- знакомство с иконой как живописным изображением образов;
- приобщение учащихся к иконе
2. Развивающие:
- развитие целостного восприятия понятия «Икона»;
3. Воспитательные:
- воспитание духовных ценностей;
- осмысление истоков интеллектуальной, нравственной, духовной жизни человека и общества
- воспитание бережного отношения к Святыням.
Ход урока:
Введение
Ну что же, начнём! Я рада приветствовать всех в нашем классе .
-Ребята, какой праздник все отмечали в воскресенье?
Да, это праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Я хочу всех поздравить с этим праздником и пожелать всего самого хорошего!
2. Присоединение
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите на доску , что необычного?
(ответы: иконы)
-Молодцы. Всё правильно заметили.
Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пригласим их с собой в необыкновенное путешествие- в светлый мир светлых образов, мир Иконы.
( Слайд 2 - Спаситель)
3. Введение «Икона»
- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит?
Дети делят репродукции, которые приготовил учитель на выставке, на иконописные изображения и картины. (На иконе нет заднего плана и горизонта. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Икона не портрет, она изображает не лицо человека, а лик. Лик – это самое главное в иконе.)
4. Слово учителя:
Икона - в переводе с греческого языка - «Образ» - это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными канонами и освящённое по церковному чину.
Откуда же появились иконы?
Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви:
в те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
( Слайд 13 - Спас Нерукотворный)
- Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
- Мне хочется рассказать вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом Ефросином, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда Ефросин увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма. Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.
Почему же иконы называют чудотворными?
Что же такое икона?
Икона - это мир светлый и чистый, прикосновение к которому даёт человеку ощущение надёжности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного. Посмотри на икону. Ты видишь в ней мир, чувствуешь его необычность. И сразу возникает желание пообщаться с ней, раскрыть душу, поведать ей свои тайны. К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда им предстоит сделать трудный жизненный выбор. И на сердце становится легче, будто поговорил с близким человеком и получил совет и напутствие.
Общаясь с иконой, мы прикасаемся к миру светлому и чистому, задумываемся о смысле жизни, о верности поступков. Икона даёт нам силы.
Давайте посмотрим на особо почитаемую икону Божией Матери.
Поражают глубиной печальные глаза Богоматери, которая нежно прижимает к груди маленького Иисуса. Она ведь знает, какая тяжелая судьба уготована Её Сыну. Старается своей любовью и нежностью обогреть и защитить Его от зла и беды. А сколько матерей обращается к этой иконе, моля о здоровье детей, о защите от врагов во время войн, облегчении в горе и печали.
5. Работа с карточками
Вопросы:
- Когда русский человек обращается к иконе?
- Что на ней изображено?
- Почему на икону смотрят с Надеждой и Любовью?
- Где и как вокруг человека размещаются иконы?
7. Закрепление
Давайте послушаем стихотворение К. Д. Бальмонта «Икона»
- Икона тёмная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона тёмная Христа,
Сокрытая в небесной славе.
Ребёнку ты была живой,
Весь мрак тобою был низринут,
Весь мир заполнен синевой,
Ребёнку ты была живой,
Зачем же я тобой покинут?
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
- Ребята, вы послушали стихотворение К. Бальмонта "Икона". Почему автор называет икону сначала тёмной?
(ответы детей: она старая, пыльная, нарисована черной краской)
- Почему он называет её вечной?
( на ней изображен Вечный Бог, она сделана из прочного материала)
- Почему икона живая?
(с ней можно разговаривать, на ней изображен небесный мир)
8. Итог занятия.
- Ребята, сегодня мы познакомились с Иконой. Икона - это Слово в Образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека.
9. Ресурсный круг.
(из рук в руки передаётся икона)
-Что вы чувствуете, глядя на икону?
10. Итог урока.
Ну что ж, вот наше занятие и подошло к концу. Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Я хочу ещё раз поздравить всех с праздником Светлого Христова Воскресения и пожелать всем вам мира и добра!