Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
– верования людей в существование сверхъестественного (потустороннего) мира, например, в единого Бога, или во многих богов, или в духов и других сверхъестественных существ;
– особое мировоззрение и мироощущение, а также определённое поведение, соблюдение правил и традиций;
– участие людей в ритуалах. Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с потусторонним миром. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам, позднее это стали молитвы. Религия существовала с глубокой древности. У древних людей религии называются первобытными верованиями (язычество). Мы знаем об этом из старинных легенд и мифов, сохранившихся храмов, рисунков. Свидетельствуют об этом и захоронения древних людей, которые сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их. Верили они и в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час "Религии мира"»
КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»
КЛАССНЫЙ ЧАС
на тему:
«Мировые религии».
( 5-11 класс )
Классный руководитель:
Варгунина О.П.
2015 год
Цели:
сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий;
Задачи:
определить значения термина «религия», дать учащимся знания о мировых религиях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: выставка книг о мировых религиях, видеофильм, интернет-ресурсы, проектор, компьютер, аудиозаписи.
Ход классного часа
Организационный момент.
Актуализация.
Определение темы классного часа, целей и задач.
Основная часть.
Викторина.
Подведение итогов
Ход классного часа
Организационный момент.
Здравствуйте учащиеся. Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения. Садитесь.
Актуализация.
Прежде чем приступить к тематике нашего классного часа скажите, в каком мире вы хотели бы жить? Почему? (ответы детей). Вы правы. Скучно жить там, где всё абсолютно одинаковое. Мне бы тоже хотелось жить в таком ярком мире, где есть разнообразие, где разные люди улыбаются и радуются друг другу. – А этот мир похож на тот мир, в котором мы живём? По каким признакам можно различить людей? (язык, страна, в которой живет человек, одежда, внешность, расовая принадлежность, традиции, религия и т.д.)
Определение темы классного часа, целей и задач.
Сегодня мы будем говорить об одном из важных признаков, которые вы только что назвали (прослушивают звуки азана, колокольного звона, медитации).
- Знакомы ли вам эти звуки? Где их можно услышать? (в мечети, в церквах, во время молитвы, религиозных праздников).
- Как вы считаете, какой теме будет посвящен наш классный час? (религия)
Верно ребята, мы будем говорить с вами о самых распространенных в мире религиях, об истории их возникновения, особенностях и их роли в жизни человека.
1)Что вы понимаете под словом религия? Когда она появилась? (ответы учащихся)
Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Сегодня мы называем религией такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
– верования людей в существование сверхъестественного (потустороннего) мира, например, в единого Бога, или во многих богов, или в духов и других сверхъестественных существ;
– особое мировоззрение и мироощущение, а также определённое поведение, соблюдение правил и традиций;
– участие людей в ритуалах. Ритуалы – это и есть те действия, которые должны связывать, соединять людей с потусторонним миром. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам, позднее это стали молитвы. Религия существовала с глубокой древности. У древних людей религии называются первобытными верованиями (язычество). Мы знаем об этом из старинных легенд и мифов, сохранившихся храмов, рисунков. Свидетельствуют об этом и захоронения древних людей, которые сделаны с большой любовью и заботой. Это указывает на их веру в загробное существование и в высшие силы. Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что эти души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени. У них просили защиты, а иногда и боялись их. Верили они и в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми или враждебными.
- Какие религии, существующие в настоящее время вам известны? (ислам, христианство, буддизм, иудаизм, конфуцианство и т.д.)
Постепенно первобытные племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Мухаммеда и Будду, они создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм, которые считаются сейчас мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат разным народам. Познакомимся поближе с данными религиями.
Информацию читает Бедарева Д. 9 класс .
Буддизм. Возник в древней Индии в 5-6 веке до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Размышляя над окружающим миром, Будда пришел к 4 истинам: все есть страдание (зло) в этом мире; причина страдания - наличие любых желаний; прекращение страданий достигается путем освобождения от желаний; чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. В буддизме нет церкви, но есть община верующих – сангха. Буддизм учит верить в спасение. Однако спасает в буддизме не бог, спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий во время медитации (аудиофайл). Буддизм учит, что поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и том, когда, как и чему он учил людей. В I веке до н.э. все собранные сведения были собраны и записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали. Эти листья были положены в три особые корзины. Так появилось буддийское Священное писание, которое получило название Типитака, что обозначает «три корзины мудрости». Церковь в буддизме – ступа.
Информацию читает Колесникова Д. 6 класс
Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. «Христианство» - от имени Иисуса Христа, где «Иисус» означает «спаситель»: он принес себя в жертву, чтобы спасти людей от грехов. Основа вероучения священное писание (Библия). В христианстве главное – вера в таинственную силу, ниспосылаемую Богом для освобождения человека от греха; ВЕРА В ПОСМЕРТНОЕ ВОЗДАЯНИЕ за совершенное в жизни, вера в Рай и Ад. Цель жизни – не земное благополучие, а спасение души для жизни вечной. В 1054 году христианство разделилось на католичество (во главе с Папой Римским) и православие (патриарх). Основные правила для христиан 10 заповедей Христа: 1. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2.Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4.Помни (Наблюдай) день субботний, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. 5.Почитай отца твоего и матерь твою. 6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй (то есть, не нарушай супружеской верности (не изменяй)). 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10.Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Просмотр видеофильма о христианстве
Информацию читает Когзанова Д. 10 класс.
Ислам, что означает «предание себя Богу», зародился в Аравии в VII веке н. э. Основателем религии был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Книга делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера. Сунна, Шариат - мусульманское законодательство. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злые духи (джинны); что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. Пять столпов ислама: 1.Верить в Аллаха, 2.Читать пятикратный намаз, 3.Держать уразу (пост), 4.Помогать слабым, бедным подаянием. 5.Совершать хадж, паломничество в Мекку. Возглавляет верующих муфти.
3)Обсуждение цитат из священных книг.Ребята прочитайте внимательно эти цитаты и сделайте выводы, чему они учат? Есть ли общий смысл этих высказываний?
“Употребляй лишь добрые слова” “Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” “Не судите, да не судимы будете” “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...” “Поистине, Бог любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям”
«Не делай другому того, от чего больно тебе»
«Считайте успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся сами к себе».(Выводы учащихся: можно улучшить свою участь, если всё время стремиться к добру и ни кому не чувствовать злобы и зависти; люди должны быть снисходительны друг к другу, терпимее, с любовью, уважать мнение других).
4)Анализ ситуации. А сейчас я предлагаю обсудить письмо одного мальчика о том, какой случай он наблюдал в электричке, и ответить на вопрос: какие правила нарушили люди?
Письмо читает Исенова Амина 8 класс
«…Мы с родителями ехали на дачу в электричке, когда в вагон вошли две девушки и начали раздавать книги о единственном правильном Боге со сложным именем, которое я не запомнил. Они долго уговаривали пассажиров и говорили всем, кто не возьмёт книги, что их Бог нашлёт на них болезни. Разве можно навязывать людям свою веру? Как я должен был поступить в этом случае?»(Ответы детей.)
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек по отношению к людям другой веры? (Ожидаемые ответы: доброта, доброжелательность, уважение, миролюбие, чуткость и т.п.)
Вы правы, но существует ещё одно важное качество, которое называется «терпимость». Попробуйте объяснить значение этого слова. (ответы учащихся)
Терпимость - умение терпимо относиться к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям.(слайд)
Учитель (систематизирует ответы детей): Нужно уважать других людей вне зависимости от того, какого цвета у них кожа, какие глаза или волосы, русские они или являются людьми другой национальности, верят ли они в Иисуса Христа, в Аллаха. Никто не имеет права осуждать человека за выбранную им религию или неверие. Нельзя принуждать, во что верить или не верить. Нужно принимать людей такими, какие они есть, уважать их веру. Во что верить, а во что нет, человек может решать только сам. Подсказчиками ему должны служить его разум и совесть. Это право каждого человека называется свободой совести и записано в главном Законе нашей страны – Конституции (слайд).
Викторина.А теперь давайте проверим, что вы узнали о религиях.
– Религия, в которой почитается много богов (язычество) ––Первая по времени возникновения мировая религия? (буддизм)
––Что означает слово «ислам»? (предавший себя богу) ––В каком городе возникает христианство? (Палестина) – Что означает слово Будда? (Просветленный) – Священная книга христиан? (Библия) – Священный город мусульман? (Мекка)
––Глава церкви у христиан? (патриарх, папа римский)
––Священная книга буддистов? (Типитака)
Подведение итогов. Вопросы учащимся:
––Какие выводы можно сделать по сегодняшнему классному часу?
––Все религии одинаковы? В чём их различия? (христианство – почитание икон, ислам – пятикратная молитва каждый день, буддизм – отсутствие церкви; различия в одеждах, ритуалах).
––А есть ли в них общее? Чему учат? Какие качества приветствуют в человеке, что осуждают? (Единобожие; Бог всемогущ и первая обязанность верующих следовать его заповедям в повседневной жизни; Существование жизни после смерти. Все религии отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. главным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни. Человеку предписывается никогда не делать своему ближнему того, что он не хотел бы, чтобы сделали ему самому. Необходимо с почитанием относиться к родителям и обеспечивать им достойную старость. Пророк Мухаммед любил повторять: «Рай находится под ногами наших матерей». Тем самым он подчеркивал необходимость особого почитания матери. Добро, любовь к окружающим приветствуют. Ложь, предательство, кражу, убийство и другие неправедные поступки осуждают)
––Какую роль и функции религия выполняет? (Сплочение людей – люди, имеющие общий язык, культуру, традиции являются приверженцами одной и той же религии. Регулирует поведение человека в семье, обществе, государстве. Развивает культуру. В каждой религии была необходимость специального места для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания – церкви, мечети, ступы. В ряде религий во время ритуальных обрядов используется музыка, поэтому первые музыкальные произведения тоже были связаны с религией. В культуре мусульманских стран большое значение имеет каллиграфия – искусство красивого и изящного письма). ––Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
Учитель: Мы живём на планете, население которой более 7 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но, ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. Человек должен сам решать в какого Бога верить. В этом заключается суть религиозной терпимости, толерантности. Умение принимать чужой выбор позволило бы всем жителям Земли жить в мире, любви и спокойствии.
Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание!
КГУ « Средняя школа имен Сейфуллина»
Информация о проведенном мероприятии
Тема мероприятия: « Мировые религии»
Целевая аудитория: 5-11 классы
Цели:
сформировать у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий;
Задачи:
определить значения термина «религия», дать учащимся знания о мировых религиях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: выставка книг о мировых религиях, видеофильм, интернет-ресурсы, проектор, компьютер, аудиозаписи.
Дата проведения: 15 октября 2015 год
Методы:
1.Словесный – рассказ
2.Частично-поисковый метод
Форма: индивидуальная
МПС: история
Тип мероприятия: классный час
Анализ предварительной работы: учащиеся Колесникова Дарья, Бедарева Дарья, Исенова Амина, Когзанова Динара подготовили информацию о религиях
Ход мероприятия.
Мероприятие началось с определения темы и целей классного часа. Для этого проведена фронтальная беседа.
Затем учащиеся Колесникова Дарья, Бедарева Дарья, Исенова Амина, Когзанова Динара познакомили ребят с информацией о мировых религиях
Учащиеся посмотрели познавательный фильм о христианстве.
С целью закрепления полученной информации учащимся были предложены ситуации, разбор которых помог понять значение толерантного отношения к представителям других религий.
С помощью викторины ребята закрепили полученные знания.