Постановка целей урока, мотивация к изучению материала.
Запись темы урока в тетради, беседа.
10
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
20
Изложение нового материала:
1. Изучение средств оформления документа:
оформление текстового документа путем использования объектов ТРWord: автофигур, надписей, рисунков, таблиц;
форматирование элементов документа: шрифта текста, картинок путем изменения параметров (цвета, размера, положения) и фона документа и отдельных его элементов;
использование дополнительных эффектов: анимации текста, фигурных рамок документа.
2. Знакомство с элементами теории цвета и законов композиции.
Элементы проблемного метода изложения, частично-поискового метода.
Просмотр презентации.
Запись в тетрадь основных понятий.
35
Закрепление изученного материала на практике.
Практическая работа на компьютере: создание праздничного текстового документа
10
Оценка сделанной практической работы.
Обсуждение результатов работы, возможна демонстрация и защита открыток, выставление отметок.
8
Подведение итогов урока.
Беседа со студентами.
2
Домашнее задание.
Запись в тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент
Преподаватель приветствует студентов, проверяет наличие сменной обуви и выполненное домашнее задание (текстовое поздравление открытки к Новому Году или к началу сессии).
2. Постановка целей урока, мотивация к изучению материала
Студенты садятся за учебные парты. Преподаватель объявляет тему урока, ее студенты записывают в тетрадь.
Преподаватель (кратко) формулирует цели урока:
- Сегодня на уроке мы должны изучить основы оформления документа средствами текстового редактора MicrosoftWord; познакомиться с элементами теории композиции и цветового оформления текстового документа, овладеть умениями оформлять текстовый документ средствами текстового редактора MicrosoftWord, проявить творчество в своей работе.
Преподаватель мотивирует студентов к изучению данной темы:
- Для чего вам нужно как бухгалтерам изучить эту тему?
- Как знание принципов оформления текстовых документов поможет реализоваться в профессиональной деятельности?
Вывод:
- Интересно, что в объявлениях по работе, при предъявлении требований к бухгалтерам среди прочих требуется знание и умение оформлять текстовые документы. Конечно, как бухгалтерам вам понадобятся знания и умения по оформлению традиционных отчетов; сводных ведомостей. Более углубленно и подробно вы рассмотрите бухгалтерские документы на старших курсах, при изучении программы «1-С – Бухгалтерия», при рассмотрении оформления документов, связанных с делопроизводством. Сегодня, чтобы рассмотреть возможности ТРWord в полной мере, недостаточно рассмотрение официального документа¸ поэтому мы рассмотрим возможности оформления текстового документа на примере создания праздничной открытки.
3. Актуализация знаний
- Для того, чтобы мы смогли рассмотреть основы оформления документа, вспомним некоторые понятия, повторим материал предыдущих уроков.
Преподаватель проводит фронтальный опрос:
Вопросы:
Из каких основных элементов может состоять текстовый документ? (текст, таблица, рисунок)
Назовите конкретный элемент текстового документа и предложите алгоритм его создания или вставки.
В чем состоит суть редактирования текста в текстовом документе.
Что представляет собой форматирование текстового документа? Какие элементы можно форматировать, какие параметры изменять?
4. Изложение нового материала
- Итак, после создания текстового документа перед нами стоит задача (проблема) его оформления. Какие средства имеет для этого текстовый редактор Word? (Студенты высказывают свои предложения)
- Рассмотрим специальные элементы оформления документа.
Студенты обращаются к раздаточному материалу. (Приложение 1)
Студенты записывают в тетрадь следующее (преподаватель комментирует):
К средствам оформления текстового документа относятся:
1. Вставка объектов с панели инструментов Рисование:
Автофигуры (кнопка Автофигуры – Звезды и ленты (или Основные фигуры);
Объект WordArt;
Надпись.
2. Форматирование элементов документа:
Изменение параметров шрифта (типа, цвета, размера, начертания) – с помощью кнопок на панели инструментов Форматирование;
Применение анимации текста (Формат - Шрифт-Анимация- эффект анимации);
Использование фона документа (Формат-Фон – Способы заливки…);
Создание рамки текстового документа (Формат - Границы и заливка – Страница- рисунок – узор рисунка);
Изменение ориентации листа (Файл – Параметры страницы-Ориентация(книжная или альбомная)).
- Конечно, самое главное в восприятии документа – это композиция и цветовое оформление. Рассмотрим кратко теоретические основы композиции (показ презентации - Приложение 2)
Преподаватель комментирует презентацию:
- Задача композиции – образное отражение действительности, познание путем ее воздействия на разум и чувства человека
Основные принципы композиции:
Создание смыслового шаблона (комбинации элементов, усиливающей смысл композиции).
Центрирование основного предмета кадра.
Изображение эмоциональных состояний.
Передача настроения через полутона.
Контроль над количеством объектов.
Главные качества композиции:
Пропорциональность.
Масштабность.
Композиционное равновесие.
Единство характера форм.
Дополнительные качества композиции:
Колористическое и тональное единство.
Контрастность изображения – противопоставление сложного и простого (либо цветовой и тональный контраст между светлыми и темными частями фигур).
Ритмичность композиции (или метрический повтор основных элементов).
Логическим дополнением и завершением всей композиции служит ЦВЕТ, он создает гармонический ансамбль всей композиции.
Цвет бывает теплым (красный, оранжевый, желтый) и холодным (зеленый, синий, пурпурный). Приятное для глаз гармоничное изображение может включать цвета только одной из этих групп. Этот прием часто используется в кинематографе.
Теплые цвета близки по спектру к желтому (цвет огня, солнца), холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода, утреннего тумана перед восходом).
Сочетание цветов:
К гармоничным сочетаниям цветов относят следующие:
С черным – белый, красный, зеленый, оранжевый.
С синим – белый, серый, голубой, сиреневый.
С голубым – белый, синий, черный.
С коричневым – белый, бежевый, кремовый.
С желтым – коричневый и зеленый.
Все полутона одного цвета.
Гармоничные сочетания родственных тонов:
Желтый- зеленый.
Желтый- оранжевый.
Синий – зеленый.
Синий- фиолетовый.
Красный- оранжевый.
Красный- фиолетовый.
Если основной цвет поставить рядом сдополнительным, то получится цветовой контраст.
Сильноконтрастные сочетания цветов составляют:
С красным – белый.
С оранжевым – черный.
С зеленым – белый.
- Изучением теории цветов занимались многие ученые. В частности, самыми известными являются Люшер, создавший теорию психологического воздействия цветов и Оствальд, создавший количественную теорию цветов со шкалой порядка определения цвета, которую изложил в атласе цветов, и разработал систему цветовой гармонии.
Задание для студентов: с помощью ПК в текстовом редакторе MicrosoftWord создать праздничную открытку на выбор (новогоднюю открытку или открытку к началу сессии).
Требования к выполнению работы:
Установка горизонтальной ориентации листа.
Наличие рисунка (скопированного из памяти ПК или созданного с помощью графического редактора Paint).
Наличие текста поздравления (согласно тематике открытки).
Использование элементов композиции и цветового оформления элементов открытки.
Использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и др.
Наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, автофигуры; вставки рамки; добавления фона открытки; использования эффектов, например, анимации текста.
Критерии оценки работы:
Оценка «отлично» – выполнены все требования к выполнению работы, проявлено творчество в работе, рисунок создан в графическом редакторе Paint.
Оценка «хорошо» – документ создан в полном соответствии с требованиями, возможны недочеты в оформлении документа, либо использование готового рисунка.
Оценка «удовлетворительно» – допущены существенные погрешности в оформлении документа, или не выдержаны некоторые существенные требования, например 4 или 3, 2, отсутствует творческое мышление.
Оценка «неудовлетворительно» – не выдержано большинство требований к работе, отсутствуют знания и умения по созданию и оформлению текстового документа.
Алгоритм выполнения практической работы на ПК:
Откройте текстовый редактор MS Word, создайте новый текстовый файл.
Измените ориентацию листа: войдите в главное меню Файл, в пункт Параметры страницы, выберите ориентацию страницы – альбомную.
Измените масштаб листа (с помощью кнопки Масштаб на панели инструментов Форматирование), выбрав пункт Страница целиком.
Для повышенной оценки создайте рисунок с помощью графического редактора Paint, сохраните его в своей личной папке под именем Рисунок.bmp.
В текстовом файле сделайте рамку листа (пункт главного меню Формат – Границы и заливка – Рисунок (выбрать соответствующий рисунок рамки и применить его).
Разработав композицию открытки, вставьте элементы: рисунок (пункт главного меню Вставка – Рисунок- из файла…); автофигуру (кнопка Автофигуры панели инструментов Рисование – выбор звезды или ленты).
В автофигуру добавьте текстовое поздравление, измените параметры шрифта и фон автофигуры.
Сделайте соответствующее оформление открытки, добавив фон (Формат - Фон- выбрать либо конкретный цвет, либо войти в Способы заливки).
Сохраните на диске D под именем Открытка1.doc¸ Открытка2.doc и т.д., в зависимости от номера ПК.
7. Оценка сделанной практической работы
Преподаватель индивидуально подходит к компьютерам студентов и выставляет отметку, прокомментировав результат. Можно продемонстрировать открытки с помощью мультимедиа-проектора.
8. Подведение итогов урока
- Сегодня мы изучили принципы оформления текстового документа с помощью возможностей текстового редактора MS Word; закрепили полученные знания на практике.
9. Домашнее задание
Разработать идею композиции и оформления рекламы своей профессии, создать объявление (о курсах бухгалтеров), либо свою визитную карточку как специалиста-бухгалтера.