конспект занятия в старщей группе "Моя семья" учить дете любить свою семья, ее членов, знать традиции своей семьи,???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект занятия в старшей группе "Моя семья"»
Конспект занятия в старшей группе « Моя семья»
Программное содержание. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр, кроссвордов, ребусов. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения. Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: кроссворд, ребус. Познакомить с новыми именами: художники З. Серебрякова, Н. Богданов-Бельский, Ф. Решетников, композитор И. С. Бах
Предварительная работа. Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» и т. д. Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений «Моя семья» Е. Гомоновой и «Моя родня» Я. Акима. Подготовка семейного альбома и рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток-малюток на тему «Моя семья».
Материал и оборудование. Репродукции картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик». Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой), «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна. Акварель, масляная пастель, бумага формата А3. Музыкальный центр и аудиокассеты с записью, видеозарисовки «Семейный портрет» с участием членов семьи нескольких детей группы. Ленты (цветные), атрибуты для разыгрывания мини-сценок.
Ход занятия
Педагог. Предлагаю начать наше занятие с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? (Ответы детей) Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам надо правильно назвать слова по горизонтали.
Вопросы кроссворда
Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)
Самый младший член семьи. (Ребёнок)
Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я.)
Все нарядные с утра: я, братишка и... (сестра).
Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)
Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)
Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения.)
Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: моя семья.
Педагог. А что такое ребус, вы знаете? (Ответы детей) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.
Показывает карточку, на которой изображено: 7 я. Дети называют слово: семья.
Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Говорят, что в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестёр
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки.
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
(Ю. Энтин)
В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят.
Пословицы и поговорки о семье:
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Намёки да попрёки - семейные пороки.
Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Педагог. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» О счастливой семье у нас и песня есть!
Дети исполняют песню «Что такое семья?»
Что такое семья? (Музыка и слова Е. Гомоновой)
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья...
Ну а как же бабушки?
Ну а как же дедушки?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
Ну а как же дяди?
Ну а как же тёти?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки: Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя –
Вот и вся у нас семья...
А братишек и сестрёнок
Всех двоюродных назвать
Так до вечера считать!
После этой песни мне вспомнились шуточные стихи Петра Синявского:
Хорошо поётся хором,
В нашем хоре - вся семья.
Дети (продолжают).
Папа с дедушкой Егором,
Мама, бабушка и я.
Дядя Ваня с барабаном,
Кошка с Барсиком - котом.
А котёнок под диваном
Дирижирует хвостом.
Педагог обращает внимание детей на картины, представленные на вернисаже, подводит их к картине Зинаиды Серебряковой «На террасе в Харькове». Ведётся свободная беседа. Дети отвечают на вопросы педагога, делятся своими впечатлениями от сюжета картины. По предложению педагога кто-то из детей (по желанию) читает стихотворение Михаила Яснова «Главное желание».
Ребёнок.
Больше всего на свете
Хочу, чтоб накрыли стол,
И чтобы сегодня папа
Чуть-чуть пораньше пришёл,
И чтоб нарядилась мама
И улыбнулась всем,
И чтобы меня похвалили
За то, что молчу и ем.
Больше всего на свете
Хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени
Со всеми поговорить...
Педагог приглашает детей к картине «Опять двойка!» Федора Решетникова. Не называя картины, предлагает детям внимательно её рассмотреть и задаёт им вопросы, связанные с сюжетом картины.
Педагог. Кого вы видите на картине? Какое настроение у людей, изображённых на картине? Догадались ли вы, что случилось с мальчиком? Как бы вы сами назвали эту картину? А кто на картине не огорчён, а приветлив и радостен, и почему? (Ведётся свободная беседа с детьми.)
Я приглашаю вас к волшебному экрану, который поможет ребятам рассказать о своей семье. Три-четыре ребёнка на основе видеоматериалов рассказывают о своей семье.
Педагог. А вы ходите с родителями в театр? Какие театры вы посещали? Какие спектакли или концерты видели? (Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями). Давайте и мы устроим у себя театр и сами разыграем небольшие спектакли.
Педагог приглашает детей подготовиться для показа сценок.
Находчивая мама
Действующие лица: автор, мама, дочка.
Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
Устала я шагать-идти!
Зачем шагать? - сказала мать.
- Попробуй зайцем поскакать.
Вот так. Ещё давай-ка!
Отлично! Ай да зайка!
Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха...
Теперь - как бегает щенок.
Ух как! Стремглав, не чуя ног!
Как за птенцом крадётся кошка?
Неслышно, вкрадчиво, сторожко...
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но постой! Вот мы уже и дома!
(С. Погореловский)
***
На лесной дорожке
Действующие лица: автор, мама, дочка.
Шла Маринка за грибами,
Вдруг она прижалась к маме.
- Мама, мамочка, постой –
Муравей ползёт большой!
Он укусит!
- Мы вдвоём
Сладим, дочка, с муравьем.
Только он не тронет нас –
Делом занят он сейчас. Автор.
У кого работа есть,
Тот не станет в драку лезть.
(Г. Ладонщиков)
***
Какой же я?
Действующие лица: папа, мама, сын.
Сын.
Говорят мне папа с мамой...
Папа.
Ты у нас такой упрямый!
Все умылись и поели,
Только ты лежишь в постели.
Мама.
Сколько можно повторять,
Что пора тебе вставать!
Сын.
Я умылся чисто с мылом –
Мама сразу похвалила:
Мама.
Вот теперь, сынок Алёша,
Ты послушный и хороший!
Сын.
Я всегда у них такой:
То хороший, то плохой!
(Д. Шеянов)
***
В гостях у бабушки
Действующие лица: бабушка, внучка.
Маленькая девочка, скажи, где ты была?
Была у старой бабушки
На том конце села.
Что ты пила у бабушки?
Пила с вареньем чай.
Что ты сказала бабушке?
«Спасибо!» и «Прощай!»
(С. Маршак, перевод с английского)
***
Бабушка и внучка
Действующие лица: ведущий, внучка, бабушка.
Ведущий. У Кати два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос один.
Внучка. Скажи, бабушка, почему у меня всего по два, а язык один и нос один?
Бабушка. А потому, милая внучка, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала!
Внучка. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Бабушка. Ясно?
Внучка. Ясно! (По Е. Пермяку)
Педагог. Как хорошо, когда вся семья вместе. А бывает это обычно по выходным дням.
Ребёнок.
Очень-очень счастливая,
В сборе вся моя семья:
И папа со мной, и мама со мной,
Какой замечательный выходной!
Сегодня никто никуда не спешит,
Никто на работу с утра не бежит.
Мы просто все вместе по парку идём,
Играем, смеёмся и даже поём!
(Е. Гомонова)
Дети исполняют песню «Воскресенье», музыка и слова Л. Олифировой.
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
«Я» на свете одиноко,
В «я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы - семья,
И мы - друзья.
Мы - народ,
И мы - едины.
Вместе мы
Непобедимы!
(В. Орлов)
Педагог предлагает детям нарисовать всех членов своей семьи или изобразить самое интересное событие, которое произошло в семье. Дети самостоятельно выбирают материал для работы, приступают к рисованию. Во время рисования звучит «Сицилиана» из сюиты ми-бемоль мажор для флейты и клавесина И. С. Баха, CD «Классика на бис». Затем взрослые готовят выставку из детских работ,
Педагог. Обратили ли вы внимание, какая музыка звучала, когда вы рисовали? Знакома ли вам эта музыка? Понравилась она вам? Узнаете её, если ещё раз услышите? (Ответы детей.) Звучала музыка Иоганна Себастьяна Баха. С его творчеством вы ещё не знакомы - это знакомство ещё впереди. Сегодня же я хочу рассказать вам, что этот известный немецкий композитор, который жил и творил более чем 300 лет назад, родился в большой и дружной семье. Его отец, дед, прадед были музыкантами. А у него самого было 13 детей - для них он был и отец, и учитель, и наставник. Это была очень дружная и счастливая семья. А как вы, дети, понимаете слова - счастливая семья? В чём счастье? (Проводит с детьми свободную беседу.) Счастливая семья - это семья, где живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. При помощи лент я предлагаю вам изобразить радость, а музыка пусть будет вам помощницей. Дети исполняют танец-импровизацию под «Вальс-каприс» А. Рубинштейна, CD «Вальсы и полонезы русских композиторов». Педагог изо даёт оценку детским работам.
Детский сад - это тоже семья, и сегодня хочется запечатлеть нас всех вместе. Я приглашаю фотографа, пусть он сделает фотографию на память.
Исполняется композиция «Стоп-кадр»: свободно танцуя, дети замирают в позе на паузу. Ребёнок-фотограф «делает снимок».