Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Работа по дереву - выжигание"»
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
г. Черногорск
Конспект занятия
«Работа по дереву - выжигание»
Автор: Микрюков А.А., педагог дополнительного образования
Организационный момент .
(звучит песня на мелодию «ЗЗ коровы»)
Мы научим вас ребята
Выжигать, строгать, пилить
Все, что не умел когда-то
Здесь помогут смастерить.
Если в руки взять ножовку
И зажать деталь в тиски,
То сумеешь сделать ловко,
То сумеешь сделать ловко
Что угодно из доски
Пр: 33 отвертки, 33 стамески, 33 рубанка
Свежая доска
33 ножовки, 33 киянки
Отлетает стружка от станка
33 ножовки, 33 киянки
Отлетает стружка от станка
- Здравствуйте ребята! Как вы уже догадались, сегодня, на нашем занятии, мы будем работать с древесиной. И для начала, я хочу предложить небольшую разминку, с помощью которой, мы выясним, что вы знаете о дереве, и повторим пройденный материал.
Назовите хвойные породы деревьев.
Назовите лиственные породы деревьев.
Какие деревья растут у нас в Хакасии?
По каким признакам можно определить возраст дерева?
Как называется материал, полученный из дерева?
Перечислите основные способы обработки древесины.
Назовите инструменты, используемые для работы с древесиной.
(ответы детей)
Постановка цели занятия.
- Ребята, а вы знаете, что из обычного куска доски, можно сделать интересную, красивую поделку, не используя при этом ни молотка, ни гвоздей, ни клея? Для этого существует много способов и один из них – выжигание и лакирование изделий из дерева. Это и будет тема нашего занятия.
- Сегодня вам предстоит научиться работать электровыжигательным прибором по дереву, освоить основные приемы выжигания и методы декоративной обработки готовых изделий способом лакирования.
( обучающимся демонстрируются готовые работы в технике выжигания и объясняется, какие приемы использовались для выполнения каждой из работ)
- Наилучшим материалом для выжигания являются фанера березовая или древесина мягких пород – липа, тополь, ольха, кедр.
- Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки.
- Ребята, посмотрите на эти инструменты и выберите те, которые предназначены для шлифовки поверхности.
(дети подходят к столу и находят нужный для работы инструмент)
- Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов. - При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков, можно применять шаблоны и трафареты, сделанные из фанеры или плотной бумаги.
(демонстрируется подборка рисунков и шаблонов, обучающиеся выбирают рисунки для своих работ)
- Очень важно, правильно перевести рисунок на заготовку. Для этого, его переводят на кальку, затем с помощью копировальной бумаги – на поверхность древесины.
- Выжигание производится с помощью электровыжигателя.
(обучающимся демонстрируется электровыжигатель)
- Рабочей частью выжигателя является изолированная ручка с иглой из нихромовой проволоки, которая разогревается электрическим током. Необходимая степень накала устанавливается регулятором.
- Для того, чтобы вы легче запомнили основные приемы выжигания, я предлагаю вам отгадать специальные загадки.
У выжигания друзья
Есть правило не сложное
Сырое дерево…(ребята – «нельзя»)
Но, а сухое… (можно)
Чтоб тонкой линия была
Работать нужно чисто
Необходимо, чтоб игла
Передвигалась…(быстро)
А вот, для большей толщины
Запомните немедленно
Передвигать иглу должны
Вы непременно…(медленно)
- Еще напомню об одном,
Чтоб было всем понятно
Мы с линий контурных начнем
Работать…(аккуратно)
( педагог демонстрирует все приемы)
- Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Наносятся точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объемность изображаемых предметов.
(показ приготовленных заранее работ)
- Изделия при выжигании следует устанавливать под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см. от глаз. Очень важно, чтобы поверхность изделия была хорошо освещена.
- Когда процесс выжигания закончен, приступаем к лакированию.
Лакирование – один из способов отделки готовых изделий. Лак наносится мягкой кистью и равномерно распределяется по всей поверхности.
(демонстрация приемов)
- После лакирования, изделие высушивается.
- Ребята, как вы думаете, для чего производят лакирование готовых изделий?
(ответы ребят)
- Правильно, образующаяся пленка, предохраняет поверхность от влаги, а так же подчеркивает цвет и текстуру дерева.
(физкультминутка для восстановления мышечной и зрительной активности)
Раз, в столярке дяди Коли
Инструменты стали спорить
Я пила – нужнее всех,
От меня в делах успех.
Я гуляю влево, вправо,
Главной быть имею право!
Я важней – я молоток,
В забивании знаток
Вверх и вниз хожу я братцы,
Где вам с молотком тягаться!
Я отвертка - всех нужней,
Я в почете у людей
Все кручусь вокруг оси,
Помогу, лишь попроси.
Гвоздь сказал, не без укора
Главный - я, не надо спора,
Становлюсь я на брусок,
То я низок, то высок
Долго спорили, кричали,
Громко топали, махали
А потом, вздохнули разом,
Вот и все! Конец рассказу!
(во время чтения стихотворения, ребята выполняют предлагаемые движения)
Планирование предстоящих трудовых действий.
- Давайте еще раз, перечислим инструменты и материалы, которые нам понадобятся для работы.
(дети перечисляют инструменты и материалы, расположенные на рабочих столах)
- Ребята, перед началом работы, вам необходимо ознакомиться с правилами безопасности при выжигании.
- Перед вами безопасный календарь, он расскажет вам, какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с электровыжигателем.
(обучающиеся по очереди подходят к перекидному календарю и вслух зачитывают правила техники безопасности)
Включать выжигатель только с разрешения педагога.
Во избежание перегрева, через 15 минут работы выжигателя, выключать прибор на 4 минуты для его остывания.
Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра.
Оберегать руки и одежду от прикосновения иглы.
Во время перерыва, обязательно выключать прибор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
При работе прибора и при лакировании изделий, периодически проветривать помещение.
Не лакировать вблизи нагревательных приборов.
Не нюхать и не вдыхать лак, во избежание отравления.
Избегать попадания лака на открытые части тела и на одежду.
После работы тщательно помыть руки с мылом.
Практическая работа .
- Ребята, прежде чем вы приступите к работе, я хочу сообщить, что в конце занятия, будет проведен конкурс на лучшую поделку, и победитель конкурса получит приз – вот этот замечательный набор инструментов.
(под легкую музыку, обучающиеся приступают к работе)
индивидуальная работа обучающихся электровыжигателем (работа
выполняется с помощью инструктивной карты, Приложение №1);
оказание помощи обучающимся при изготовлении изделий;
индивидуальный инструктаж;
в середине практической работы проводится физминутка.
5. Итог занятия. Анализ выполненной работы.
- Сегодня мы научились еще одному методу художественной обработки дерева – выжиганию. Узнали, как наносить рисунок на поверхность заготовки, лакировать готовое изделие.
- А теперь, давайте рассмотрим, обсудим ваши работы и выберем лучшую из них.
(обсуждение готовых изделий, выбор лучшей работы, награждение победителя)