"Они знают все" (библиотечный урок)
Цель: Познакомить учащихся с различными видами энциклопедий, энциклопедических словарей их спецификой, способами их построения.
Задачи:
- Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.
- Привитие интереса к справочной литературе.
- Повторить и закрепить знания учащихся о языковых словарях.
- Систематизировать знания через мультимедийную презентацию.
Оборудование: энциклопедии, энциклопедические словари, набор вопросов для практической части, таблицы, юла.
I. Вступление.
Библиотекарь:
Без книг и других источников информации современное образование невозможно. Значит невозможно оно и без библиотеки. История развития человеческого разума связана с библиотеками.
А что значит слово БИБЛИОТЕКА?
Библиотекарь:
Но ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9–10 лет. Такая книга вышла в России в 1969г. в 2 томах, а позднее в 3томах. Ее название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”
Поднятые паруса на обложке призывают читателя:
“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний”.
Книга дает более тысячи ответов.
А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?
Библиотекарь:
1. По структуре энциклопедии делятся на:
- АЛФАВИТНЫЕ
- СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ
2. По объему информации (условно) на :
- БОЛЬШИЕ (неск. десятков томов)
- МАЛЫЕ (10–12т)
- КРАТКИЕ (4–6т)
- ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные)
3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько видов:
- УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (включены все отрасли знаний):
Британская(32т.)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (84т и 4т дополнений)
Большая Советская энциклопедия(51т) - ОТРАСЛЕВЫЕ
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ (Библейская, Лауреаты Нобелевской премии)
- РЕГИОНАЛЬНЫЕ
- ПРОБЛЕМНЫЕ
- БИОГРАФИЧЕСКИЕ
- ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
Детская энциклопедия.
Рассмотрим Детскую Энциклопедию. В ней совсем другое расположение материала. Каждый ее том посвящен отдельной отрасли знания. Внутри тома сообщения расположены по темам или периодам. Такое же расположение встречается и в современных энциклопедиях.
Энциклопедические словари.
Все устроены по алфавитному принципу. Я вам представляю сегодня лишь Советский энциклопедический словарь и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Есть еще языковые словари. Назовите, какие вы знаете?
С порядком строения словарей вы знакомы. В конце нашего занятия мы вам предложим очень интересную работу для домашнего выполнения.
. Подведение итогов.
Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждая группа. А теперь каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовить презентацию словарей.
В презентации отразить:
- Название словаря.
- Автор (авторы).
- Год издания.
- Аннотация (общее представление о словаре).
- Примеры.
1-я группа-словарь фразеологический
2-я группа-словарь омонимов
3-я группа-словарь антонимов
4-я группа-словарь Даля
5-я группа-словарь иностранных слов.
Всем спасибо за работу. Ваши презентации словарей посмотрим на следующем уроке.