Опыт Великой Отечественной войны показал огромное значение Северного флота в системе обороны страны, а с началом « холодной войны» его роль значительно возросла. Возможность быстрого выхода в открытое море, незамерзающие бухты благоприятствовали базированию в Кольском заполярье крупных сил флота. В 1953 году правительственным решением был взят курс на ускоренное развитие подводного флота, и, прежде всего – атомного. Предусматривалось развертывание семи новых баз подводного флота, в том числе и в Оленьей Губе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГОРДОСТЬ И БОЛЬ В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ. »
1 ГОРДОСТЬ И БОЛЬ В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ.
(«Я - гражданин России»).
А.И. Ряднов.
«Когда расстанусь с детством я, Объеду я дорог не мало. Россия – Родина моя! Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу: Цвести полям, расти деревьям. Российский дух поднять смогу, Чтоб гордость за страну досталась детям!»
Мы живем в маленьком военном городке. Здесь все как на ладони. История нашей страны отражается в судьбах наших земляков. Славное и трагическое прошлое тех, кто прошел дорогами войны, кто служил здесь в 60-е годы, кто служит сейчас, и стало предметом нашего изучения.
Цель работы: изучить, как отразились основные события, происходившие в стране на судьбы тех, кто жил и служил в Оленьей Губе.
Задачи исследования:
разыскать документальные материалы, отражающие события, происходившие в Оленьей Губе;
разыскать тех, кто внес значительный вклад в историю страны и судьба которых связана с проживанием в Оленьей Губе;
связаться с родственниками членов погибшего экипажа ПЛ «С-80», создать музей в школе.
ХОД РАБОТЫ:
Первое упоминание о населенном пункте Оленья Губа относится к 3 мая 1920 года. До конца 30-х годов и начала Великой Отечественной войны в Оленьей Губе жили оленеводы и рыбаки. К июню1941 года сюда из города Полярный был переведен дивизион торпедных катеров, построены пирсы и причалы, служебные помещения, дом отдыха военных моряков. Были освоены оба берега залива. Левый берег был отдан под основные сооружения, а правый, в районе бухты Незаметная, занимали склады и Дом отдыха военных моряков. В годы войны в губе Оленьей размещалась якорная стоянка североморских подводных лодок. Уже 22 июня 1941 года Лунинская «Щука» первой вышла из губы Оленья в боевой поход в район Киркенеса. На сопках вокруг поселка сохранились бункеры и позиции артиллерийских батарей, которые своим огнем перекрывали входы в залив Оленья Губа и бухту Пала-Губа.
ЛУНИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Герой подводных глубин прожил трудную, но интересную жизнь. Он родился 21 августа (ст.ст.) 1907 года в городе Одессе в семье моряка торгового флота. С 10 лет стал ходить в школу водников в Мариупольском порту, которую окончил в 1924 году. В 1925 году по путевке комсомола был направлен на учебу в Ростовский рыбмортехникум. После его окончания плавал матросом на судах «Ипполит», «Симеиз», «Кинбурн». Затем продолжал учебу в Ростовском политическом техникуме, который окончил в 1930 году. В этом же году был призван в РККА, проходил службу шифровальщиком. После службы в армии вернулся в Одессу, где некоторое время работал деканом факультета ОИИВТ института инженеров водного транспорта. Оставив институт, вернулся для наплавания ценза штурмана на учебное судно «Вега», а в 1933 году был направлен на суда «Совтанкера». Плавал вторым, а вскоре и старшим помощником капитана на нефтеналивных судах Черноморского пароходства. За это время побывал в Германии, Франции, Дании, Англии, Турции. В 1935 году по спецнабору ЦК Лунин был призван в ряды ВМФ. В течение двух лет он обучался в военном классе учебного отряда подводного плавания имени С.М.Кирова. По выпуску в 1937 году получил направление на Северный Флот, а в марте 1938 года старшего лейтенанта Лунина назначают командиром подводной лодки «Щ - 404». В это время по флоту прокатилась волна репрессий. Не обошла она и Николая Александровича. Тринадцать месяцев шло следствие. Но он выстоял. В конце 1939 года Лунин Н.А. был восстановлен в составе ВМФ и в рядах КПСС, назначен командиром ПЛ «Щ – 421». На ней же он встретил войну. Уже 22 июня 1941 года Лунинская «Щука» первой вышла из губы Оленья в боевой поход в район Киркенеса. 3 апреля 1942 года ПЛ была награждена орденом Красного Знамени и ее командир удостоен звания Героя Советского Союза. В марте того же года Лунин принимает командование самым крупным подводным дизельным военным кораблем СССР «К – 21». Эта лодка прошла всю войну и сейчас стоит у причала в городе Североморске в качестве музея. На боевом счету аса подводных глубин 17 потопленных кораблей противника, в том числе 7 на ПЛ «Щ – 421», 10 на ПЛ «К-21». В послевоенные годы Н.А Лунин начинал строительство бухты и городка подводников в г. Гаджиево. Его имя носят улицы в Одессе, Мурманске, Полярном и школа № 279 г. Гаджиево.
Преемником командира Лунина на ПЛ «Щ – 421» стал Федор Алексеевич Видяев. Его имя в 70-е годы прошлого века носила пионерская дружина школы № 280.
В годы Великой Отечественной войны подводники Северного флота потопили 244 корабля и транспорта противника Подводные лодки «К-21», «Л-22», «Щ - 403», «Щ - 404», «Щ - 421», «С-51», «С - 101», «С - 104» стали Краснознаменными, «К-22», «М-171», «Щ - 422», - гвардейскими, а «Д – 3», « С-56», «Щ -402», «М-172» Краснознаменными и гвардейскими. Подводниками получено более 4100 наград. Семеро из них стали Героями Советского Союза.
Опыт Великой Отечественной войны показал огромное значение Северного флота в системе обороны страны, а с началом « холодной войны» его роль значительно возросла. Возможность быстрого выхода в открытое море, незамерзающие бухты благоприятствовали базированию в Кольском заполярье крупных сил флота. В 1953 году правительственным решением был взят курс на ускоренное развитие подводного флота, и, прежде всего – атомного. Предусматривалось развертывание семи новых баз подводного флота, в том числе и в Оленьей Губе Главным конструктором подлодок АВ 611 проекта стал Николай Исанин, дважды Герой Социалистического Труда. Наибольшую известность получило детище конструктора «Б-67» , с борта которой 16 сентября 1955 года был осуществлен первый в мире старт баллистической ракеты морского базирования. В марте 1958 года подводная лодка успешно совершила автономное плавание и боевое патрулирование с последующим пуском ракет. Знаменитым достижением подводников стала первая и единственная в своем роде стрельба ракетой Р-13, оснащенной ядерной боеголовкой, по полигону на Новой Земле. Именно здесь, у нас, было образовано первое отечественное соединение подводных ракетоносцев.140-я бригада подводных лодок была сформирована 31 октября 1957 года, и ее первым командиром стал Сергей Хомчик, капитан 2 ранга. Это были еще не специальные ракетоносные корабли. Большие дизельные торпедные лодки послевоенной конструкции 611 проекта были переоборудованы в г. Молотовске ( Северодвинске) в ракетоносцы. На субмарины были установлены два контейнера для ракет Р-11 ФМ с дальностью стрельбы 150 км. ( конструктор – Сергей Королев).
В начале 60-х годов мир вновь оказался на грани войны. В урегулировании Карибского кризиса участвовали ПЛ, базирующиеся в Оленьей Губе. А в начале 1961 года произошла трагедия, которая до сих пор отражается болью в сердцах Оленегубцев. Трагическая гибель ПЛ « С-80» 27 января 1961 г.
О гибели ПЛ. С-80 ходило много слухов и разговоров. Информации, касающейся этой трагедии, в советской прессе 60-х годов не было. На протяжении многих лет тема гибели субмарины, её поиске и подъёме была закрытой для средств массовой информации и общественности. Никто из членов экипажа в живых не остался. Лишь много лет спустя, после снятия грифа «Секретно», в печатных публикациях стали появляться разные версии, каждая из которых претендовала на достоверность. По крупицам воссоздавалась история гибели ПЛ. С-80.
В сборнике «100 великих кораблекрушений» констатируются три основные версии причин гибели лодки. По одной из версий, лодка пошла на глубину, а крышка люка с намерзшим на нем льдом не закрылась. По другой, матрос-моторист, прикомандированный с другой лодки, допусти ошибку при перекрытии воздушной магистрали, из которой била вода. Третья версия: попытка избежать столкновения с неизвестным объектом привела к резкому погружению и катастрофе.
В 1997 году в № 6 газеты «Совершенно секретно» напечатана статья Н.Черкашина, в которой повествуется о трагедии, произошедшей в январе 1961 года, и о подъёме судна.
В воспоминаниях Героя Советского Союза вице-адмирала А.Петелина рассказывается о том, как была найдена С-80, о работах, связанных с подъемом лодки.
В книге «Записки экспедиции особого назначения», автором которой является командир ЭОН С.Минченко не только полно, и подробно описываются работы по подъёму и захоронению погибшего экипажа. Автор, анализируя имеющиеся данные, выдвигает свою версию гибели судна и подтверждает её фактами. Здесь же приводятся отзывы участников спасательной экспедиции об этой книге.
Изучив имеющуюся литературу, я обратился в музей города Полярный и к заместителю командира по воспитательной работе капитану I ранга Демченко В.А. с просьбой способствовать в поиске материалов, связанных с ПЛ С-80.
В результате работы с литературой и документами передо мной сложилась целостная картина гибели подводной лодки С-80.
Глава I. «30 секунд: годы забвения или вечная слава?»
Гибель подводной лодки С-80 является малоизвестной трагедией. Никто из членов экипажа не остался в живых.
Последний раз она дала о себе знать в 23 часа 00 минут 26 января 1961 года. Командир лодки капитан III ранга Анатолий Ситарчик доложил, что все задачи боевой подготовки отработаны, и просил «добро» на возвращение в базу.
«Добро» дали. Но в 00 часов 47 минут 27 января радиосвязь прервалась. С-80 в Полярный не вернулась…
На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски вышли 6 эсминцев, 4 малых противолодочных корабля, корабль-разведчик и спасательное судно.
Вот что пишет адмирал флота Г.Егоров об обстоятельствах катастрофы: «Я, тогда еще капитан I ранга, находился на мостике плавбазы «Иртыш», когда из перехваченной радиограммы узнал, что С-80 отправлена в море. Ссылаясь на тяжелый прогноз погоды, я дал радиограмму в штаб подводных сил: «В связи с приближающимся ураганом прошу ПЛ С-80 срочно возвратить на базу».
Уже на рассвете получаю тревожный доклад: «Узел связи флота постоянно вызывает подводную лодку С-80. Ответа от нее нет. »
После подъема лодки с грунта проверка журнала радиста показала, что приказ штаба подводных сил о возвращении С-80 в базу, который мог предотвратить катастрофу, на корабль не поступал. Значит, моя просьба командованием подводных сил не была удовлетворена.»1
Е.Чернов, Герой Советского Союза, вице-адмирал запаса: «Командир ПЛ С-80, капитан III ранга Анатолий Ситарчик, был смелым и решительным подводником. Грамотным подводником. Отец его, генерал-авиатор, погиб во время войны. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. Это был его талисман. Не знаю, взял ли он с собой эти реликвии в тот последний выход…»2
Только через неделю – 3 февраля – рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй, которым обозначают место, где затонула лодка. На нержавеющей табличке разобрали тактический номер – С-80, однако точное место и время затравливания буя осталось неизвестным. К сожалению, никто из рыбаков не мог сказать, где и когда они затравили буй. Штурманы пытались по расчетам вероятного дрейфа уточнить место. Искали до 16 февраля. Взять бы чуть севернее всего полторы мили, и лодку бы нашли. Но никто не пересек 70-ю, будто заколдованную параллель. Правда, если бы тогда и обнаружили С-80, помочь ей было бы нечем: мощную судоподъемную фирму ЭПРОН по воле Хрущева давно расформировали. Поднять лодку с глубины 300 метров слабосильная аварийно-спасательная служба флота не могла.
Подлодку нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт: оба аварийно-спасательных буя - носовой и кормовой - отданы. Значит, подводники были живы в обоих кормовых отсеках. Верхний рубочный люк был задраен. Никаких видимых повреждений ни легкий корпус, ни прочный не имели. Особое внимание обратили на рули: все горизонтальные застыли в положении «на всплытие», вертикальные же были переложены «лево на борт». Именно по этим последним «телодвижениям» корабля и была составлена потом версия гибели.
Сергей Минченко, командир отряда экспедиции особого назначения, сформулировал возможную версию гибели подводной лодки.
Подводная лодка следовала под перископом при состоянии моря 5-6 баллов и пониженной видимости. В какой-то момент на ПЛ обнаружили опасное сближение с неизвестным судном. Для расхождения с ним на лодке переложили руль в положение «лево на борт», однако опасность столкновения осталась. Чтобы избежать столкновения, дается команда на «срочное погружение». Неисправности в системе перекрытия клапанов трубопровода устройства РДП привели к приему воды в прочный корпус. Принятыми мерами личному составу удалось прекратить или уменьшить поступление воды в прочный корпус, уменьшить дифферент и одержать быстрое погружение ПЛ. Лодка плавно опустилась на грунт. Попытки всплыть на поверхность положительных результатов не дали, так как запасы воздуха высокого давления были израсходованы. Экипаж задержался с продуванием главного балласта на 30 секунд, и эта задержка стоила жизни всему экипажу.
Находясь на грунте, личный состав ПЛ выпустил оба аварийно-сигнальных буя, которые впоследствии были оборваны.
Заключение и версия гибели ПЛ С-80 были доложены Первому заместителю Главнокомандующего ВМФ адмиралу флота В.А.Касатонову.
Правильность заключения, сделанного по результатам обследования затонувшей ПЛ, впоследствии была подтверждена в выводах специальной комиссии, которая работала после подъема ПЛ на поверхность. Комиссия дополнительно выявила ряд конструктивных и организационных недостатков, повлиявших на гибель ПЛ.
(Демонстрация отрывков из фильма).
Глава II. Найти пропавшие годы…
В 1969 году, впервые в мировой практике, была осуществлена операция подъема дизельной подводной лодки С-80 с использованием глубоководных снарядов и телевизионных камер, без применения водолазного труда при работах на глубине около 200 метров. Для этого было создано специальное формирование центрального подчинения – экспедиция особого назначения (ЭОН), которую возглавил капитан I ранга Сергей Минченко.
Летом 1969 года, опустившись в наблюдательной камере под воду, первый заместитель командующего флотом Герой Советского Союза вице-адмирал А.Петелин увидел леденящую душу картину: выхваченная светом прожектора, на дне лежала подводная лодка с повисшими на рубке рыбацкими снастями. Сомнений не было: это была С-80.
Вице-адмирал запаса Ростислав Филонович вспоминал: «Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала субмарину должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы – через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В первом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Вообще, все тела поражали своей полной сохранностью. Многих узнавали в лицо – и это спустя семь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря…»3
Потом погибших уложили в гробы, и СДК с приспущенным флагом двинулся в Полярный, в бухту Оленью.
Когда тела экипажа С-80 были преданы земле, точнее, вечной мерзлоте Оленьей Губы, кадровики совершили свой ритуал – в комнате для сжигания бумаг предали огню удостоверения личности офицеров и мичманов погибшей лодки.
( Демонстрация отрывков из фильма)
Вместо заключения.
Естественная смена поколений приводит к утрате части нашей исторической памяти. Не зная своего Отечества, его не обретешь. Но никто и ничто не забыто!
Нами был организован поиск родственников членов семьи погибшего экипажа. На сегодняшний день было получено 2 письма от Шураковой О.В., дочери погибшего на ПЛ «С-80» Черничко В.И. ( Зачитываются материалы из писем)
В поселке Оленья Губа стоит уже обновленный памятник. Не так давно он был скромный, неброский, выполненный руками флотских умельцев. На плитах скорбный ряд фамилий – 68 человек. «Вечная память подводникам экипажа ПЛ С-80, погибшим при исполнении служебных обязанностей», - гласит надпись на стеле.19 октября 2011 года памятник засверкал новыми красками. Московская фирма «Росэнергоресурс» дала новую жизнь этому монументу.
Теперь он выглядит так:( фото вставить).
Работая со специальной литературой, беседуя с очевидцами захоронения экипажа, мы пришли к выводу, что людей, равнодушных к истории своей малой Родины, нет.
Вот неполный список тех, кто служил в Оленьей Губе и был награжден самыми высокими орденами СССР и России – это Герои России и СССР.
БЕРЕЗОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ. Родился 21 марта 1929 года в городе Киеве в семье служащего. В ВМФ с 1948года. Окончил ЧВВМУ имени П.С.Нахимова в 1952 году, академические курсы при ВМА в 1971 году. Проходил службу на дизельных и атомных подводных лодках Северного флота. Командовал головным подводным ракетоносцем 667А проекта, бригадой строящихся подводных лодок, учебным полигоном.
За успешное выполнение заданий командования по освоению новой военной техники капитану 1 ранга Березовскому В.Л. 30.03.1970 года присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, « За службу Родине в ВС СССР »
3 степени, медалями.
МАТУШКИН ЛЕВ АЛЕКСЕЕВИЧ. Родился 17 февраля 1927 года в городе Кронштадте в семье служащего. Окончил 10 классов Ленинградского военно-морского подготовительного училища. В ВМФ с 1946 года. В 1950 году окончил высшее военно-морское училище, в1963 году – военно-морскую академию, в 1979 году – академические курсы при военной академии Генштаба. Служил на Северном Флоте.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, а также освоение новой военной техники вице-адмиралу МАТУШКИНУ Л.А. 16 ФЕВРАЛЯ 1982 года присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, « За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями.
БЕРЗИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ.
Родился 18 марта 1946 года в городе Москве в семье служащего. С какой стороны ни подходи к его биографии, легкой его жизнь не назовешь. В раннем детстве остался без родителей. До 13 лет жил у бабушки в Баку. Окончил 11 классов Ленинградского ВМУ в 1965 году. В 1970 году окончил ВВМУ им. Фрунзе М.В., в 1976 году- 6-е ВСКО, в 1985 году – ВМА.
Служил на подводных лодках флотилии ПЛ СФ, командовал подводным ракетоносцем, Краснознаменной дивизией ПЛ, был первым заместителем командующего флотилией ПЛ.
С 1994 года начальник кафедры оперативного искусства ВМФ ВМА им. Кузнецова.Н.Г.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального правительственного задания, контр-адмиралу Берзину А.А. в январе 1995 года присвоено звание Героя Российской Федерации. Награжден орденами Красного Знамени, « За службу Родине в ВС СССР» 2 и 3 степени, медалями. А.А. Берзин – подводник от Бога. К концу 70-х началу 80-х советские субмарины были обложены со всех сторон стационарными системами слежения и противолодочными рубежами. Относительно свободным оставался один морской театр –Арктический. Комфлотом придавал большое значение плаванию подо льдами. Не был неожиданным и приказ: «Ваш крейсер первым обойдет вокруг полюса в условиях полярной ночи!». Все опасно: идти вперед и возвращаться назад, погружаться и всплывать. Опасны торосы и течения, полярная ночь и сам океан. Редко какой боевой поход бывает без происшествий. Было оно и в том, «звездном» походе. Кто-то незаметно отвлекся от управления кораблем во время периодического выравнивания лодки. Здесь и была допущена ошибка в управлении: вместо увеличения балласта в носовой части корабля его уменьшили. Ракетоносец, задрав облегченный нос, устремился к поверхности океана. По вздыбленной палубе Берзин добрался на центральный пост в тот момент, когда корабль был почти у поверхности. «Впереди льдины!» – крикнул вахтенный у перископа. «Заполнить быструю!»– приказал Берзин, мгновенно оценив ситуацию. Все-таки чиркнув о край льдины, обдирая резиновую обшивку, субмарина ушла на безопасную глубину.
ДРОНОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Родился 8 октября 1948 года в поселке Бегомль, ныне Докшицкого района Витебской области, республика Беларусь. Русский, контр-адмирал(23.2 1996 г),Герой Российской Федерации (02.05 1996 г). Окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола (1967-1972г.), Высшие специальные офицерские классы, Военно-морскую академию. С 1972 года на Северном флоте. А с февраля 1974 года – на атомных подводных лодках: сначала командир БЧ, затем помощник командира ПЛ «К-418»,затем старший помощник командира, командир ПЛ «К 418», начальник штаба – заместитель командира дивизии подводных лодок. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники, ему было присвоено звание Героя Российской Федерации. Награжден тремя орденами, медалями.
СУГАКОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ
Родился 1 апреля 1950 года в с. Кашина Алейского района Алтайского края. Русский. Капитан 1 ранга (28.03.1987 г.) Герой Российской Федерации ( 02.05. 1996г.)В Военно-морском флоте с 1967 года. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова в 1972 г., Высшие специальные офицерские классы ВМФ, ВМА им. Кузнецова Н.Г По окончании училища находился в распоряжении командующего ТОФ С 1973 года – на атомных ПЛ С августа 1975 года – на Северном флоте: командир БЧ-1, старший помощник командира по боевому управлению подводного крейсера «К-449», командир ракетного подводного крейсера «К-51» Из наградного листа: « В 1986-87 г.г. участвовал в испытаниях нового комплекса ракетного оружия из высокоширотного района Северного Ледовитого океана. Грамотно руководил главным командным пунктом корабля и обеспечил высокую организацию взаимодействия между боевыми частями и службами при проведении пусков 10 ракет. Все пуски выполнены успешно. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой военно-морской техники в условиях, сопряженных с риском для жизни, Указом Президента РФ капитану 1 ранга А.И. Сугакову присвоено звание Героя Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА .
Подводная лодка С-80. //100 великих кораблекрушений. Автор-составитель И.А.Муромов. – М.: Вече, 1999. – С. 496.
Минченко С.В. Записки командира Экспедиции особого назначения (Правда о поиске, обследовании и подъеме ПЛ С – 80). – М.: Андреевский флаг, 1996.
Черкашин Н.С-80 на связь не вышла. – М.: Совершенно секретно, 1997, № 6.
Петелин А. Воспоминания. – М.: Молодая гвардия, 1972.
Список дополнительных материалов:
Копия Списка офицеров подводной лодки «С-80», погибших 27 января 1961 г.
Копия Списка рядового и старшинского состава подводной лодки «С-80».
Копии фотографий из музея ДОФа г. Гаджиево ЗАТО Скалистый Мурманской области.
Копии фотографий из семейного архива Бондаренко Т.И.
1 Подводная лодка С-80. // Сто великих кораблекрушений. Автор-составитель И.А.Муромов. – М.: Вече, 1999. – С. 497.
2 Подводная лодка С-80. // Сто великих кораблекрушений. Автор-составитель И.А.Муромов. – М.: Вече, 1999. – С. 498.
3 Подводная лодка С-80. // Сто великих кораблекрушений. Автор-составитель И.А.Муромов. – М.: Вече, 1999. – С. 499.