Помочь подростку справиться с проблемой осознании себя, как человека и индивидуальности.
познакомить учащихся с понятием гуманность, научить ребят научить взаимному отношению друг к другу и к самому к себе. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников, развить творческих способностей учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
открытого типа среднее профессиональное училище «Уральское подворье»
(Г(Б)СУВУ ОТ СПУ «Уральское подворье»)
Час общения:
«Что значит быть настоящим человеком!!!»
Разработала:
воспитатель СПУ «Уральское подворье»
Кашина Татьяна Михайловна
Пермь 2012 г
Цель:
Помочь подростку справиться с проблемой осознания себя, какчеловека и индивидуальности.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «гуманность»;
Научить ребят взаимному уважению друга к другу и к самим себя;
Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников;
Развить творческие способности учащихся;
Оборудование: мультимедиа, 2 ватмана, фломастеры, листы бумаги в форме цветов 14 штук, скотч,2 ситуации, коробочка, листы в форме солнышка, луны, тучки. Песня «Дорогою добра», магниты.
Деление группы на 2 команды по 7 человек.
Предварительная работа: просмотр художественного фильма «Небесная кара», рисование образов «доброты».
Ход часа общения.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Наш час общения называется «Я человеком быть обязан!!!» И я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви. Сказка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. (слайд)
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
Педагог: Задумайтесь и вы…У вас на столах лежат листочки в форме цветов, напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.
Педагог:
(окончание сказки). Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку. (слайд)
Педагог: Почему Любовь выбрала девушку по имени Доброта? Как вы считаете, какие качества личности включает в себя понятие «доброта»? (Каждой группе воспитанникам выдается конверт, с набором качеств личности) Приложение 1
Педагог: Прошу вас оформить на ватманском листе образы «доброты», а вокруг схемой напишите слова характеризующие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.
Ответы воспитанников. Педагог:
после выполнения задания « Оъясните , почему вы считаете, что ваш рисунок отражает понятие «доброта»?
Образы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все творческие люди и не смотря на некоторые различия в целом вы понимаете суть «доброты».
В образах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо также для объяснения понятия «гуманность», для понимания того, что значит быть гуманным так, как качество «доброта» входит в понятие «гуманность», «человечность», «отзывчивость».( слайд).
Педагог: На сколько вы разбираетесь в сути этих понятий покажет следующее задание, вам необходимо объяснить смысл данных пословиц:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Добрые слова дороже богатства.
3) Кто добро творит, тому бог отплатит.
4) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
Педагог: Молодцы, ребята вы успешно справились с данным заданием. А сейчас мы с вами постатаемся разобраться в понятии «гуманность». Как вы считаете, что значит быть гуманным? (ответы воспитанников). Слайд
Педагог: Гуманность, прежде всего, проявляется в понимании другого человека, в сострадании к нему, в помощи и поддержке. Особенно это касается пожилых людей.
Посмотрите на картинки, как вы думаете гуманно ли поступает мальчик? (ответы воспитанников).
Педагог: Совершенно верно, мальчик поступает не гуманно и вы согласитесь со мной, что настоящий человек должен уважать старость. Я предлагаю каждой группе проанализировать следующие ситуации « Вырази почтение к пожилому человеку».
Ситуация 1 «Дверь»
Вы заходите в магазин, где входная дверь очень тяжело открывается. Следом за вами идет пожилая женщина с двумя сумками в обеих руках и случайно подталкивает вас сумкой. Ваши действия?
4 возможных варианта ответа:
не обращая на неё никакого внимания иду в магазин;
заходя в магазин я не заметил, что за мной идет пожилая женщина;
придерживаю ей дверь и пропускаю вперёд;
отвечаю: «Что вы толкаетесь?...» и захожу в магазин
Анализ
Ситуация 2 «Экзамен»
У вас утром экзамен. Вы уже спешите в училище. По пути вы видите лежащего на скамейке мужчину, пожилого возраста. Он без сознания, видимо ему стало плохо. Он лежит, вы спешите, вокруг никого. До начала экзамена остаётся 5 минут. Ваши действия?
4 возможных варианта ответов:
буду стоять и кричать: «Помогите, помогите...»
вызову скорую и дождусь её, а потом побегу на экзамен;
мне не до посторонних, я спешу на экзамен - это самое важное;
подумаю: мне некогда, кто-нибудь другой увидит и поможет.
Анализ. Как по вашему, что бы сделал в данных ситуациях человек настоящий, гуманный? Я рада за вас ребята, вы приняли решение, которое может принять настоящий человек.
Педагог: А совершаете ли вы добрые поступки по отношению к пожилым людям. Ребята сейчас я хотела бы сообщить вам следующую информацию. Однажды учёные взяли интервью у группы людей, они попросили их ответить на вопрос: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
Большинство опрашиваемых ответили: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным» - А каким характером хотели обладать вы? (вопрос к ребятам).
Тогда спросили людей: «А, какими вы хотели бы видеть других ?»
-Что вы бы ответили на данный вопрос? ( вопрос к детям). Совпадут или не совпадут ваши ответы с ответами людей.
Почти все ответили: добрыми, милосердными.
Когда-нибудь и вы, ребята, станете пожилыми людьми и будете нуждаться в сочувствии и заботе, поэтому предлагаю вам придерживаться в жизни такой заповеди: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Но вот беда - в жизни все по другому: тысячи брошенных детей при живых родителях, одинокие престарелые люди при живых детях – результат жестокости и эгоизма.
Человек очерствел душой, считает возможным пройти мимо чужого горя, боли, страданий, как будто это стало делом привычным. И в тоже время всегда были и будут люди, которых не ожесточила наша действительность, они стараются любить людей, своё окружение, свой век - потому это наше время и другого такого не будет.
Педагог: Человек живет в двойственном мире, в котором есть зло и добро и он всегда стоит перед постоянным выбором добра или зла. Сейчас мы с вами посмотрим ролик, и вы сами прокомментируете свой выбор, какие поступки относятся к добрым, а какие к злым.(Анализ поступков, ответы воспитанников).Хочется, чтобы вы смогли сделать самостоятельный выбор. А теперь продолжим наш разговор.
Вчера мы с вами просмотрели художественный фильм «Небесная кара», сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о положительных и отрицательных героях данного фильма.
Вопросы:
Кого из героев фильма вы считаете положительными, а кого отрицательными?
Почему вы так считаете, объясните пожалуйста?
Как вы считаете смогла бы Земфира выстроить свою жизнь без привлечения
колдуньи?
Согласны ли вы с выражением: «За все надо платить»?
Должен ли добрый человек на зло ответить злом?
Педагог: Как поступать в различных ситуациях, каждый из вас решает сам. Хочется чтобы вы выбрали дорогу добра. Прослушайте притчу. В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках…»
Томас Манн писал: "Между зверем и ангелом стоит человек. Воспитание, в сущности в том и заключается, чтобы подавить в себе зверя и развивать ангельское" (демонстрация слайда).Так какую же дорогу выберете вы? Хочется надеяться, что это будет дорога добра.
Песня:« Дорогою добра».
Педагог: На этой ноте мы заканчиваем наш час общения. Чему вы научились? Что понравилось? Что нового вы узнали? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего часа общения? (на экране заставка БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!)
Прошу вас выразить своё мнение, понравилась ли вам наша встреча? Для этого вам надо выбрать один из трёх элементов: солнышко, луну, тучку и положить его в коробочку. Приложение 2.
Солнышко – была полезная информация. Мне было интересно.
Луна – остался равнодушен.
Туча – много скучной информации. Было неинтересно.