Просмотр содержимого документа
«Классный час «Правила дорожного движения – знай как таблицу умножения» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»
Классный час
«Правила дорожного движения – знай как таблицу умножения»
5 «Б» класс
Классный руководитель
Ференчук Л.В.
Старый Оскол -2013
Классный час «Правила дорожного движения – знай как таблицу умножения»
Цели:
познакомить с историей возникновения дорожных правил;
повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки;
развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оформление: интерактивная доска, плакаты, «светофор» (кружки зеленого и красного цвета).
Ход проведения классного часа.
- Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?
- Казалось бы, чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего. Шагать и в самом деле не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица не парк, а шоссе – не тропинка.
Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт. А как всему этому научиться?
Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: всё ли запоминают?
Для пешеходов есть тоже правила. Если не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом. Я приглашаю вас на занятие в Школу пешехода, где познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов.
Слайд №1
1) История появления и развития дороги.
- Отгадайте, что это?
Начало – нота, потом оленя украшение. А вместе – место оживлённого движения. (дорога)
Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?
Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами».
Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
- Как вы думаете, какое главное качество дороги? (мнениядетей). Это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?
Слайд №2
Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки, чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло?
Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.
- Сейчас дороги покрывают асфальтом. Но почему иногда в наше время дороги называют «мостовая»? (ответы детей)
Слайд № 3
- Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
Слайд №4
Рассмотреть улицы города, части дороги.
- Все дороги состоят из двух частей: проезжей части и тротуара.
Слайд №5
Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу.
Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
Слайд №6
Тротуар – в переводе с французского обозначает «дорога для пешеходов». Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
Слайд №7
2) История светофора.
- Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Как перейти мостовую? Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов. И тогда на наших улицах появились светофоры. Раньше он назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит носитель света.
Слайд №8
Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.
В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.
-Какие вы знаете светофоры? (ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами)
Слайд №9
А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?
Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.
Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.
Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.
Работа светофоров
Слайд №10
3). Дорожные знаки.
Слайд №11
Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.
Очень нужен он в пути, Где дорогу перейти? Он расскажет «что» и «как», Звать его ….. дорожный знак.
Иди через улицу там пешеход, где знаком указан тебе …. Переход
Этот знак такого рода - он на страже пешехода. Переходим дружно вместе мы дорогу в этом месте. (пешеходный переход)
Если ты поставил ногу На проезжую дорогу, Обрати вниманье, друг: Знак дорожный – красный круг, Человек, идущий в чёрном, Красной чёрточкой зачёркнут. И дорога вроде, но здесь ходить запрещено! (знак «Пешеходное движение запрещено»)
- Где устанавливается такой знак?
Что за зебра посередь дороги Каждый раз ложится нам под ноги? Чтоб в больницу вдруг не угодить, нужно лишь по ней переходить. Отгадаешь, значит, ты готов в поход, Это пешеходный ….. (переход)
Чтоб мостовую перейти. Взгляни налево, нет машины? Тогда шагай до середины. Потом налево погляди, Машины нет – переходи!
4) Анализ ситуаций по картинкам.
- Правильно ли поступили ребята? (разбор ситуаций по картинкам)
Слайды №12-14
5) Тест-опрос по правилам пешеходов.
Ведь мы с вами проводим занятие не в простой школе, а в школе пешеходов. Проведём «экзамен». Приготовили свои «светофоры». Если вы со мной согласны, то покажите зелёный свет, если нет – красный.
По тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны.
На жёлтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.
Если горит красный сигнал светофора. А машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.
При переходе дороги можно разговаривать.
Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегу дорогу.
Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет.
Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся ….(покажите цвет сигнала)
Итог занятия.
Слайд №15
- Давайте подведём итог занятия в Школе пешехода.
- Почему появились правила дорожного движения?
- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?
- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?
- Что главное вы сегодня поняли в школе пешеходов?
Выходя на улицу, Приготовь заранее Вежливость и сдержанность, А главное – внимание. Шагая осторожно, За улицей следи И только там, где можно Её переходи! Нельзя ходить зевая! Нельзя считать ворон!
На дороге – все молчок! Рот закрыли на замок! На дороге – это ясно: Разговаривать опасно!
Надеюсь, что вы всегда будете помнить правила пешеходов и будете всегда их выполнять.