Классный час «Правила дорожного движения» Из истории светофора
Классный час «Правила дорожного движения» Из истории светофора
Мало кто знает, что 5 августа отмечается Международный день светофора. Праздник установлен в честь появления в этот день в 1914 г. в американском г. Кливленде первого предшественника современных регулирующих устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Правила дорожного движения» Из истории светофора»
ОГКОУ КШИ«Колпашевский кадетский корпус»
Классный час «Правила дорожного движения»
Из истории светофора
Провела: Шкарлуханова Е.С
Колпашево
Классный час «Правила дорожного движения»
Из истории светофора
(Варианты сообщения – доклад участника викторины, информирование самим ведущим).
Мало кто знает, что 5 августа отмечается Международный день светофора. Праздник установлен в честь появления в этот день в 1914 г. в американском г. Кливленде первого предшественника современных регулирующих устройств. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал.
История появления светофора
Впрочем, самым первым в мире светофором был вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красного и зеленого цветов. Изобретение принадлежало инженеру Дж. Найту, специалисту по железнодорожным семафорам. Этот светофор был установлен в Лондоне в декабре 1868 г. на площади у здания английского парламента и использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу. Спустя три года устройство взорвалось, ранив полицейского, и идея регулирования движения снова была реализована только через 40 лет система светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи SТОР и Ргосеео" без подсветки.
В 1912 г. в США Л. Вайером был изобретен первый электрический светофор с современными формами: двумя круглыми сигналами красного и зеленого цвета.
Оборудование светофорами первого перекрестка было произведено Американской светофорной компанией 5 августа 1914 г. в г. Кливленде. Управление светофором осуществлял полицейский из специальной будки, расположенной на перекрестке.
Трехцветные светофоры, похожие на современные, впервые увидели жители Детройта и Нью-Йорка в 1920 г. Со временем устройства появились в разных городах Америки и Европы.
В России светофор был установлен лишь в январе 1930 г. - на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов) в Ленинграде. В декабре того же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Чуть позже такой же светофор был установлен на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная. Первые два опытных светофора были сделаны по европейскому образцу трехцветными. К концу 1933 г. в Москве светофоры были установлены более чем на 100 перекрестках
Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону. В середине 1990-х были изобретены зеленые светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали использоваться массово. К этому времени на улицах Москвы насчитывалось 1,3 тыс. светофорных объектов.
Примечательно, что в 2006 г. в Новосибирске к 70-летию ГИБДД был установлен первый памятник светофору. Он представляет собой скульптурную композицию в виде постового, который приветствует светофор. Памятник символизирует передачу эстафеты от человека к современной системе. В 2010 г. в Перми к Международному дню светофора открылся второй памятник этому устройству. В качестве памятника было решено использовать один из первых светофоров, установленных в Перми, который нашли и отремонтировали специалисты. В настоящее время светофор находится в рабочем состоянии.
Что же такое современный светофор? Это устройство оптической сигнализации, которое используется во всех странах мира и предназначено для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов. А произошло слово "светофор" от русского слова "свет" и греческого слова "форос"- несущий, т. е. означает буквально "несущий свет".
Виды светофоров
Существует несколько видов светофоров, регулирующих движение, и не только на дорогах. Так, для регулирования движения по полосам проезжей части (особенно там, где возможно реверсивное движение) применяют специальные светофоры контроля полосы (реверсивные).
Есть автомобильные светофоры с сигналами, обычно круглыми, трех цветов: красного, желтого и зеленого. Сигналы могут быть расположены как вертикально, при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зеленый - снизу, так и горизонтально: красный сигнал всегда располагается слева, а зеленый - справа.
Светофоры для пешеходов регулируют их движение через пешеходный переход. Они имеют два вида сигналов: разрешающий и запрещающий. Обычно для этой цели используют соответственно зеленый и красный свет. Символы на фонарях имеют различную форму, но чаще всего они бывают в виде силуэта человека: красный - стоящего, зеленый - идущего.
Светофор для велосипедов регулирует движения велосипедов. Это может быть светофор, символы на фонарях которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трехцветный светофор, снабженный специальной табличкой.
Трамвайные светофоры предназначены для регулирования движения трамваев. Обычно они устанавливаются перед участками с ограниченной видимостью, перед затяжными подъемами, спусками, на въезде или выезде из трамвайных депо. Как правило, трамвайные светофоры имеют 2 сигнала: красный и зеленый. Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов. Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте.
Речные светофоры предназначены для регулирования движения речных судов. В основном используются для регулирования прохода судов через шлюзы. Такие светофоры имеют сигналы двух цветов - красного и зеленого.
Существуют светофоры с обратным отсчетом времени. В некоторых странах они имеют дополнительную цифровую панель, показывающую, сколько секунд осталось до смены цвета светофора. В России подобные светофоры распространены сравнительно мало, чаще всего они встречаются в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах.
Есть и специальные светофоры для слепых людей: при смене цветов меняется звуковое сопровождение: медленное тиканье - "жди" или быстрое тиканье -"иди". Дополнительно в некоторых странах площадку перед пешеходным переходом выкладывают ребристыми плитками и мягкими резиновыми пластинками, при наступлении на которые нога немного проседает, и человек непроизвольно останавливается.
Кроме того, есть люди, страдающие дихромазией - врожденным нарушением цветового зрения, при котором отсутствует функция одного из трех цветоощущающих аппаратов. Таких людей называют дихроматами. Они различают цвета главным образом по их яркости - качественно они способны отличать в спектре лишь теплые тона (красный, оранжевый, желтый) от холодных (зеленый, синий, фиолетовый). Именно поэтому предпочтение было отдано строгой последовательности огней светофора по цвету: красный вверху, зеленый внизу и желтый посредине.
Более того, поскольку среди дихроматов различают слепых на красный цвет и слепых на зеленый цвет, красный сигнал современного светофора имеет оранжевый оттенок, а зеленый сигнал - синий оттенок.
Таким образом, практически повсеместно красный сигнал светофора запрещает движение, желтый запрещает выезд на охраняемый светофором участок, но допускает завершение его проезда, а зеленый - разрешает движение. Распространено, но не повсеместно использование сочетания красного и желтого сигналов, обозначающее предстоящее включение зеленого сигнала. Иногда зеленый сигнал включается сразу после красного без промежуточного желтого, но не наоборот. Детали применения сигналов различаются в зависимости от принятых в той или иной стране правил дорожного движения.
Светофор сегодня можно встретить в каждой стране. Но, где бы не находился светофор, на каком бы "языке он ни говорил", смысл его слов будет понятен абсолютно всем: «Красный - "Стой!" желтый - "Приготовься!", зеленый - "Иди!"».
Вопросы для викторины по ПДД
(для старшеклассников)
В целях активизации обучающихся на изучение ПДД предлагаем вопросы для викторины. При подготовке рекомендуется повторение отдельных пунктов ПДД участниками викторины. Правильные ответы выделены подчеркиванием.
1. Что называется остановкой
1) Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин.
2) Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин.
3) Преднамеренное прекращение движения на время до 5 мин.
4)Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
2. В каких из указанных мест запрещена стоянка?
1)В местах, где запрещена остановка.
2) Ближе 50 м от железнодорожных переездов.
3. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля?
С 12 лет.
4. Где устанавливают знак «Дети», для кого он предназначен и что он обозначает?
У детских учреждений. Для водителей. Что на дороге возможно внезапное появление детей. Водителю снизить скорость и быть предельно внимательным.
5. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
1) с 10 лет
2) с 16 лет
3) с 14 лет.
6. Где запрещено ездить на велосипеде?
По тротуарам; а при наличии велосипедной дорожки - по пешеходным дорожкам и проезжей части
Допускается ли буксировка велосипеда?
Нет.
Да
8. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?
1) Не разрешается.
2) В некоторых случаях.
9. Кого мы называем «участниками дорожного движения»?
1) Водителей транспорта
2) Пешеходы, водители, пассажиры.
10. Есть ли у велосипедиста путь торможения?
1) Есть.
2) Нет.
11. Какой поворот опаснее: левый или правый?
1) Опасны в равной степени оба.
2) Левый, так как движение правостороннее.
12. Как называется "зебра" на дороге?
1) Пешеходный переход.
2) Дорожка
13. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге?
1) Да
2) Нет.
14. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка?
Желтый.
15. Какой перекресток называют регулируемым?
1) Тот, где есть светофор или знак.
2) Тот, где есть светофор или регулировщик.
16. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик?
1) Регулировщику.
2) Светофору.
17. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле?
1) Для освещения полосы
2) Чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить.
18. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару?
1) Правой стороны.
2) Любой.
3) Левой.
19. С какого возраста детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля без детского кресла?
1) С 18 лет.
2) С 16 лет.
3) С 12 лет.
20. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности?
1) Только в городе.
2) Только за городом.
3) Только на дальние расстояния.
4) Да, всегда.
21. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
1) Два: красный и зеленый.
2) Три: красный желтый, зеленый.
22. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться?
1) Никак не должен.
2) Поднять руку вверх.
23. Каким образом на загородных дорогах пешеходы должны двигаться по отношению к движению?
1) Спиной к движению.
2) Двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт.
24. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса?
1) Нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему.
2. Спереди.
3, Сзади.
25. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет?
1) Нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками.
2) Да.
26. Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде?
27. Со скольки лет можно обучаться вождению автомобиля?
1) С 18 лет.
2) С 16 лет.
3) С 14 лет.
28. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного?
1) Да.
2) Нет.
29. Можно ли переходить дорогу наискосок?
1) Нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины.
2) Можно, если нет транспорта.
30. В каком возрасте можно получить право на управление автомобилем?
1) С 16 лет.
2) С 18 лет.
31. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения?
1) Руки прижаты к телу.
2) Рука поднята вверх.
32. Назовите причины дорожно-транспортных происшествий с пешеходами
Переход в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия или стоящего транспорта, игра на проезжей части, движение вдоль проезжей части, а не по тротуару.
33. Какие группы дорожных знаков вы знаете?
7 групп: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, знаки приоритета, информационно-указательные, сервиса, знаки дополнительной информации
34. С какой максимальной скоростью должен двигаться транспорт в населенном пункте?