- подведение итогов обучения грамоте учащихся для определения места и роли азбуки в жанровом многообразии детской литературы
- привлечь школьников к чтению художественной литературы;
- формировать культуру чтения;
Действующие лица: Мальвина, Буратино, Доктор Айболит, Королева книг, Красная Шапочка, Учитель, Библиотекарь.
Оформление: книжная выставка "Книжная мозаика
ХОД ПРАЗДНИКА:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, урок библиотечный "Посвящение в читатели".
(стук в дверь)
-Что это? Мне кажется за дверью какой-то шум, кажется кто-то стучит? Я не ошиблась, посмотрите, кто к нам пришёл - это же Буратино!
Буратино: Здравствуйте, ребята. Это библиотека? Здесь проходит праздник "Посвящение в читатели"? Как хорошо, что успел. Я к вам в гости прямо из "страны Дураков". Меня там тоже записали в библиотеку, я там самый лучший читатель. Там так здорово! А какие там книги! Там книжки и обложки в библиотеке отдельно выдают почитать. Я как-то взял сказку "Колобок" в библиотеке, так 2 месяца читал. Вот я с собой обложки прихватил, их так интересно читать. Ребята, а вы умеете читать? Сейчас проверю, как вы умеете читать. (Буратино показывает детям "обложки"). Ну что, интересно читать такие обложки? А книжки ещё интересней.
Библиотекарь: Какой ужас! Ребята, не слушайте его. С такими книжками, как в "стране Дураков" вы никогда не научитесь хорошо читать. Вы все уже умеете читать, верно? Тогда давайте сейчас посоветуем Буратино, какие книжки можно почитать.
Буратино: ХА-ХА-ХА, а ребята и сами не знают ничего
Учитель. Дорогие гости! У нас большая радость – все вы научились читать, и сегодня вы станете читателями нашей библиотеки.
Учитель:
- Чуду этому люди не перестают радоваться и удивляться вот уже более 5000 лет.
-Чудо это можно класть на стол или ставить на полку, носить в портфеле и даже в кармане. Невелико это чудо, но в нём помещается весь мир.
II. Основная часть.
1. Выставка книг.
Библиотекарь.
-Библиотека – это дом, где живут ваши добрые и верные друзья – книги. А сейчас, ребята, я хочу обратить ваше внимание на книжную выставку, которая так и называется «Для вас, первоклассники! На ней представлены только сказки. Я уже много лет работаю в школьной библиотеке и знаю, что ребята начальных классов больше всего любят сказки.
2. Знакомство с правилами.
(Входит Королева Книга. На ее длинном платье и накидке - яркие обложки книг. В руках большой золотой ключик.)
1. Берите книгу чистыми руками.
2. Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.
3. Не кладите в книгу карандаши и другие предметы. От этого рвется переплет.
4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
5. Не читайте книгу во время еды.
6. Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
3. Викторина.
1) Подписи к телеграммам.
Ученик 1.
-Принимая золотой ключик, мы, первоклассники, обещаем любить и беречь книгу.
Королева Книга.
-Книги, как мудрые добрые друзья, вводят нас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о Земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и за рубежом, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы сами становитесь умнее, сильнее, добрее. Сегодня не все книжные герои смогли прибыть к вам на праздник. Они прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто прислал эти телеграммы:
1. «Спасите! Нас съел серый волк». (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок "Посвящение в читатели"»
Тема. Праздник "Посвящение в читатели"
Цели:
- подведение итогов обучения грамоте учащихся для определения места и роли азбуки в жанровом многообразии детской литературы
- привлечь школьников к чтению художественной литературы;
- формировать культуру чтения;
Действующие лица: Мальвина, Буратино, Доктор Айболит, Королева книг, Красная Шапочка, Учитель, Библиотекарь.
Оформление: книжная выставка "Книжная мозаика
ХОД ПРАЗДНИКА:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, урок библиотечный "Посвящение в читатели".
(стук в дверь)
-Что это? Мне кажется за дверью какой-то шум, кажется кто-то стучит? Я не ошиблась, посмотрите, кто к нам пришёл - это же Буратино!
Буратино: Здравствуйте, ребята. Это библиотека? Здесь проходит праздник "Посвящение в читатели"? Как хорошо, что успел. Я к вам в гости прямо из "страны Дураков". Меня там тоже записали в библиотеку, я там самый лучший читатель. Там так здорово! А какие там книги! Там книжки и обложки в библиотеке отдельно выдают почитать. Я как-то взял сказку "Колобок" в библиотеке, так 2 месяца читал. Вот я с собой обложки прихватил, их так интересно читать. Ребята, а вы умеете читать? Сейчас проверю, как вы умеете читать. (Буратино показывает детям "обложки"). Ну что, интересно читать такие обложки? А книжки ещё интересней.
Библиотекарь: Какой ужас! Ребята, не слушайте его. С такими книжками, как в "стране Дураков" вы никогда не научитесь хорошо читать. Вы все уже умеете читать, верно? Тогда давайте сейчас посоветуем Буратино, какие книжки можно почитать.
Буратино: ХА-ХА-ХА, а ребята и сами не знают ничего
Учитель. Дорогие гости! У нас большая радость – все вы научились читать, и сегодня вы станете читателями нашей библиотеки.
Учитель:
- Чуду этому люди не перестают радоваться и удивляться вот уже более 5000 лет.
-Чудо это можно класть на стол или ставить на полку, носить в портфеле и даже в кармане. Невелико это чудо, но в нём помещается весь мир.
-Чудо это, если ты подружишься с ним, расскажет тебе, о чём думали, как жили люди тысячи лет назад!
- Если ты будешь всю жизнь заглядывать в это чудо, ты станешь умным и образованным человеком. Это не корабль, не самолёт. Но, оставаясь дома, ты можешь при помощи этого чуда узнать, как живут люди в разных странах, заглянуть даже на дно океана или подняться выше звёзд!
-Это чудо не радио и не телевизор. Но если ты научишься понимать его, ты услышишь музыку и бурю, гром и пение, голоса людей. … И совсем незаметно ты станешь лучше разбираться в своих собственных мыслях, а сердце твоё будет добрым и любящим.
-Чудо это может стать твоим лучшим другом, советчиком и помощником. . Ребята! Как вы думаете, что это за чудо? (ответы детей) Правильно, ребята, речь идёт о книгах. У нас с вами сегодня праздник «Посвящение в читатели». Дорогие первоклассники! Вы научились читать. А это очень важное событие в жизни каждого ученика. Теперь вы являетесь полноправными читателями нашей школьной библиотеки. Вы можете взять любую понравившуюся вам книгу и самостоятельно её прочитать.
II. Основная часть.
Выставка книг.
Библиотекарь.
-Библиотека – это дом, где живут ваши добрые и верные друзья – книги. Дом этот не простой, а волшебный. Он хранит множество удивительных тайн и интересных историй. Побывав в библиотеке, вы можете вместе с Золушкой попасть на сказочный бал в королевский дворец, вместе с Буратино найти золотой ключик и открыть им волшебную дверцу, вместе с доктором Айболитом отправиться в Африку. Бесконечное множество увлекательных приключений и путешествий ждёт вас в этом доме. А сейчас, ребята, я хочу обратить ваше внимание на книжную выставку, которая так и называется «Для вас, первоклассники! На ней представлены только сказки. Я уже много лет работаю в школьной библиотеке и знаю, что ребята начальных классов больше всего любят сказки.
2. Знакомство с правилами.
(Входит Королева Книга. На ее длинном платье и накидке - яркие обложки книг. В руках большой золотой ключик.)
Королева Книга.
-Ну, вот, наконец, мы и встретились, мои маленькие добрые друзья. Рада приветствовать вас в своем царстве. Осмотрите мои владения, познакомьтесь с его жителями поближе. Знайте, что жители моего царства разговаривают молча, поэтому здесь всегда стоит тишина. Хочу представить вам еще одного книжного героя.
Доктор Айболит. Я доктор, друг книжек. Лечу не ребят, не зверят, а книжки. Да-да, не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они страдают: незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжку, расправляем ей странички, делаем новый корешок. А чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил. Повторяйте за мной.
1. Берите книгу чистыми руками.
2. Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.
3. Не кладите в книгу карандаши и другие предметы. От этого рвется переплет.
4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
5. Не читайте книгу во время еды.
6. Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
Королева Книга. Запомнили эти правила? А теперь, когда вы знаете, как обращаться с книгой, и доказали на деле, как бережно вы храните учебники, я поручаю Буратино вручить вам золотой ключик от школьной библиотеки и значки читателей.
Право принять ключик получает ученик, который лучше всех содержит свои книжки.
(Королева передает ключ Буратино, а он - ученику.)
Викторина.
Подписи к телеграммам.
Ученик 1.
-Принимая золотой ключик, мы, первоклассники, обещаем любить и беречь книгу.
Королева Книга.
-Книги, как мудрые добрые друзья, вводят нас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о Земле и космосе, о жизни детей в нашей стране и за рубежом, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы сами становитесь умнее, сильнее, добрее. Сегодня не все книжные герои смогли прибыть к вам на праздник. Они прислали телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто прислал эти телеграммы:
1. «Спасите! Нас съел серый волк». (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
6. «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!» (Цапли из сказки «Телефон» К. Чуковского.)
Красная Шапочка. А теперь, друзья, я хочу обратиться к вам за помощью. Шла я лесом к своей бабушке и нашла кем-то потерянные вещи. Помогите мне вернуть их в сказки.
(Красная Шапочка вынимает из корзиночки предметы: золотое яичко, скорлупу ореха, рукавичку, аленький цветочек, палочку регулировщика и др. Дети называют, из какой сказки эти вещи.)
Королева Книга. Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете сказки. Примите на память закладки .
Библиотекарь:
"В стране книг"
-Я говорю первое слово, а вы последнее слово в названиях сказок)
Викторина " В СТРАНЕ КНИГ"
1. Краденое... (солнце) – показ слайдов.
2. Федорино... (горе)
3. Снежная ...(королева)
4. Красная... (шапочка)
5. Гадкий... (утёнок)
6. Бременские ...(музыканты)
7. Аленький... (цветочек)
8.Дикие…(лебеди)
9.Горшок... (каши)
10.Кот… (в сапогах)
12.Иван-царевич и серый... (волк)
Буратино:
-Вот это да! Какие молодцы! Вы уже много прочитали книг. Теперь и я постараюсь их прочитать.
(Стук в дверь. Входит Мальвина)
Мальвина:
-Здравствуйте! Всем здравствуйте! А, вот ты где, Буратино? Убежал от меня. Мы же договаривались вместе с тобой в библиотеку сходить.
Буратино:
-Я боялся опоздать на праздник, вот и убежал.
Библиотекарь:
-Здравствуй, Мальвина. Мы очень рады видеть тебя - у нас сегодня: урок - праздник "Посвящение в читатели". Мы с ребятами уже подсказали Буратино, какие книжки можно почитать.
Мальвина:
-Это хорошо. Только сначала Буратино нужно правилам пользования библиотекой научить. Он совершенно себя вести не умеет.
Буратино: Да, ладно тебе, Мальвина, запричитала. Что, я правила пользования библиотекой не знаю? Они называются "Памятка читателю. Советы библиотекарей" Хотите послушать?
Библиотекарь: Ну, давай. Послушаем, ребята?
3) ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ (СОВЕТЫ БИБЛИОТЕКАРЕЙ)
Буратино: (зачитывает)
Невозможно без внимания
Получить образование!
Невозможно без учебников
Обижать своих ровесников.
Книжкой дай по голове
Радость будет на душе.
Удобная книга вещица
Во многом может пригодиться:
На ней котлету можно съесть
Или на отдыхе присесть.
Книги у нас бесстрашные!
Они не боятся грязных рук,
Их можно и резать и рвать,
Кусочки сложить и снова читать.
Мальвина: (всё время перебивает)
- "Какой кошмар! Какой ужас!"
Библиотекарь.
-Ребята, как вы думаете, Буратино прав? Он прочел нам хорошие советы? Правильно, ребята, это плохие советы.
Мальвина:
- Буратино, как же мне, стыдно за тебя. Очень плохо, что ты не знаешь, что в нашей стране дети дружат с книгой: они обложки и страницы не отрывают, не режут, а читают бережно и аккуратно. Книга для читателей нашей страны - друг и спутник.
4) Просмотр мультфильма « Гришкины книги»
Учитель:Думаем ,что у вас книги в порядке. У наших ребят это действительно так. Я знаю, что вы ребята, уже "попрощались с букварём", значит, научились читать. А чтобы стать читателем нашей библиотеки - нужно хорошо уметь читать. И поможет нам игра.
5) Игра «Сказочный герой добрый или злой».
Учитель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый - вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - произносите звуки - ууУ
Библиотекарь: Ну, что же все правильно, значит читать вы умеете. Но этого недостаточно, чтобы стать читателем. Нужно ещё обязательно знать "Правила пользования школьной библиотекой". Буратино, прочти, пожалуйста "Полезные советы дорогому читателю" и сам постарайся запомнить их.
6) Знакомство с полезными советами читатаелю.
Буратино: (читает Полезные советы - прочти по Г. Остеру)
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДОРОГОМУ ЧИТАТЕЛЮ
1. Если ты в библиотеке
Захотел вдруг поболтать
Не забудь на рот повесить
Преогромнейший замок!
И работать будет можно,
И учиться, и читать... Пробеги ты вокруг школы
3.Если вдруг ты обнаружил
К рисованию талант,
То к тебе большая просьба:
Проявляй его, конечно,
Не на парте, не на стенке,
Не на книжке иль журнале -
Попроси скорей листок! Принести всё то, что взял.
Библиотекарь: Поздравляю вас, ребята, теперь вы читатели нашей библиотеки.
Буратино: Мы тоже хотим записаться в вашу библиотеку, верно Мальвина. Запишите нас, пожалуйста.
Библиотекарь: Ребята, запишем Буратино и Мальвину? (ответы детей - да). Хорошо, только тебе Буратино, чтобы стать читателем нашей библиотеки, придётся соблюдать наши правила библиотеки, а не те, которые ты Буратино сначала нам зачитывал.
Буратино: Хорошо. Я исправлюсь, да и Мальвина мне поможет. - Да?
Мальвина: Конечно Буратино, я тебе помогу. Я буду вместе с тобой читать книги. Мы с тобой будем: обсуждать прочитанное, рисовать рисунки - героев книг, соблюдать правила библиотеки.
Учитель. Хочу обратить ваше внимание на такие слова - Слеп человек без книги. Как вы понимаете смысл этих слов?
7) Просмотр видео.
Притча для детей «Чему учат книги?»
8) Тестирование.
Библиотекарь: Сейчас я проведу небольшой экзамен для ребят, а вы запоминайте:
1. Библиотека - это место, где хранятся:
А - Таблетки.
Б - Котлеты и пирожки.
В - Книги.
Г - Игрушки.
2. Книги выдают в библиотеке для того, чтобы:
А - Из них вырезали картинки.
Б - Для того, чтобы их читали.
В - Резали их на кусочки, а потом складывали и читали.
Г - С их помощью обижали своих ровесников.
3. Выбрав книгу в библиотеке, нужно:
А - Чтобы библиотекарь записал её в читательский формуляр.
Б - Унести, не записывая побыстрее из библиотеки.
4. Школьная библиотека работает:
А - Круглосуточно.
Б - Только летом.
В - По расписанию.
Г - По праздничным и выходным дням.
Библиотекарь: Молодцы! Вы хорошо умеете читать. Знаете "Правила пользования библиотекой и поэтому достойны, быть читателями школьной библиотеки. Поздравляю вас ребята, и Буратино с Мальвиной тоже.
Учитель. Наш праздник подходит к концу. И мы узнаем- чему вы научились.
III. Заключительная часть.
Игра «Угадайка»
Как называется дом, где живут книги? БИБЛИОТЕКА
Кто выдает книги в библиотеке? БИБЛИОТЕКАРЬ
Как называют того, кто посещает библиотеку? ЧИТАТЕЛЬ
Что берет читатель в библиотеке? КНИГИ
Как называется в библиотеке специальный зал для чтения? ЧИТАЛЬНЫЙ
Что еще можно почитать в читальном зале библиотеки? ЖУРНАЛЫ, ГАЗЕТЫ
Учитель:
Ребята! Давайте попробуем сейчас с вами повторим «Что любит книга?»
Обложку – Да!
Грязные руки - НЕТ
Закладку – Да
Ласку – Да
Яичницу – Нет
Чистые руки – Да
Драться - Нет
Жить на книжной полке – Да
Валяться на полу – Нет
Дождик и снег – Нет
Бережное отношение – да
Экскурсия по библиотеке.
Библиотекарь: Ребята, я поздравляю вас ещё раз с тем, что вы теперь - читатели нашей библиотеки. Наш праздник "Посвящение в читатели" подошёл к концу. Я всегда буду, рада видеть вас в моём книжном царстве - государстве, в библиотеке, где на полках ждут вас книги и журналы. До скорой встречи!
Учитель. Наши первоклассники время даром тоже не теряли. Они подготовили ответное слово.
Внимание! К торжественному обещанию приготовиться.
Мы, учащиеся 1 класса обещаем:
Книги читать, любить, уважать,
С книгой дружить и не обижать.
Дети (вместе). Обещаем!
В библиотеку часто ходить,
Чтобы всезнающим быть.
Дети (вместе). Обещаем!
Званье читателя с честью нести,
Книги любимые не подвести.
Дети (вместе). Обещаем!
Гимн библиотечной песни.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
А.Н.Толстой. Приключения Буратино или Золотой ключик: Сказка.- М.: АСТ «Астрель», 1999.-128 с.
Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 128 с.
По сказочным тропинкам / Ред.- сост. Л.И.Жук - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2004.- 128 с.- (Праздник в школе).
Литературный коктейль / Ред.- сост. Л.И.Жук - Мн.: Изд. ООО «Красико - Принт», 2002.- 128 с.- (Праздник в школе)
Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера ( к проблеме безопасности жизнедеятельности человека). Физкультминутки здоровье сберегающей направленности.- Курск, 2005.160 с.