Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия;"Выжигание по дереву"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Дата: 20.09.2022г.
Название объединения:«Выжигание по дереву»
Тема занятия: «Выжигание, как один из видов художественной обработки древесины»
Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: познакомить обучающихся с выжиганием по дереву, как одним из видов декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся.
Задачи:
-обучающие: Формировать навыки работы с выжигательными приборами;
Познакомить с приемом художественной обработки древесины – выжиганием;
-воспитательные: Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и оборудованию.
Формы работы:Групповая. Теория совмещается с практикой.
Методы обучения: Наглядный, практический.
Оборудования и материалы: Ноутбук, мультимедийный проектор, выжигатели 10 шт., заготовки из фанеры 10 шт., калька, копировальная бумага, простые карандаши, наждачка, лак, кисти, эскизы рисунков, готовые работы для демонстрации, календарь безопасности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Приветствие и проверка присутствующих
1 слайд - Здравствуйте ребята!
2 Активация необходимых знаний (актуализация)
(звучит песня на мелодию «ЗЗ коровы»)
Мы научим вас ребята
Выжигать, строгать, пилить
Все, что не умел когда-то
Здесь помогут смастерить.
Если в руки взять ножовку
И зажать деталь в тиски,
То сумеешь сделать ловко,
То сумеешь сделать ловко
Что угодно из доски
Пр: 33 отвертки, 33 стамески, 33 рубанка
Свежая доска
33 ножовки, 33 киянки
Отлетает стружка от станка
33 ножовки, 33 киянки
Отлетает стружка от станка
Как вы уже догадались, сегодня, на нашем занятии речь пойдет о древесине и обо всем, что с ней связано. А также сегодня вы самостоятельно поработаете с этим замечательным материалом.
Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся
По окончанию занятия готовые работы, вы сможете забрать домой в качестве подарка для родных и близких.
Целевая установка
На протяжении занятия выпознакомитесь с выжиганиемпо дереву; научитесь
работать с выжигательными приборами; познакомитесь с профессиями связанными с деревообработкой, познакомитесь с правилами техники безопасности при работе с приборами и инструментами
Тема нашего занятия: «Выжигание, как один из видов художественной обработки древесины»
Основная часть
1. Теоретическая часть
- Ребята, а вы знаете, как называются профессии людей, работающих с деревом?
(ответы)
2 слайд -Правильно, профессии людей, занимающиеся обработкой дерева и изготовлением изделий из древесины - это плотник и столяр!
- Я попрошу вас подумать и ответить, чем отличаются эти профессии?
(ответы)
3 слайд -Основное отличие плотника от столяра заключается в самой работе. Плотник делает вещи из древесины, воплощая в жизнь масштабные проекты, он занимается механической обработкой дерева, превращая его в материалы для стройки, отделки и изготовления различных изделий.
- Так же устанавливает заборы, деревянные конструкции, опоры, настилы, обтесывает, распиливает, обрабатывает древесину химическими составами.
4 слайд - А столяр изготавливают из уже подготовленной древесины предметы быта интерьера и декора, выполняя более изящную и творческую работу.
- Он делает мебель, окна, двери, занимается сборкой различных изделий, установкой конструкций, облицовкой стен, врезкой замков, ручек и т.д.
- То есть, работа столяра напрямую зависит от работы плотника, а именно от того насколько качественно плотник обработает древесину для дальнейшего ее использования.
- А что же общего у профессии столяра и плотника?
(ответы)
- Правильно, и плотник и столяр непосредственно работают с деревом.
Ребята однажды каждый из вас станет перед выбором профессии и вам необходимо знать, что любая работа, если она выполнена с душой приносит не только материальные блага, но и удовлетворение собственным трудом. Лучше быть отличным столяром или плотником, чем посредственным бухгалтером.
- И первое задание - викторина, с помощью которой, мы выясним, что вы знаете о дереве, и повторим пройденный материал.
слайд - Назовите хвойные породы деревьев. (сосна, ель, кедр, лиственница)
6 слайд - Перечислите лиственные породы деревьев. (тополь, дуб, осина, береза, клен, липа и т.д.)
Основное отличие хвойных и лиственных пород. (лиственные содержат смолу, что является водоотталкивающим эффектом )
Где используются хвойные породы древесины? (для строительства бань, конструкции перекрытий, а так же для изготовления лодок, плотов и т.д.)
7 слайд - По каким признакам можно определить возраст дерева? (по количеству колец)
Как называется материал, полученный из дерева? (доска, бревно, брус, опилки)
8 слайд - Назовите инструменты, которые используются для работы с деревом. (ножовка, топор, молоток, гвозди, рубанок, киянка, стамеска, отвертка, наждак, тиски…)
- Перечислите основные способы обработки древесины. (пиление, строгание, долбление, фрезерование, сверление, прессование) 9 слайд
- Ребята, а вы знаете, что из обычного куска доски, можно сделать интересную, красивую поделку, не используя при этом ни молотка, ни топора, ни стамески?
- Для этого существует много способов и один из них – выжигание по дереву.
10 слайд - И сегодня я познакомлю вас с электровыжигательным прибором по дереву, покажу основные приемы выжигания и предоставлю вам возможность выполнить небольшую практическую работу.
11 слайд - Наилучшим материалом для выжигания являются фанера березовая или древесина мягких пород – липа, тополь, ольха, кедр.
(демонстрация на мультимедиа)
- Перед выжиганием необходимо хорошо отшлифовать поверхность заготовки, так, чтобы не осталось шероховатостей и неровностей.
- Ребята, посмотрите на эти инструменты и выберите те, которые предназначены для шлифовки поверхности.
(дети подходят к столу и находят нужный для работы инструмент)
- После шлифовки на заготовку наносится рисунок, методом перевода. Для этого, его переводят на кальку, затем с помощью копировальной бумаги – на поверхность древесины.
(демонстрация)
- Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.
(демонстрируется подборка рисунков и шаблонов, обучающиеся выбирают рисунки для своих работ)
- Выжигание производится с помощью электровыжигателя.
(обучающимся демонстрируется электровыжигатель)
- Рабочей частью выжигателя является изолированная ручка с иглой из нихромовой проволоки, которая разогревается электрическим током. Необходимая степень накала устанавливается регулятором.
Для того, чтобы вы легче запомнили основные приемы выжигания, я предлагаю вам отгадать специальные загадки.
12 слайд - У выжигания друзья
Есть правило не сложное
Сырое дерево…(ребята – «нельзя»)
Но, а сухое… (можно)
13 слайд - Чтоб тонкой линия была
Работать нужно чисто
Необходимо, чтоб игла
Передвигалась…(быстро)
14 слайд - А вот, для большей толщины
Запомните немедленно
Передвигать иглу должны
Вы непременно…(медленно)
15 слайд - Еще напомню об одном,
Чтоб было всем понятно
Мы с линий контурных начнем
Работать…(аккуратно)
( педагог демонстрирует все приемы)
- Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Наносятся точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объемность изображаемых предметов.
(показ приготовленных заранее работ)
- Изделия при выжигании следует устанавливать под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см. от глаз.
- После процесса выжигания изделие необходимо залакировать.
Лак наносится мягкой кистью и равномерно распределяется по всей поверхности.
(демонстрация приемов)
- После лакирования, изделие высушивается.
- Ребята, как вы думаете, для чего производят лакирование готовых изделий?
(ответы ребят)
- Правильно, образующаяся пленка, предохраняет поверхность от влаги, а так же подчеркивает цвет и текстуру дерева.
А сейчас я попрошу вас встать и подойти ко мне.
16 слайд - (физкультминутка для восстановления мышечной и зрительной активности)
Раз, в столярке дяди Коли
Инструменты стали спорить
Я пила – нужнее всех,
От меня в делах успех.
Я гуляю влево, вправо,
Главной быть имею право!
Я важней – я молоток,
В забивании знаток
Вверх и вниз хожу я братцы,
Где вам с молотком тягаться!
Я отвертка - всех нужней,
Я в почете у людей
Все кручусь вокруг оси,
Помогу, лишь попроси.
Гвоздь сказал, не без укора
Главный - я, не надо спора,
Становлюсь я на брусок,
То я низок, то высок
Долго спорили, кричали,
Громко топали, махали
А потом, вздохнули разом,
Вот и все! Конец рассказу!
(во время чтения стихотворения, ребята выполняют предлагаемые движения, показывая работу инструментов)
2. Практическая часть
- Молодцы! А сейчас, еще раз перечислим инструменты и материалы, которые нам понадобятся для работы.
(дети перечисляют инструменты и материалы, расположенные на рабочих столах)
- Ребята, вы уже выбрали эскиз для своей работы и сейчас поэтапно мы приступим к ее выполнению. Итак, первый этап, это……
- Правильно, шлифовка поверхности заготовки.
(самостоятельная работа, индивидуальная работа)
- Следующий этап работы это……….
- Нанесение рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги и кальки.
(самостоятельная работа, индивидуальная работа)
- После нанесения эскиза, мы приступаем к следующему этапу……..
- Все верно, это выжигание.
- Ребята, перед тем, как продолжить работу, вам необходимо ознакомиться с правилами безопасности.
- Перед вами безопасный календарь, он расскажет, какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с электровыжигателем и дальнейшей работой.
(обучающиеся по очереди подходят к перекидному календарю и вслух зачитывают правила техники безопасности, что одновременно является разминкой)
17-19 слайды
Включать выжигатель только с разрешения педагога.
Во избежание перегрева, через 15 минут работы выжигателя, выключать прибор на 4 минуты для его остывания.
Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра.
Оберегать руки и одежду от прикосновения иглы.
Во время перерыва, обязательно выключать прибор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
При работе прибора и при лакировании изделий, периодически проветривать помещение.
Не лакировать вблизи нагревательных приборов.
Не нюхать и не вдыхать лак, во избежание отравления.
Избегать попадания лака на открытые части тела и на одежду.
После работы тщательно помыть руки с мылом.
(самостоятельная работа, индивидуальная работа)
- И заключительный этап работы…….
- Лакирование готового изделия. Вспомним правила безопасности и приступаем к работе.
(самостоятельная работа, индивидуальная работа)
Подведение итогов занятия
1. Проверка первичного усвоения знаний
- Ребята, сегодня вы научились еще одному методу художественной обработки дерева – выжиганию. Узнали, как шлифовать, наносить рисунок на поверхность заготовки, лакировать готовое изделие. А так же, вы узнали, чем отличается профессия плотника от профессии столяра и ответили на вопросы викторины.
2. Выводы по занятию
А теперь, давайте рассмотрим, обсудим ваши первые работы.
(под легкую музыку просмотр готовых изделий))
(уборка рабочего места)
3. Рефлексия
20 слайд - Если вам понравилось наше занятие подойдите к веселому смайлику, если вы не получили никаких положительных эмоций от занятия, подойдите к серьезному смайлику.
(дети подходят к смайликам)
Рекомендации для самостоятельной работы.
Ребята если у вас появится возможность приобрести выжигательный прибор и работать с ним самостоятельно в домашних условиях не забывайте технику безопасности и старайтесь выжигать по дереву в присутствии взрослых.
21 слайд - До свидания ребята! Буду очень рад видеть вас на следующем задании.