kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ленинградцы - дети мои, ленинградцы - гордость моя !

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.

Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.

Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.

Оборудование:

Компьютер,проектор

Презентация «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя»

Господи, не лиши нас памяти.
В ней сохраняется наше прошлое,
прозревается наше будущее…
Память, не оставь нас!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ленинградцы - дети мои, ленинградцы - гордость моя !»

КГУ «Карагугинская средняя школа»

КММ «Қарақоға орта мектебі»



Еске алу кітапхана сабағы

«Ленинградтықтар - балаларым менің,

ленинградтықтар -намысым менің !»

Библиотечный урок памяти

«Ленинградцы - дети мои,

ленинградцы - гордость моя !»

Библиотекарь:Чугунова Н.Н



2014-2015 уч.год

Цели:

Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.

Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.

Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.

Оборудование:

Компьютер,проектор

Презентация «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя»

Господи, не лиши нас памяти.
В ней сохраняется наше прошлое,
прозревается наше будущее…
Память, не оставь нас!


Библиотекарь

Слайд 1 (М. Таривердиев. Воспоминания)

Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё мрачней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу… (В.П. Астафьев).

Слайды 2

27 января в России отмечают День воинской славы России. Это день, когда в 1944 году после долгих 900 дней была снята блокада Ленинграда.

Слайд 3

Сегодня у нас библиотечный урок памяти “Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!”.

Сегодня у нас серьёзная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических днях Великой Отечественной войны: о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду.

Слайд 4 ( медаль « За оборону Ленинграда»)

Этой медалью награждались все участники защиты Ленинграда, как военнослужащие, так и гражданское население, содействовавшее обороне города работало на предприятиях, в учреждениях, участвовавшие в строительстве оборонительных сооружений, в борьбе с пожарами от налетов вражеской авиации, в уходе за больными и ранеными. Медаль изготавливалась из латуни в форме круга диаметром 32 мм. На аверсе, на фоне строения адмиралтейства, изображена группа красноармейцев, краснофлотцев. Вверху пятиконечная звезда и надпись по краю « За оборону Ленинграда». На реверсе надпись: «За нашу Советскую Родину». Медаль изготавливалась из латуни на Ленинградском монетном дворе.

Будем говорить об этом, потому что очень часто можно услышать:

Опять война, 
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть? 
Я слышу иногда:
"Не надо, 
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда, Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. (Юрий Воронов)

Слайды 5 -7(Е. Дога. Чёрная вуаль)

Библиотекарь

Тёплый, несколько душный от пряного запаха трав день 22 июня 1941 года.

Чарующие звуки вальса заполнили школьные залы. В его ритме кружатся счастливые и беззаботные пары. Выпускной 1941 года…. Под утро расходятся счастливые, полные радужных надежд бывшие ученики, строят планы на будущее.

Кто-то собирался на следующий день к морю, в отпуск. Кто-то должен был ехать к родным в Симферополь…

Сладко посапывали в своих кроватках детки. Последние минуты мирной жизни…


Слайд 8 (Левитан. Объявление о начале Великой Отечественной войны)

Слайд 9 Песня « Священная война»)

Слайд 10 -13 (Военные действия)

Ведущий

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту страшную войну.

Слайды 15-17 (Д. Шостакович. Симфония 7. Ленинградская)

Библиотекарь

Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и к праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов).

Слайды 14-17

Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайд 18 (Д. Шостакович. Симфония 7. Ленинградская)

Ведущий

20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.

Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Слайды 19 - 21

Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.

Ведущий

На печке и на стенах лёд.
Молчит всё время репродуктор.
Блокада. Сорок первый год.
Сегодня выдача продуктов.
Никак не выйти в магазин,
Хотя он с нашим домом рядом.
На улице совсем вблизи
Ложатся снова артснаряды.
Мороз опять сковал меня.
Во что бы потеплей одеться?
Живу на линии огня
И не могу никак согреться… (Полина Каганова)

Слайды 22 -23

Библиотекарь

В конце ноября ударили морозы. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но сохранили парки и сады.

Ведущий

Деревья, поклонитесь низко людям 
И сохраните память их потом.
Они зимой сжигали все, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы,
Но их рука деревьев не рубила.
Сады не знали голоса пилы.

Библиотекарь

Но самым страшным испытанием стал голод…

С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.



Слайды 24 -27 Состав блокадного хлеба: 57% - обойная мука, 20- 30% овсяная мука, 10% -подсолнечный жмых, 3%- соль, 2 – 3% солод

Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. У вас на столе лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…

Слайды 28 - 29 (А. Марчелло. Соло для гобоя с оркестром)

Библиотекарь:

Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.

Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Ведущий

Пиши,
Пиши в этой старой тетради дрожащие буквы нетвёрдой рукой.
Прошу, Бога ради, пиши.
Ведь каждое слово — удар, огласи приговор предпоследней строкой,
Ведь каждое слово — оружие, значит — пиши!.. (Ю. Яковлев. Девочки с Васильевского острова)

Слайды 30 -31 (Саундтрек к фильму “Свой среди чужих, чужой среди своих)


Библиотекарь:

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сровнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Таня все чаще открывала свою записную книжку:

“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”. 
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”

9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.

Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечка умерла

Слайды 35 -36

Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни.


– И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идёт.
Переступая рвы, – 
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс. (Е. Исаев “Суд памяти”)

Слайды 37 -39

Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.
Слайд 40

Давайте почтим память этих мужественных детей блокадного Ленинграда минутой молчания под стук метронома, который звучал в страшные и трудные годы.

Слайды 41 -44 ( Ю Самусевич « Память»)

Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы должны помнить, чтобы никогда дети не плакали и не пугались страшных взрывов, чтобы никогда дети не боялись, что они не вырастут, потому что будет война…

Пусть вечный символ мира – голубь будет и символом нашей памяти о тех, кто спас наш хрупкий мир от фашизма. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! (учащиеся вручают гостям на память символ мира и свободы – изображение голубя)

Слайд 45

Подходит к завершению наш библиотечный урок памяти. Мы сегодня прикоснулись к священным страницам истории Великой Отечественной войны, пережили и прочувствовали боль и горечь утрат. Я думаю, что отличную оценку нам выставит жизнь за нашу память, за то, что мы ПОМНИМ и ГОРДИМСЯ нашей историей. Спасибо вам.


- А говорили все проходит

И позабудется в свой срок

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок. ( А Селезнев)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ленинградцы - дети мои, ленинградцы - гордость моя !

Автор: Чугунова Наталья Николаевна

Дата: 09.03.2016

Номер свидетельства: 303354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "обзор литературы о Великой Отечественной войне "Свет Великой победы" "
    ["seo_title"] => string(76) "obzor-litieratury-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-sviet-vielikoi-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "191062"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427266378"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "исторический турнир  «Ер есімі – ел есінде» «Имя героя в памяти народной» "
    ["seo_title"] => string(78) "istorichieskii-turnir-ier-iesimi-iel-iesindie-imia-ghieroia-v-pamiati-narodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "205531"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429905500"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Военная поэзия" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-voiennaia-poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "158407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421742862"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Луч немеркнущего света "
    ["seo_title"] => string(31) "luch-niemierknushchiegho-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "184782"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426092303"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "«НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ» (  классный час)"
    ["seo_title"] => string(42) "naviechno-v-pamiati-narodnoi-klassnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "285002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454074986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства