Ленинградцы - дети мои, ленинградцы - гордость моя !
Ленинградцы - дети мои, ленинградцы - гордость моя !
Цели:
Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.
Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.
Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.
Оборудование:
Компьютер,проектор
Презентация «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя»
Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое, прозревается наше будущее… Память, не оставь нас!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ленинградцы - дети мои, ленинградцы - гордость моя !»
КГУ «Карагугинская средняя школа»
КММ «Қарақоға орта мектебі»
Еске алу кітапхана сабағы
«Ленинградтықтар - балаларым менің,
ленинградтықтар -намысым менің !»
Библиотечный урок памяти
«Ленинградцы - дети мои,
ленинградцы - гордость моя !»
Библиотекарь:Чугунова Н.Н
2014-2015 уч.год
Цели:
Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.
Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.
Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.
Оборудование:
Компьютер,проектор
Презентация «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя»
Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое, прозревается наше будущее… Память, не оставь нас!
Библиотекарь
Слайд 1 (М. Таривердиев. Воспоминания)
Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё мрачней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу… (В.П. Астафьев).
Слайды 2
27 января в России отмечают День воинской славы России. Это день, когда в 1944 году после долгих 900 дней была снята блокада Ленинграда.
Слайд 3
Сегодня у нас библиотечный урок памяти “Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!”.
Сегодня у нас серьёзная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических днях Великой Отечественной войны: о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду.
Слайд 4 ( медаль « За оборону Ленинграда»)
Этой медалью награждались все участники защиты Ленинграда, как военнослужащие, так и гражданское население, содействовавшее обороне города работало на предприятиях, в учреждениях, участвовавшие в строительстве оборонительных сооружений, в борьбе с пожарами от налетов вражеской авиации, в уходе за больными и ранеными. Медаль изготавливалась из латуни в форме круга диаметром 32 мм. На аверсе, на фоне строения адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев. Вверху пятиконечная звезда и надпись по краю « За оборону Ленинграда». На реверсе надпись: «За нашу Советскую Родину». Медаль изготавливалась из латуни на Ленинградском монетном дворе.
Будем говорить об этом, потому что очень часто можно услышать:
Опять война, Опять блокада, - А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: "Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне". И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда Не права! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна. (Юрий Воронов)
Слайды 5 -7(Е. Дога. Чёрная вуаль)
Библиотекарь
Тёплый, несколько душный от пряного запаха трав день 22 июня 1941 года.
Чарующие звуки вальса заполнили школьные залы. В его ритме кружатся счастливые и беззаботные пары. Выпускной 1941 года…. Под утро расходятся счастливые, полные радужных надежд бывшие ученики, строят планы на будущее.
Кто-то собирался на следующий день к морю, в отпуск. Кто-то должен был ехать к родным в Симферополь…
Сладко посапывали в своих кроватках детки. Последние минуты мирной жизни…
Слайд 8 (Левитан. Объявление о начале Великой Отечественной войны)
Слайд 9 Песня « Священная война»)
Слайд 10 -13 (Военные действия)
Ведущий
Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и к праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов).
Слайды 14-17
Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.
Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.
Слайды 19 - 21
Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.
Ведущий
На печке и на стенах лёд. Молчит всё время репродуктор. Блокада. Сорок первый год. Сегодня выдача продуктов. Никак не выйти в магазин, Хотя он с нашим домом рядом. На улице совсем вблизи Ложатся снова артснаряды. Мороз опять сковал меня. Во что бы потеплей одеться? Живу на линии огня И не могу никак согреться… (Полина Каганова)
Слайды 22 -23
Библиотекарь
В конце ноября ударили морозы. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но сохранили парки и сады.
Ведущий
Деревья, поклонитесь низко людям И сохраните память их потом. Они зимой сжигали все, что было: Шкафы и двери, стулья и столы, Но их рука деревьев не рубила. Сады не знали голоса пилы.
Библиотекарь
Но самым страшным испытанием стал голод…
С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. У вас на столе лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…
Слайды 28 - 29 (А. Марчелло. Соло для гобоя с оркестром)
Библиотекарь:
Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.
Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.
Ведущий
Пиши, Пиши в этой старой тетради дрожащие буквы нетвёрдой рукой. Прошу, Бога ради, пиши. Ведь каждое слово — удар, огласи приговор предпоследней строкой, Ведь каждое слово — оружие, значит — пиши!.. (Ю. Яковлев. Девочки с Васильевского острова)
Слайды 30 -31 (Саундтрек к фильму “Свой среди чужих, чужой среди своих)
Библиотекарь:
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сровнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Таня все чаще открывала свою записную книжку:
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”. “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”. “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”. “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”. “Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”. “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
9 страничек. Страшные строчки. Нет запятых, только черные точки.
Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечка умерла
Слайды 35 -36
Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни.
– И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина. Она идёт. Переступая рвы, – Ей не нужны ни визы, ни прописки, В глазах – то одиночество вдовы, То глубина печали материнской. Она идёт, Покинув свой уют, Не о себе – о мире беспокоясь И памятники честь ей отдают. И обелиски кланяются в пояс. (Е. Исаев “Суд памяти”)
Слайды 37 -39
Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой. Слайд 40
Давайте почтим память этих мужественных детей блокадного Ленинграда минутой молчания под стук метронома, который звучал в страшные и трудные годы.
Слайды 41 -44 ( Ю Самусевич « Память»)
Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы должны помнить, чтобы никогда дети не плакали и не пугались страшных взрывов, чтобы никогда дети не боялись, что они не вырастут, потому что будет война…
Пусть вечный символ мира – голубь будет и символом нашей памяти о тех, кто спас наш хрупкий мир от фашизма. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! (учащиеся вручают гостям на память символ мира и свободы – изображение голубя)
Слайд 45
Подходит к завершению наш библиотечный урок памяти. Мы сегодня прикоснулись к священным страницам истории Великой Отечественной войны, пережили и прочувствовали боль и горечь утрат. Я думаю, что отличную оценку нам выставит жизнь за нашу память, за то, что мы ПОМНИМ и ГОРДИМСЯ нашей историей. Спасибо вам.