Классный час- посвященный празднованию Великой победы над фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны.
классный час будет проходить в необычной форме.
Представьте, что наш класс – это редакция. Каждая группа – отдел.
И нам предстоит написать статью в газету к одной из знаменательных дат. Подобрать заголовок к нашей статье помогут ключевые слова, которые будут появляться на доске по ходу классного часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Горький хлеб войны" »
Классный час
на тему
«Горький хлеб войны»
Мельниченко Мария Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Мучкапская СОШ
Цели: подобрать и обобщить материал о роли хлеба в жизни русского человека; показать цену военного хлеба; вызывать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию; развивать умение работать в группах, приобрести навыки по оформлению стенгазеты.
Горький хлеб войны
Сегодня, наш классный час будет проходить в необычной форме.
Представьте, что наш класс – это редакция. Каждая группа – отдел.
И нам предстоит написать статью в газету к одной из знаменательных дат. Подобрать заголовок к нашей статье помогут ключевые слова, которые будут появляться на доске по ходу классного часа.
- Какой великий праздник отмечает наша страна в мае?
- Кому рассказывали о войне?
Итак, какие события будут отражаться в нашей статье?
- Война.
Одним из ключевых слов к заголовку является война. ( крепится слово «война» на доске)
Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? ( ответы детей)
И до сих пор болью в каждом сердце отзываются фразы произнесённые голосом Левитана:
Видеоролик
(Священная война)
Слайды с изображением военных действий
- Мирный труд миллионов людей был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. Как тяжелы были те минуты, когда родные и близкие провожали на фронт своих любимых. Что принесет война? Вернется ли твой самый дорогой человек живым, здоровым? Никто не мог тогда ответить на эти вопросы. Горестные предчувствия терзали сердца.
Самые тяжелые испытания выпали на долю ленинградцев.
Фашистские оккупанты овладели всеми путями, соединяющими Ленинград со страной, окружив Ленинград с суши. Город оказался во вражеском кольце.
Постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда длиною в 900 дней и ночей.
Сейчас мы посмотрим отрывок из документального фильма.
После просмотра вы ответите на вопрос:
Какое испытание было самым страшным для ленинградцев?
(Видеоролик)
-Какое испытание было самым страшным для ленинградцев?
- Голод.
- Какова была суточная норма блокадного хлеба?
- 125 г
Слайд (кусочек хлеба)
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке...
Ребята, у вас на столах под салфеткой лежит ломтик хлеба весом ровно в 125 граммов.
Подержите его в руках.
- О чём вы думали, когда держали этот кусочек? (ответы детей)
- Ещё одно ключевое слово к заголовку нашей статьи – хлеб.
Работа в группах ( Блиц –опрос)
- Давайте посмотрим, что вы знаете о хлебе.
- Для этого каждой группа должна ответить на поставленный вопрос.
Для чего человеку хлеб? (Это – питание. В нём много витаминов и других питательных веществ.)
Каким бывает хлеб?(виды) (пшеничный, ржаной, ячменный, лепёшки пекут из разных других злаков)
Вывешивается список продуктов, из которых пекут хлеб в наше время.
- Прочитайте слова, которые были вычеркнуты и мы узнаем, что добавляли в хлеб во время войны.
Добавляли в хлеб лебеду, семена сорной травы, труху, а формы, в которых пекли хлеб, смазывали соляркой или олифой.
Как вы думаете, каким был на вкус такой хлеб?
- Он был горьким.
Действительно, от такого состава хлеб имел горький вкус, но ещё он был горьким потому, что:
В нём в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
- Ёщё одно ключевое слово к заголовку – горький.
Хлеб выдавали по специальным карточкам. Эти карточки давались на месяц. Норма выдачи хлеба рабочим- составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. А потерять карточку – это остаться без хлеба, значит быть голодным.
Слайд (хлебная карточка)
За хлебом выстраивались огромные очереди.
Слайд (очередь за хлебом)
Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях.
Слайд (мать делит хлеб)
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он всё же казался желанней всего
И матери тяжко и тайно вздыхали
Когда на частицы делили его.
Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью.
- Ребята как вы думаете, чего добивались фашистские захватчики, окружив город Ленинград и заставив людей голодать?
- Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, лишить воли к сопротивлению.
Взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов.
Вот что такое фашистская стратегия голода.
Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Слайд (блокадный хлеб)
В музее города, теперь уже Санкт-Петербурга можно увидеть кусочек хлеба тех давних тревожных времён. Это маленький комочек, который больше похож на глину, чем на хлеб.
Окончательное освобождение от блокады произошло лишь через год, 27 января 1944 года. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…
И сегодня 27 января весь наш народ празднует 71 годовщину снятия блокады Ленинграда
Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха. От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы.
Слайд (женщины и дети работают в поле)
- Главной силой в деревнях стали женщины.
- Кто были им помощниками?
- Помощниками были только старики и дети.
Весь хлеб отправляли на фронт.
Слайд (хлеб для фронта)
Фашистские захватчики заходили в каждый двор и грабили деревенских жителей, чтобы прокормиться самим.
- чтобы не было возможности помогать нашим бойцам на фронте.
- Несмотря ни на что, наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира.
- Используя ключевые слова, составьте заголовок к статье.
ГОРЬКИЙ ХЛЕБ ВОЙНЫ.
- Каждый отдел работает над заданием на карточках и подбирает фотографии к своей части статьи.
Закончить предложения.
1 группа
Великая Отечественная война началась __________________
и закончилась _____________.
На долю русского народа выпали тяжёлые испытания. Люди гибли от _____________________________________________.
Самым страшным испытанием был _______________________.
2 группа
Город _______________________ оказался в блокадном кольце. Люди получали в сутки _______ граммов хлеба. Хлеб выдавали по специальным ______________________, которые выдавалась на __________________.
3 группа
Хлеб в войну делали из ___________________________________________________.
Такой хлеб на вкус был ______________________________.
Фашистские оккупанты ________________________________ __________________________________________ хлебные поля для того, чтобы _________________________________________________________.
(если класс большой, то фотографии может подбирать 4 группа)
Заголовок, работы и фотографии прикрепляются на лист ватмана, затем один из учащихся зачитывает статью.
Слайд (День Победы)
Победа пришла весной 9 мая 1945 года.
24 июня 1945 года, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию мавзолея В.И. Ленина знамёна разгромленных немецких армий.
Слайд (взрыв на хлебном поле)
Закончилась война, но ещё долго раздавались взрывы вражеских мин, оставленных на хлебных полях. Люди гибли и после войны.
Слайд (вечный огонь)
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим дедам и прадедам тот день. И каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник.
День Победы - самый почитаемый праздник для россиянина.
- В центре нашего района у памятника «Неизвестному солдату» есть вечный огонь.
-Справа и слева от памятника на кирпичной стене расположены плиты с надписями. Что на них написано?
- Фамилии и имена солдат, погибших на фронте
- Почему нам надо помнить о войне?
(без прошлого не построить будущего)
Слава миру на земле. Слава хлебу на столе.
Рефлексия: Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь!
- Из каких лепестков огня состоял бы ваш вечный огонь?
(Каждый из ребят оценивает классный час, листочки приклеивают к ватману и получается оценка мероприятия)
Красный – гордость за страну
Желтый – скорбь по погибшим
Оранжевый – слезы горя
Белый – равнодушие к героизму народа
(На ватмане нарисована чаша, огонь приклеивается очень быстро на ватман)