kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого занятия "Путешествие в мир растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является формирование интереса и позитивного отношения к изучению растительного мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия "Путешествие в мир растений"»

Департамент образования администрации г. Арзамаса

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей станция юных натуралистов











Методическая разработка открытого занятия

Путешествие в мир растений





Выполнила:

Зайцева Н.А.

Педагог доп. образования







Арзамас



План занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Разминка.

  3. Изучение нового материала.

    1. Теоретическая часть.

    2. Физкультминутка.

    3. Практическая работа.

  4. Заключение.

  5. Литература.

  6. Приложение.

































Цель: формирование интереса и позитивного отношения к изучению растительного мира.

Задачи:

Образовательные:

  1. активизировать познавательную деятельность;

  2. ознакомить детей с разнообразием комнатных растений, на примере растений пустынь, полупустынь, тропиков и субтропиков.

Развивающие:

  1. развивать интерес к экологическим проблемам;

  2. развивать творческую фантазию, мышление, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. воспитывать бережное, ответственное отношение к природе;

  2. воспитывать любовь к растениям.

Оборудование и наглядность: мультимедийный проектор, диск с фотографиями, комнатные растения, географическая карта, инструктивные карточки, географические атласы, цветные карандаши, бумажные фигурки (цветочки), сигнальные карточки, мячик, жетоны с буквами, цветочные горшки, дренаж, земля, лейка с водой, черенки комнатных растений, перчатки, клеенка.














Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня вы пришли на первое занятие в творческое объединение «Цветоводство». Проводить это занятие буду я, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центра внешкольной работы» города Арзамаса, Зайцева Н.А. Структурное подразделение «Юные натуралисты» МБУ ДО ЦВР размещается в двухэтажном помещении с четырьмя учебными кабинетами: цветоводство, садоводство, овощеводство, юный натуралист. Практическая часть занятий осуществляется на учебно-опытном участке, площадью 0,5 га, который имеет три отдела: цветоводство, садоводство, овощеводство. Прежде чем приступить к занятию, мне бы хотелось с вами познакомиться. Вам предлагается написать свое имя на листочке, вставить листочек в бейджик и закрепить бейджик так, что бы я видела ваше имя на протяжении всего занятия. Сегодня на занятии мы познакомимся с миром комнатных растений.

Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, будит мысль, тревожит и успокаивает. Природа России прекрасна, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди свой край. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в русской природе источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» - писал Л. Н. Толстой. Занятия нашего кружка посвящены лишь небольшой ее части – цветам.

Великий сказочник Х.К. Андерсон говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь, встречают при рождении, утешают в старости, радуют на празднествах. И дома и в школе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью они всегда желанны.


Разминка.

Но прежде чем приступить к работе на занятии, мы проведем небольшую разминку. Я каждому из вас даю по три жетона с буквами. Вы должны будете вспомнить и назвать на эти буквы по одному цветку. На это задание вам дается 2 минуты.

Изучение нового материала.

Иногда знакомство с комнатными растениями сравнивают с путешествием в далекие и малоизвестные тропические и субтропические страны.

Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, давайте подумаем и ответим на такой вопрос? Какое значение в нашей жизни имеют комнатные растения? Я кидаю мячик, вы его ловите и отвечаете?

Дети предлагают варианты ответов, вместе обобщаем и делаем вывод.

Значение комнатных растений.

  • растения улучшают микроклимат: очищают воздух от пыли, повышают влажность воздуха;

  • способствуют защите от действия электромагнитных полей, создаваемых компьютерами и бытовыми электрическими приборами;

  • выделяют летучие вещества – фитонциды, которые пагубно влияют на болезнетворные микроорганизмы;

  • это мир верных домашних докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно иногда только одним лишь своим присутствием;

  • создают психологически благоприятную атмосферу;

  • положительно влияют на настроение людей;

  • придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт.

А сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Растения, о которых будет идти речь, являются основными представителями пустынь, полупустынь, тропиков, субтропиков. И первая остановка у нас будет в пустыни Америки (работа детей с географическими картами). Здесь нас встречают интересные растения в виде колючих палок и шаров. Это кактусы.

Есть про кактусы очень интересная сказка, давайте ее послушаем.

«Однажды, - говорится в одной красивой сказке, - в неведомой стране, в неизвестном мире собралось много-много цветов. Королева этого царства –была, как всегда в центре внимания. Оттесненный и зажатый в угол безмолвно восхищался ею невзрачный змеевидный колючий кактус. Он был некрасив, и это не оставалось незамеченным среди стройных и горделивых растений. Как ядовитые стрелы, в его сторону направлялись едкие насмешки и остроты. Кактус безропотно сносил их: высшим наслаждением для него было любоваться красотой своей королевы. Смеркалось, близилась ночь, и вдруг в темном углу, где до сих пор виднелся только силуэт причудливо переплетенных, колючих ветвей, появилось маленькое светлое пятнышко. Увеличиваясь в размерах, оно излучало нежный, прозрачно-зеленоватый, таинственный свет. Все цветы повернулись в его сторону. Перед ними медленно раскрылся цветок неописуемой красоты. Это была симфония цвета и красок. В немом восхищении застыли они, когда розетка цветка развернулась полностью и стала величиной с большую тарелку.

До самого рассвета, молча, словно зачарованные, созерцали цветы эту чудо-красоту.

Но вот забрезжил рассвет, и там, где только что был прекрасный цветок, луч солнца снова осветил худощавое тело безмолвно и скромно приютившегося в углу кактуса. Гул пробежал по рядам цветов. Откуда могло явиться виденное ими чудо? Кактус? Нет, конечно, не он был тому причиной.

- И все-таки - это он! – воскликнула очарованная роза.

Сконфуженный стоял кактус перед изумленными взорами цветов.

По его телу, которое уже никому не казалось безобразным, скатилось несколько прозрачных как слеза росинок. Он не мог сдержать их, испытывая чувство глубокой признательности королеве цветов. Ведь никто другой, а сама королева поверила и подтвердила всем, что это он, кактус, был так прекрасен…»

Вот и кончилась сказка.

Но кактус, о котором шла в ней речь, существует на самом деле. На всех языках мира его называют царицей ночи.

Характерной особенностью всех кактусов является способность накапливать в себе во время дождей и длительное время сохранять большое количество воды, за счет которой они переносят продолжительную засуху. У большинства кактусов нет листьев, листья у них превратились в колючки. Во время жары кактусы нагреваются до 52 градусов, но почти совсем не тратят – не испаряют воду.

В России кактусы появились в 18 веке и до сих пор украшают наши комнаты. Кактусы требуют особенного ухода, но об этом мы узнаем в ходе наших дальнейших занятий. Закончить я хочу рассказ об этом удивительном растении стихотворением.


Ежата.

О. Высотская

В школьный зал вошла ежиха

Посмотреть на двух ежат:

«Почему они так тихо

На окне всегда лежат?

Вы, ежата, мне скажите:

Вы здоровы или нет?

Если да, то выходите

Поглядеть на белый свет».

Но сказали ей ребята:

-Мы ежей не держим тут.

Это вовсе не ежата –

Это кактусы растут!

Ей теперь смотреть обидно

На колючих малышей.

-Двух обманщиков, как видно,

Приняла я за ежей!

А теперь мы с вами резко изменим курс и отправимся в тропические леса. Особенности этих лесов – большое количество света, тепла и влаги. Крупный массив тропического леса расположен в бассейне реки Амазонка в Южной Америке. В зеленую массу тропического леса трудно пробраться, приходится прорубать тропинки топорами. И вот, наконец, мы в лесу. Нас окружает полумрак. Воздух влажный и теплый – трудно дышать, как в бане, в парном отделении. Кругом такое разнообразие деревьев и кустарников, что теряется глаз. С высоты спускаются какие-то веревки. Поднимем голову и посмотрим: веревки спускаются не с дерева, а со стебля, обвившего дерево. Листья этого растения округлые с дырками, через которые проходят лучи солнца. Что же это за необычное растение? Оказывается, это лиана и называется она - монстерой.

Название « монстера», видимо происходит от слова monstrosus, т.е. удивительная, причудливая.

Многие обладатели этого замечательного растения уверены, что оно никогда не цветет. Да, в комнатах цветение монстеры редкость, но на своей родине она цветет и приносит плоды – ягоды 20 см длиной. Эти плоды имеют вкус и сильный аромат ананаса. За что монстере дано видовое название деликатесная, лакомая.

В наших комнатах, особенно в сырую погоду, на листья ее образуются капельки воды. По поведению монстеры можно, как по барометру, предсказывать погоду за сутки.

Продолжим наше путешествие. Наш путь лежит в горы Средиземноморского побережья, которые являются родиной необычного растения – иглицы. Иглицу еще называют растением с фальшивыми листочками. Листочки, которые мы с вами видим, на самом деле не листочки, а плоские, продолговатые веточки. И называются эти веточки «кладодии». На середине каждой веточки появляется один – единственный настоящий листочек в виде чешуйки, а затем цветок.

Фальшивые листочки иглицы являются своеобразным приспособлением к выживанию в сухих местах на песчаных и скалистых склонах гор.

Прошло много времени, пока эти растения, произрастающие в самых разнообразных условиях, нашли себе вторую родину в жилищах человека. У каждого растения стоящего на наших окнах, своя история, свои потребности и свои биологические особенности. Комнатные растения, доставляющие нам столько приятного, хорошо растут и развиваются, цветут и благоухают только тогда, когда о них заботятся. Зеленый цвет у листьев то же, что здоровый румянец у человека, и мы должны по возможности создавать зеленым друзьям те условия, которые для них является самыми лучшими.

А закончить наше сегодняшнее занятие я хочу практической работой, которая называется «Посадка комнатного растения». Но прежде чем мы приступим к выполнению практической работе, мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка

Мы, ребята, потрудились,

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться?

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики!

Приседайте, девочки,

Девочки – припевочки.

Потрясем теперь руками:

Наши пальчики устали.

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули,

Глубоко вздохнули,

Косточки размяли

И учиться снова стали.

А теперь мы приступаем к выполнению практической работе.

Итак, перед вами находятся подготовленные цветочные горшочки, дренаж (объяснение), готовая земля, и готовые к посадке черенки комнатного растения – бегонии вечноцветущей. Это растение мы взяли неслучайно. Бегония вечноцветущая – это растение, которое цветет практически в течение всего года, неприхотливо и не требует особого ухода. Растение размещают на окнах, выходящих на запад и восток. Летом растению необходим обильный полив, зимой – умеренный. Температура воздуха не должна опускаться ниже 20 градусов летом и 15 градусов зимой. Вам раздается инструктивная карточка (приложение 1), в которой указаны этапы выполнения работы.

Прежде чем приступить к работе, вам необходимо приготовить рабочее место, для этого вы расстилаете клеенку, после окончания работы, ваше рабочее место должно быть чистым. И с соблюдением правила техники безопасности – работа в перчатках – мы приступаем к выполнению практического задания.

Итак, для того чтобы посадить комнатное растение необходимо взять цветочный горшок, насыпать на дно горшка дренаж, слоем 1-1,5 см., затем насыпать землю. Сделать в земле отверстие, поместить туда растение, прижать землю вокруг растения и полить землю, в которую посаженное растение водой.





Заключение.

Молодцы! С заданием справились все. И мне очень приятно, что вы посадили, может быть, первое в вашей жизни растение. Вместе с комнатным растением вы возьмете памятку (см. приложение 2.) по уходу за ним.

В дальнейшем нам предстоит более подробно познакомиться с разнообразием растений, правилами посадки и ухода за ними.

У каждого человека есть незримая связь с каким-то комнатным цветком, вообще желательно иметь в квартире растения. Есть даже такой совет: придя домой, надо протянуть руки к растению, чтобы восполнить утраченную энергию. Особенно помогают при этом самые любимые цветы.

А сейчас мне хочется узнать ваше настроение после занятия. Я раздаю вам и предлагаю раскрасить фигурку (цветочек) в один из восьми цветов, который и будет соответствовать вашему настроению (анализ факторных оценок цветов проводится с использованием цветового теста М. Люшера):

красный – активность, потребность действовать;

желтый – радость, оптимизм, стремление к новому;

зеленый – стремление к самовыражению, успеху;

голубой – радость;

синий – гармония, удовлетворенность;

фиолетовый – впечатлительность, восхищение;

коричневый – сенсорная удовлетворенность;

серый – свобода от обязательств, нейтральность;

черный – неприятие, протест.

А теперь покажите эти раскрашенные фигурки.

По факторным оценкам цветов делаю выводы.

Всем спасибо. Мне очень понравилось с вами работать. А вам?

Перед вами лежит сигнальная карточка. Одна сторона, сигнальной карточки - красная, другая – зеленая. Если вам понравилось занятие, вы показываете зеленую сторону сигнальной карточки, если не понравилось занятие – красную сторону.

Приложение 1

Инструктивная карточка


Оборудование: горшок, дренаж, земля, укорененные черенки комнатных растений, лейка с водой, перчатки, клеенка.

Ход работы:

  1. Взять горшок, насыпать на дно горшка керамзит.

  2. Насыпать почву на керамзит.

  3. Сделать в земле отверстие и опустить в него растение.

  4. Уплотнить почву вокруг растения.

  5. Полить растение.



























Приложение 2

Памятка по уходу за бегонией вечноцветущей.

  1. Размещение: растение размещают на окнах, выходящих на запад и восток.

  2. Полив: летом растению необходим обильный полив, зимой – умеренный.

  3. Температура: температура воздуха не должна опускаться ниже 20 градусов летом и 15 градусов зимой.

  4. Совет: Бегония вечноцветущая недолговечна и через 2-3 года теряет свою декоративность, поэтому своевременно укореняйте новые побеги.



























Литература



  1. Борисенко Т.И. Кактусы. Справочник.- Минск: Наукова думка, 1986 г.

  2. Васнецова Н.Ю. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. - М.: Педагогик-Пресс, 1995.

  4. Воронцов В.В. Комнатные растения. Практическое руководство по уходу. – М.: ЗАО «Фитон+», 2005.

  5. Гесдерфер М., Самоучитель цветовода.- М.: ЭКСМО, 2004.

  6. Захарова Т. Н. Формирования здорового образа жизни у младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений.- М.: ЭКСМО, 2002.

  8. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: книга для учителей.- М.: Просвещение, 1986.

  9. Маккалистер Р. О растениях в легендах и мифах. – С-Пб.: СЗКЭО Кристалл, 2007.

  10. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Психодиагностика цветопредпочтения. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. – С-Пб.: ГП «ИМАПОН», 1995.

  11. Энциклопедия комнатного цветоводства.-М.: Колос, 1993 .









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка открытого занятия "Путешествие в мир растений"

Автор: Зайцева Наталья Александровна

Дата: 23.08.2016

Номер свидетельства: 340417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ, а так же организация их досуга "
    ["seo_title"] => string(95) "sokhranieniie-i-ukrieplieniie-zdorov-ia-vospitannikov-dou-a-tak-zhie-orghanizatsiia-ikh-dosugha"
    ["file_id"] => string(6) "178433"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424838589"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства