- продолжение работы по созданию коллектива в классе
- воспитание дружелюбия детей, снижение конфликтности, повышение уровня осознанности поступков учащихся
- обучение приемам общения с одноклассниками и педагогами, друзьями,
посторонними людьми
- воспитание вежливости, взаимопонимания детей
- развитие актерского искусства, раскрепощение действий детей
- общее развитие и воспитание
* * *
1. Вступительное слово учителя:
- Каждую неделю 1 раз мы встречаемся с вами вместе в нашей "Школе общения".
- Чему мы учимся в ней? /правильно общаться/
- Что значит "правильно общаться" /соблюдать законы общения/
- Верно, у нас с вами большая семья, в ней 31 человек. Мы вместе живем в большом светлом доме, который называется "2б класс".
/на доске – Дом 2 б класса - окошки - с лицами детей, которые сами себя нарисовали/
- Тема нашего сегодняшнего занятия "Я и мой класс".
- Наш дом стоит на прекрасной поляне и чтобы он простоял долго и не развалился на кирпичики, мы все должны дружить.
2. Стих "Если б капли не дружили"
/прим. - все стихи рассказывают наизусть ученики класса/
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили?
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
- Похлопали. /прим. - после каждого выступления - аплодисменты/
3. Мы знаем, что у любого дома должен быть фундамент, на котором дом держится. Чтобы дом нашего класса был прочнее, надо и ему сделать фундамент из кирпичиков,
- Кто хочет создать фундамент дома? /ученик - к доске/
4. Беседа об эмоциях
- В нашем классе много детей, и все мы разные. У каждого из нас бывает разное настроение, разные эмоции. Сейчас мы и поговорим об эмоциях.
- Какие вы знаете эмоции? /ответы детей/
/на доске – изображения лиц с разными
эмоциями/
- У меня на доске висят портреты разных людей, мы их не знаем.
Давайте попробуем определить их эмоции на фотографиях. /ответы детей/
/на доске – фотографии разных людей/
1.Маяковский – обида
2.Маяковский – задумчивость
3.Носов – презрение
4.Гайдар – радость
5.Чуковский – удивление
6.Бианки – сердитость
- Какой из них открыт для общения? /ответы детей/
- Фантазируем – почему появилась вот эта эмоция? /Чуковский – удивление/ /ответы детей/
5. Проверка фундамента нашего дома
- Я думаю, с таким фундаментом наш дом простоит очень долго – до 11 класса.
6. Беседа по схеме
- На доске вы видите схему построения отношений в классе.
/на доске – схема общения в классе со стрелками
я – учитель – друг – сосед по парте – класс/
- Побеседуем немножко о понятии "Я".
Все мы разные, но каждого из нас можно за что-то любить.
- Продолжи фразу – меня можно любить за... /ответы детей/
- Кто делает настроение каждому человеку? /он сам/
7. Стихотворение "Добрый день"
День был серый, непогожий,
Над землей густела тень.
"Добрый день" – сказал прохожий.
Я ответил – "Добрый день"
После этого мгновения
До конца большого дня,
Почему-то настроение
Было добрым у меня.
- Похлопали.
8. Схема общения. Обьект общения "Учитель"
- Первый человек, которому вы говорите "Добрый день" – это УЧИТЕЛЬ.
От вашего общения с ним зависит – с каким настроением вы уйдете домой.
- Что надо или чего не надо делать, чтобы не получилось конфликта с учителем? /ответы детей/.
- Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение и вы мне скажете, чему же оно нас учит?
9. Стихотворение "Дом с колокольчиком"
Стоит небольшой, старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо,
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
"Входи, не стесняйся, дружок".
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом,
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром.
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба Яга.
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
- похлопали.
- Чему учит нас это стихотворение применительно к учителю /обратись ласково и спокойно – и учитель выполнит твою просьбу/.
10. Ситуация "Опоздание на урок"
- Мы с вами разыгрывали разные ситуации, когда надо было учителя о чем-то попросить – не ставить "2", не записывать замечание.
- Сейчас разыграем ситуацию с опозданием на урок. Ваша задача – так попросить учителя, чтобы получить меньшее замечание.
- Уже конец урока, уже десятый час,
Открылась дверь широко,
Вошел Сережа в класс.
Почему же, отчего же,
Опоздал на час Сережа?
- Кто желает разыграть ситуацию с опозданием?
/разыгрывается ситуация с опозданием/
11. Схема общения. Обьект общения "Сосед по парте".
- Второй человек, с которым вы общаетесь в течение всего дня – это ваш сосед по парте.
- Как же за одной партой жить мирно? /ответы детей/
- Сейчас мы выполним упражнение на воспитание дружбы и уступчивости между вами и вашим соседом.
Пока звучит музыка, вы должны раскрасить ваши варежки одинаковым узором. Подобные задания мы уже делали. Мы посмотрим – какая-же парта самая дружная?
/звучит звукозапись "Лесной олень"/
/на столах – по две варежки/
- А теперь подпишите свою варежку и подарите соседу.
12. Расслабление, отдых.
- А теперь давайте вместе немного отдохнем.
- Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье...
Исчезает напряжение...
И становится понятно –
Расслабление приятно.
/включаю запись "Колыбельная медведицы"/
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
13. Схема общения. Обьект общения "Друг".
- Третий человек в общении – это ваш друг, близкий и самый лучший.
14. Стихотворение "Друзья-товарищи"
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы
Я да ты со мной.
Весело бродили,
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались,
Что нам унывать!
Весело друг с другом
Встретимся опять.
- похлопали.
15. Продолжение беседы о друге
- Представим в руках мешочек для друга, что в него мы положим? /ответы детей/.
16. Инсценировка стихотворения
- Кто хочет с другом проинсценировать стихотворение и показать настоящую дружбу? /хочу сказать, что это все без подготовки, экспромтом/
"Конфеты"
Я нес домой кулек конфет.
А тут навстречу мне сосед.
Снял берет: "О, привет!"
- Что несешь?
- Кулек конфет.
- Как конфет?
- Так конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота – и не надо.
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо. Я очень рад! Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту...
Красота, вкуснота.
А вот эта, а вон та...
- Больше нет.
- Ну привет.
- Ну привет.
- похлопали.
"Котелок"
Жили-были баба с дедом.
Ели кашу с молоком.
И болтали баба с дедом
За обедом языком.
Ели кашу с молоком,
И болтали языком.
Не заметили и сьели
Кашу вместе с котелком!
Дед глядит на потолок,
Баба смотрит в уголок:
Ну куда деваться мог
Этот самый котелок?
Баба с дедом три недели
Не выходят за порог,
Три недели все при деле:
Ищут всюду котелок.
Худо бабе, худо деду,
Да обоим поделом!
Не шалите за обедом,
Не болтайте за столом!
- похлопали
17. Разыгрывание ситуации
- Очень часто между вами и вашим другом возникают неприятные ситуации, и если повести себя неправильно, то дружба может исчезнуть, а появиться вражда.
1 ситуация – Вы с другом участвовали в соревновании, ты занял первое место, а твой друг последнее. Вот он расстроился. Успокой его и скажи ему приятные слова.
/ два человека/
2 ситуация – Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной. Твои действия и действия друга. Закон – прощать.
/два человека/
18. Очень часто происходит конфликт из-за маленького пустяка. Вот сейчас мы узнаем это из стихотворения.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- какие законы нарушили мальчики? /все/
- Дружба – как стекло, разобьешь – не склеишь.
19. Вот, наконец-то, мы и подошли в нашей схеме к последнему обьекту общения – это весь класс.
- С чем можно сравнить наш класс? /ответы детей – муравейник, горстка песка, коробка с пуговицами и др./
20. Разыгрывание ситуации
- Давайте представим, что в наш класс зашел совершенно новый человек, и его надо познакомить со всем, что тут происходит и окружает нас.
/два человека – ситуация/.
- Ну как, вам понравилось у нас в классе?
21. Комплименты одноклассникам
- В некоторых конфликтных ситуациях вам могут помочь комплименты.
- Все любят слушать комплименты, всем очень приятно, когда о них говорят что-нибудь хорошее. И можно получить какую-то выгоду для себя, сказав комплимент человеку.
- Давайте попробуем друг другу сказать комплименты / - обязательно глядя в глаза, с улыбкой/ - /насчет одежды, лица, походки, почерка, учебы, дружбы и др./
/дети говорят комплименты/
22. Выбор самого общительного в классе
- Недавно всем было выдано по три жетона, на которых вы подписались.
И было дано задание – отдать жетоны тем, кого вы считаете самым приятным в общении в классе, самым безконфликтным одноклассником.
- Давайте подсчитаем жетоны.
- У кого больше 5 жетонов, и т.д.
23. Награждение самых общительных медалями /"Хороший друг"/
24. Пожелания гостям
- Сегодня у нас на уроке присутствовали гости, и чтобы у них осталось приятное впечатление о нас, давайте скажем им свои пожелания перед уходом, глядя в глаза, с улыбкой.