильно накладывать шины и оказывать доврачебную помощь.
А поможет нам в этом наша гостья Елена Владимировна фельдшер отделения скорой медицинской неотложной помощи.
Давайте по приветствуем её. (учащиеся встают).
Елена Владимировна:
Перелом — это частичное или полное нарушение целостности кости.
Чтобы найти место перелома, нужно осторожным поверхностным прощупыванием определить участок наибольшей болезненности. Он будет соответствовать месту перелома. Нельзя самим проверять подвижность обломков кости и вправлять их — этими действиями можно усилить повреждения мягких тканей, сосудов, нервов, что вызовет дополнительную боль и может привести к развитию шока.
Признаки переломов: боль в области повреждения кости, резко усиливающаяся при движении, припухлость, кровоподтек.
При оказании первой медицинской помощи нельзя допускать движений в месте перелома кости, снимать одежду и обувь — их надо разрезать и освободить место перелома.
При открытом переломе костей, сопровождающемся артериальным кровотечением, сначала следует его остановить с помощью жгута, дать пострадавшему обезболивающее средство, затем на открытую рану наложить стерильную защитную повязку и только после этого придать неподвижность поврежденной части тела с помощью шин, выпускаемых промышленностью, — лестничных и сетчатых проволочных. Если их нет, то можно использовать подручные предметы (куски досок, фанеру, пластмассу и т. п.).
Анаит Владимировна:
Сейчас я попрошу выйти ко мне Майю и Диму.
Вы сейчас поможете Елене Владимировне показать, как наложить шину при переломе, а при каком переломе вы сейчас глядя на презентацию попробуете сказать сами. (ребята смотрят на доску и пытаются дать правильный ответ. (костей предплечья), кто мне покажет, в какой части тела находится предплечье? Показ детей.
Правильно. (мы приступаем к практике)
Елена Владимировна:
Шину накладывают таким образом, чтобы она заходила за соседние суставы по обе стороны перелома. Под нее подкладывают мягкий материал (вату, шарф и др.), особенно в местах костных выступов.
При переломах костей предплечья шину выбирают такой длины, чтобы она одним концом доходила до верхней трети плеча, а другим — до кончиков пальцев. (мы выбираем подходящую шину). При накладывании шины руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты (в руку надо вложить комок ваты). Шину моделируют по форме желоба, внутреннюю сторону выстилают ватой или другим мягким материалом, а затем накладывают по наружной поверхности предплечья, перегибают через локтевой сустав и далее по наружной задней поверхности плеча. В таком виде шину прибинтовывают к руке широким бинтом, а руку подвешивают к шее на косынке или ремне.
Анаит Владимировна:
Молодцы. Снимаем повязку и присаживаемся за стол.
Сейчас я попрошу выйти Витю и Аделину.
Давайте мы попробуем наложить шину при переломе, а какого участка тела вы сейчас попробуете назвать сами, все смотрим на слайд. (ответ детей). (плечевой кости). Кто мне покажет где у нас находится плечевая кость? (мы приступаем к показу)
Елена Владимировна:
При переломе плечевой кости шину накладывают на руку, согнутую в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают комок ваты, который укрепляют бинтом. Шину моделируют по размерам и контурам поврежденной руки так, чтобы она начиналась от плечевого сустава здоровой стороны, проходила через спину по надлопаточной области больной стороны, затем по задней наружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев. Покрыв шину ватой, ее прибинтовывают к руке и частично к туловищу с помощью колосовидной повязки. После этого руку подвешивают на косынке или ремне и прибинтовывают к туловищу.
Анаит Владимировна:
Молодцы, снимайте повязку и присаживайтесь на свои места.
Сейчас я попрошу выйти ко мне Артёма и Монику.
Вы будете накладывать шину при переломах костей, давайте посмотрим на слайд и попробуем определить при переломе какого участка тела. (ответ детей). (бедра). Кто мне покажет где у нас находится бедренная кость? Правильно.
(мы приступаем к показу)
Елена Владимировна:
При переломах костей бедра требуется особенно тщательная иммобилизация. Все знают, что такое иммобилизация? Это способ транспортировки пострадавшего в больничный пункт. В походных условиях есть много видов транспортировки, давайте посмотрим на доске как это выглядит. Попробовать сделать такие носилки на нашем занятии мы не можем, потому, что у нас нет нужного материала. Чтобы придать неподвижность костным обломкам, следует исключить движения в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Для этого используют три шины. Длина первой шины должна быть равна расстоянию от подмышечной впадины до наружного края стопы, длина второй — от ягодичной складки до кончиков пальцев стопы (эту шину сгибают в виде буквы Г). С внутренней стороны накладывают третью шину, идущую от промежности до края стопы. Шины моделируют, покрывают ватой и прибинтовывают к ноге; наружную шину, кроме того, прибинтовывают к туловищу.
Анаит Владимировна:
Молодцы, вы хорошо справились, можете снимать повязку и занять свои места.
В заключении нашей практики я приглашу сюда Малика и Николая, для показа первой доврачебной помощи при переломах костей, а каких они нам скажут сами, глядя на слайд. (Ответ ребят) перелом голени. А кто покажет в каком участке тела находится голень. Правильно, а теперь можно приступить и к практической части.
Елена Владимировна:
При переломах костей голени шину моделируют по здоровой ноге в виде буквы Г. Стопу необходимо зафиксировать под прямым углом к голени, ногу в коленном суставе слегка согнуть. Длина шины должна быть равна расстоянию от середины бедра до кончиков пальцев. В местах костных выступов подкладывают вату, после чего шину прибинтовывают к ноге.
Анаит Владимировна:
Давайте поблагодарим Елену Владимировну за участие в нашем занятии
Молодцы, снимайте повязки и присаживайтесь на свои места.
В продолжении нашего занятия я вам расскажу про первую доврачебную помощь при обморожении и переохлаждении.
Сейчас у нас идет зимнее время года. Для многих туристов это время отдыха. Однако, есть такие которые и зимой ходят в лыжные походы. Или просто как Николай занимаются лыжным спортом или как Витя с Артёмом занимаются хоккеем. В таких случаях велик риск получения обморожений и общего переохлаждения. А получить обморожение 2-ой или даже не дай бог 3-ей степени посреди похода – это поверьте, как минимум не приятно. Итак, правила оказания первой медицинской помощи при обморожениях и переохлаждениях должен знать любой, кто ходит зимой в походы, или занимается зимним видом спорта, да и вообще все люди. Первая медицинская помощь при обморожениях проста. Сначала надо определить степень обморожения. Всего их четыре. Давайте сейчас посмотрим на слайд, на нашем слайде изображены четыре степени обморожения, посмотрим, как их отличать
Итак, 1- степень. Многие люди зимой обветривают руки. Это и есть обморожение первой степени. Пораженная кожа после согревания имеет красный оттенок. Спустя некоторое время после получения обморожения (обычно несколько дней) наблюдается небольшое шелушение кожи. В принципе такое обморожение для жизни и здоровья не имеет никакой опасности. Однако при более длительном воздействии холода всегда может приключиться обморожение 2-ой степени.
2 степень. В первые дни после получения такой травмы образуются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью. После согревания травмированного участка могут быть сильные зуд, жжение. Заживает такое обморожение пару недель. Данное обморожение также не сильно опасно. Грануляция и рубцы не образуются. Но все становится куда более плачевным, если дать коже померзнуть еще подольше.
3 степень. Образуются все те же пузыри, но они уже наполнены кровянистой жидкостью. Это уже действительно не смешно, так как происходит гибель пораженных участков кожи, а затем образуются рубцы, грануляция. Сошедшие ногти либо не вырастают больше совсем, либо вырастают деформированными. Отмершие части отходят несколько недель. Затем начинается рубцевание, длящееся около месяца.
4 степень. Высшая степень обморожения. Омертвевают все слои мягких тканей, нередко поражаются кости и суставы. Сразу после обморожения поврежденные участки имеют синюшный оттенок. Температура обмороженной кожи значительно ниже общей температуры тела. После согревания развивается оттек. Затем при обморожениях 2-ой и 3-ей степени появляются пузыри. Если же развился сильный оттек, утратилась чувствительность, а пузырей нету, то это плохо, так как свидетельствуют о том, что получено обморожение 4-ой степени.
Перейдем непосредственно к мед помощи. В первую очередь, ясное дело, надо прекратить охлаждение, т.е. зайти в теплое помещение. Если такой возможности нету, то надо обязательно развести сильный костер. Промерзшую обувь, носки, перчатки, варежки необходимо снять, и согреть замерзшую конечность. Согревание осуществляется растиранием и массажем при обморожении 1-ой степени. При этом нельзя использовать быстрое согревание, т.е. не следует сразу прикладывать горячую грелку или совать ногу в костер. При обморожениях 2-ой и 3-ей степени растирание делать не следует. В любом случае следует наложить теплоизолирующую повязку (марля, вата, в крайнем случае если нет аптечки- ватники, фуфайки, шерсть. Обмороженную конечность желательно зафиксировать (если обморожен только палец, то фиксирование не обязательно).
Так, а что делать при обморожениях 4-ой степени? А ничего не делать. Отменять поход и звать врача. Если мгновенный выход с маршрута невозможен, то первая медицинская помощь точно такая же как при 2-ой и 3-ей степени обморожения, но помощь специалиста необходима! Также не забывайте о наличии анальгина в аптечке.
А кто мне скажет какие меры осторожности нужно соблюдать, чтобы избежать обморожения в походах? Да! Но хотелось бы ещё добавить, что необходимо, чтобы одежда и обувь не стесняли движений. И, главное, обувь и одежда должны быть сухими. В обувь следует вложить чистые и сухие стельки и желательно использовать термоноски, но если их под рукой не оказалось можно воспользоваться испытанным способом – обернуть газетой ногу, надев на неё носок. Так делается для того, чтобы газета впитывала влагу, а носок оставался сухим. При сильном морозе, особенно во время движения против ветра, туристы должны периодически (через 5-10 мин.) останавливаться и осматривать открытые участки лица друг друга, не появились ли на них признаки обморожения.
Закрепление материала:
Молодцы ребята, сегодня все были активны, все очень хорошо работали, а для того чтобы проверить на сколько вы запомнили сегодняшний материал, вы сейчас ответите на вопросы. Все смотрим на слайд, читаем вопросы и думаем над ответом.
Подведение итогов:
Молодцы ребята вы показали хороший результат! Безусловно, никакие тренировки и теоретические занятия не сделают вас готовыми к оказанию первой медицинской помощи в автономных условиях. Тем не менее, некая сумма подготовительных мероприятий уменьшит, возможно, масштабы бедствия. Но на дальнейших занятиях мы продолжим изучение по этому направлению.
На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо, до свидание.
Литература по теме занятия:
1. Орлов М. Туристская аптечка. - рекомендации выпускника курсов горноспасателей УМЦ "Готовность" под руководством Г.Г. Лучанского при институте Склифосовского в 1991-1992гг.
2. Стемпиньска Я, Шаевски Т. «Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях». М.: Физкультура и спорт, 1998.
3. Шальков Ю. Л. Здоровье туриста. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144с.
4. Школа альпинизма (Начальная подготовка). - М.: ФиС, 1989. - 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко.
5. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М., 1983. - 143с