kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Маки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине «Трудовое обучение» по теме «Мозаика из крупы и зерен. Панно «Маки»» предназначена для проведения занятия в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная крупа». Данное занятие направлено на активацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать.

Методическая разработка может быть использована на учебных занятиях по трудовому обучению при изучении тем, связанных с использованием бумаги и картона, а также для проведения учебных занятий при изучении темы «Аппликация из различных материалов» не только в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, но и в начальных классах общеобразовательных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Маки"»


САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И

ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА»


РАЗРАБОТАНО


Инструктор по труду


Социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта


________________ О.В.Воронович


_________________201__г.


СОГЛАСОВАНО


Методическим советом


Протокол № ___ от «___» 201___ г.


Председатель ______М.А. Бушина


Секретарь ________О.А. Архипова







Разработка занятия по трудовому обучению в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта






«Мозаика из крупы и зерен. Панно «Маки»»







Направленность: художественно-эстетическая

Возраст обучающихся: обучающиеся трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта









Санкт- Петербург

2019

Аннотация к методической разработке урока



Автор: Воронович Ольга Васильевна - инструктор по труду первой квалификационной категории СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петродворцового района»
Предмет: трудовое обучение

Форма разработки: учебно-методическое пособие

Цель занятия: Научить приему выполнения аппликации из крупы. 

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине «Трудовое обучение» по теме «Мозаика из крупы и зерен. Панно «Маки»» предназначена для проведения занятия в социально-трудовом отделении для людей с нарушением интеллекта, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная крупа». Данное занятие направлено на активацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать.

Методическая разработка может быть использована на учебных занятиях по трудовому обучению при изучении тем, связанных с использованием бумаги и картона, а также для проведения учебных занятий при изучении темы «Аппликация из различных материалов» не только в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, но и в начальных классах общеобразовательных школ.





























Содержание



1.

Введение_____________________________________________________________

4

2.

Цель, задачи__________________________________________________________

5

3.

Оборудование_________________________________________________________

5

4.

План занятия_________________________________________________________

5

5.

Ход урока____________________________________________________________

6

5.1.

Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места)_______________________________________________________________


6

5.2.

Инструктаж по технике безопасности____________________________________

6

5.3.

Закрепление ранее пройденного материала________________________________

6

5.4.

Ознакомление с новым этапом работы____________________________________

6

5.5.

Практическая работа___________________________________________________

7

5.6.

Анализ проделанной работы____________________________________________

8

5.7.

Уборка рабочего места_________________________________________________

9

6.

Литература___________________________________________________________

9

7.

Приложения__________________________________________________________

10

7.1.

Приложение 1. Материалы, инструменты и приспособления_________________

10

7.2.

Приложение 2. Пошаговый план_________________________________________

11





















Введение

Программа «Волшебная крупа» предназначена для людей трудоспособного возраста с множественными нарушениями здоровья и интеллекта, посещающих социально-трудовое отделение, и имеет художественно-эстетическую направленность.

В данную программу вошло следующие направления деятельности: аппликация и мозаика из крупы и зерен.

За последние десятилетия в России произошли огромные перемены в социально-экономической, политической, общественной жизни. Перед современным обществом стоит задача помочь людям с нарушением интеллекта выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Развитие творческих способностей помогает в адаптации и реабилитации, оно является средством для самовыражения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Лицам с нарушением интеллекта необходимо обучаться и закреплять полученные навыки на протяжении всей жизни, это является их специфической особенностью. В любом возрасте человек даже с самой тяжелой формой интеллектуальной недостаточности может стать более активным и умелым, если с ним занимаются, если его обучают, если с ним общаются. Необходимо не только развивать творческие способности людей с нарушением интеллекта, но и развивать навыки, необходимые для успешной социализации и интеграции в общество (коммуникативные навыки, коррекция эмоционально-волевой сферы, социально-бытовые навыки).

Данная программа рассчитана на категорию граждан, имеющих различную степень нарушения интеллекта в сочетании с другими множественными нарушениями здоровья и развития. Особое внимание на занятиях уделяется развитию мелкой моторики, т.е. развиваются действия, которые выполняют мышцы ладоней и пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система человека. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движения рук, скорость реакции человека на внешние раздражители. Программа адаптирована для проведения занятий в социально-трудовом отделении в реабилитационном центре. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности и осуществляется личностно-дифференцированный подход.

Целью каждого занятия является приобретение обучающимися практических навыков и умений в декоративно-прикладной деятельности, в ходе которой обучаемый создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализуя свой замысел, находит средства для его воплощения.


Цель занятия: Научить приему выполнения аппликации из крупы.

Задачи: 

Обучающие:

- дать общее представление о растении Мак;

- обучение приемам работы с инструментами;

- развивать навык работы с клеем и крупой;

- обучение различным приемам и технологиям изготовления композиций;

- обучение навыкам волевой регуляции (ждать, стараться и т.д.)

- учить работать по плану;

- обучение вербальной коммуникации.

Коррекционно-развивающие:

- развитие творчества людей с множественными нарушениями здоровья и интеллекта в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники

- формирование навыков ориентировки в задании;

- формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;

- развитие художественного вкуса и творческого потенциала;

- развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;

- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций и т.д.);

Воспитательные:

- интерес к созданию работ из различных материалов,

- осознание необходимости освоения технологии работы с различными материалами.

- воспитание аккуратности.

Оборудование:

Для учителя: Образцы готовых изделий, схемы пошагового выполнения работы, лист картона, копировальная бумага, скрепки, рисунки – шаблоны Маки, простой карандаш, черный перманентный маркер, кисточка для клея №1, клей ПВА, крупа манная, акварельные краски, стаканчик для воды, кисточка для лака №8, аквалак.

Для обучающихся: лист картона, копировальная бумага, скрепки, рисунки – шаблоны Маки, простой карандаш, черный перманентный маркер, кисточка для клея №1, клей ПВА, крупа манная, акварельные краски, стаканчик для воды, кисточка для лака №8, аквалак.


План занятия

1.Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места). (2 мин.)

2.Инструктаж по технике безопасности. (1 мин.)

3. Закрепление ранее пройденного материала. (2 мин.).

4.Ознакомление с новым этапом работы. (5 мин.)

5.Практическая работа. (30 мин.)

6.Анализ проделанной работы. (3 мин.)

7.Уборка рабочего места (2 мин.)


Ход урока.


1.Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).

2.Инструктаж по технике безопасности.

3.Закрепление ранее пройденного материала.


Понятие «Мозаика».

Мозаика – это вид аппликации. Изображение составляется из отдельных кусочков мрамора, стекла, цветных камней. В качестве исходного материала при изготовлении мозаики часто используются семена деревьев и цветов, различные крупы (греча, рис, пшено, манка), зёрна (горох, чечевица, бобы, кукуруза, пшеница, овес), специи (зернышки перца, семена кунжута, гвоздика), семена (подсолнуха, тыквы, арбуза).


Основные правила при выполнении мозаики


  1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.

  2. Быть осторожным с колющими и режущими инструментами, шилом. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.

  3. Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.

  4. Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.

  5. Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.

  6. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.

  7. Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.

8. Не вытирать глаза грязными руками.


4.Ознакомление с новым этапом работы.

Сегодня мы будем выполнять мозаику «Маки».


Мак (лат. Papáver) — род травянистых растений семейства Маковые (Papaveraceae). Однолетние, двулетние и многолетние травы, обычно с развитым стеблем, реже бесстебельные. Растения выделяют млечный сок, белый, жёлтый или оранжевый.

Мак – это растение, которое нашло применение в самых разных сферах жизни. Крупные, яркие цветы мака служат прекрасной основой для букетов, а также способны украсить городские клумбы или приусадебные участки. Семена мака уже очень давно используются в кулинарии, а из сока этого растения люди научились изготавливать медицинские препараты. 

Внешний вид

Цветы мака

Мак представляет собой травянистое растение с прямым стеблем, покрытым пушком и перистыми листьями. Цветки крупные, чаще всего красные, но встречаются также белые, розовые или желтые. Семена – мелкие, черные крупинки - созревают в небольших, круглых коробочках. Мак вырабатывает белый, горький сок.

Места произрастания

В диких условиях наибольшее количество мака произрастает в странах с умеренным или субтропическим климатом, в том числе, и в России. В нашей стране много видов мака можно встретить в Средней Азии и на Кавказе. По промышленному производству семян мака первые места занимают Чехия, Турция и Франция.

Способ заготовки

Обычно семена мака созревают ближе к середине августа. Созревшие коробочки можно определить по светло-коричневому цвету и по характерному «сухому» стуку внутри них. По мере созревания коробочки собирают и вылущивают. Затем семена оставляют досушиваться в хорошо проветриваемом помещении. Высушенные семена расфасовывают по холщовым мешочкам и хранят в сухом, темном месте.

Применение

В кулинарии:

  • традиционно семена мака используются в качестве начинки и украшения для сдобной выпечки и кондитерских изделий;

  • мак хорошо сочетается с грибами;

  • с добавлением мака готовят различные пряные и сладкие соусы;

  • в итальянской кухне цветами мака украшают супы и другие блюда;

  • зернами мака приправляют салаты;

  • в индийской кухне семена мака используются в качестве загустителя.

В медицине:

Полезные свойства мака неоценимы в фармакологической промышленности. Богаты на полезные вещества все части растения, в состав входят: жиры, жирные масла, органические сахара, белок. В лепестках и стебле травы содержатся различные алкалоиды, фитонциды, витамины — С и К, гликозиды, органические кислоты, камедь.

Лекарственные средства, изготовленные на основе семян, сока или листьев мака применяются как вспомогательное средство для борьбы с различными недугами.

В народной медицине.

Пользу мака для здоровья, главным образом, находят в его снотворном эффекте. В связи с этим из травы и лепестков делают успокаивающие настои и отвары. Семена мака применяют как очищающие и дезинфицирующее средства, помогающее от глистов и при отравлениях. Листья мака используют для лечения больных суставов, артрита, радикулита.

Интересные факты

  • Во многих странах, в том числе, и в России, существует запрет на выращивание тех видов мака, которые содержат наркотические вещества.

  • В культуре Древнего Египта мак символизировал вечный сон и смерть.

  • В христианстве существует легенда, что в том месте, куда капала кровь распятого на кресте Иисуса Христа, вырастали цветы красного мака.

  • В Гималаях растет вид мака, соцветия которого окрашены в синий или голубой цвет.


Анализ изделия.

Рассмотреть шаблоны. Выбрать один из предложенных.

Подготовка картона для последующего нанесения манной крупы.


5. Практическая работа.

Ход работы.

1 урок:


  1. Положите перед собой картон.

  2. На картон кладем лист копировальной бумаги.

  3. На лист копировальной бумаги кладем шаблон с изображением зимней забавы.

  4. Закрепляем скрепками.

  5. Обводим рисунок простым карандашом.

  6. Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!

  1. Снимаем шаблон и копирку.

  2. Обводим копию черным маркером.

Оставляем работу до следующего занятия.


2 урок:


  1. Положите перед собой заготовку панно.

  2. Наносим клей на часть свободных участков шаблона так, чтобы не затрагивать черный контур. Клея не должно быть мало, иначе крупа не приклеится.

  3. Теперь насыпаем на нашу работу манную крупу толстым слоем на всю поверхность работы.

  4. Оставляем на 3-4 минуты, чтобы крупа прилипла.


  1. Физкультминутка:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!


  1. Через 3-4 минут излишки крупы сбросим в коробку для крупы.

  2. Наносим клей на свободные участки шаблона так, чтобы не затрагивать черный контур. Клея не должно быть мало, иначе крупа не приклеится.

  3. Теперь насыпаем на нашу работу манную крупу толстым слоем на всю поверхность работы.

  4. Через 3-4 минут излишки крупы сбросим в коробку для крупы.

Оставим работы на просушку на несколько дней, а на следующем занятии раскрасим нашу работу акварельными красками.


3 урок:


  1. Положите перед собой заготовку.

  2. Раскрашиваем акварельными красками.

  3. Оставим работы на просушку на некоторое время.

  4. Физкультминутка:

  5. Мы потопаем ногами,

  6. Мы похлопаем руками,

  7. Покиваем головой,

  8. Верх посмотрим над собой.

  9. Руки вверх мы поднимаем,

  10. А теперь их опускаем.

  11. Кулачки сейчас сожмем

  12. И опять писать начнем.

  13. Покрываем работу аквалаком.

  14. Оставляем на просушку.


6.Анализ проделанной работы.

Какие вы сегодня молодцы! Давайте повторим, что такое аппликация и мозаика.

- Из чего можно выполнить аппликацию? (Из различных материалов: из листьев, крупы, ткани, бумаги, ваты и др.)

- Где могут пригодиться ваши сегодняшние работы? (в качестве подарка друзьям и близким, можно, купив рамочку, оформить в виде картинки).

- Сличение своего изделия с заданным изделием.

Вам нравиться? Что именно?


  1. Уборка рабочего места.

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org Мак

  2. https:// https://sostavproduktov.ru

  3. https://yandex.ru Маки - шаблоны для раскрашивания



Приложение 1. Шаблоны

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Маки"

Автор: Воронович Ольга Васильевна

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая  разработка «Обучение детей творческому рассказыванию». "
    ["seo_title"] => string(76) "mietodichieskaia-razrabotka-obuchieniie-dietiei-tvorchieskomu-rasskazyvaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "235072"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443597929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) ""Открытка "Мак" в технике сухого валяния "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytka-mak-v-tiekhnikie-sukhogho-valianiia"
    ["file_id"] => string(6) "109793"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405058850"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Методическая разработка урока " Приготовление дрожжевого теста и изделия из него" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prighotovlieniie-drozhzhievogho-tiesta-i-izdieliia-iz-niegho"
    ["file_id"] => string(6) "211803"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431686009"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории и географии "Брейн-ринг" "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-istorii-i-ghieoghrafii-briein-ringh"
    ["file_id"] => string(6) "125100"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414913333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства