Психологическое занятие
«Гнев – это нормально»
Цель: показать детям, что гнев — одно из чувств, присущих человеку, он имеет право на существование, значение гнева для человека — указывать на то, что ему не нравится.
Задачи: найти способы, помогающие справляться с гневом, научить детей стратегиям поведения в гневе.
Материалы: лист бумаги формата А4, карандаши, ножницы, клей, изображения эмоций, изображение контура человека (один – цветной, второй – окрашенный в темные тона), старые газеты, «листочки» для дерева, в виде способов борьбы с гневом, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Вводная часть
УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»
- Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (приподнимаются согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.
- Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.
- Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!
- Вспомните и назовите эмоции и чувства, которые вы знаете? Посмотрите сколько много чувств присуще человеку. Только людям дано такое разнообразие чувств и эмоций. Если у человека хорошее настроение, он счастлив, все хорошо, как вы думаете какими цветами его можно изобразить? А если он злится, раздражен, недоволен, в ярости - то какими цветами его можно изобразить? Посмотрите, как отличаются эти два человека друг от друга? Узнаете ли вы себя? Какой вы нравитесь больше всего себе?
- Независимо от того нравятся нам эти чувства или нет, все они нам необходимы.
Для чего нам нужен:
Страх он защищает человека от необдуманных поступков.
Спокойствие придает уверенность, позволяет нам отдохнуть и набраться сил.
Радость дает силу жить, она появляется, когда человек приближается к тому, что он считает хорошим, когда происходит то, что ему нравится.
Печаль и грусть появляются, когда приходится сожалеть об утрате чего-то важного и дорогого.
Гнев помогает обратить внимание человека на то, что ему «портит жизнь».
Основная часть.
- А сегодня мы с вами будем учиться укрощать наш гнев. Перед вами лежат чистые листы бумаги и карандаши. Нарисуйте образно свой гнев. На что похож ваш гнев?
(Психолог параллельно с детьми рисует свой гнев)
- А теперь мы сделаем из него дерево, и будем клеить листочки с различными способами укрощения гнева.
Технология изготовления.
- Листочек сворачивается в трубочку гневом внутрь – это будет ствол дерева.
- Верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома. Бахрома должна быть крупной – в дальнейшем к ней будут крепиться листочки.
- Листочки вырезаются заранее, с различными способами укрощения гнева.
Способы борьбы гнева:
1. «Западный» способ – «Витаминка равновесия»
В американских школах на уроках психологии предлагают «витаминку для обретения душевного равновесия» Чтобы успокоиться, нужно сделать следующее:
1 шаг. Постарайся понять: действительно ли ты сейчас очень сердит? Обрати внимание на свое тело. Где в теле сидит твой гнев, ты уже знаешь. Попробуй расслабить мышцы лица и разжать кулаки.
2 шаг. Мысленно посчитай до десяти и/или произнеси «охлаждающие» слова: «Я смогу с этим справиться», «Ему не удастся разозлить меня», или: «Спокойствие, только спокойствие!»
3 шаг. Похвали сам себя за хорошую работу, скажи себе: «Ты действительно справился!», «Молодец, ты устоял», «Молодец, ты вел себя так, как будто тебя невозможно разозлить».
2. Можно про себя или вслух покричать, что есть мочи. А также побыть маленьким привидением.
3. А что можно делать ногами? Топать, выйти на улицу и попинать мяч.
4. Послушать музыку, которая нравится, спеть любимую песню.
Релаксационное упражнение «Безмолвный крик»
Положите голову на парту и закройте глаза. Трижды сделайте вдох и выдох. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни, что тебя когда-то сильно разозлило и гнев наполняет тебя. Для того чтобы выплеснуть свой гнев ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал в классе. То есть, кричать нужно про себя. Кричи. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в это раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо…
Весь твой гнев и та ситуация, которая разозлила тебя начинает исчезать, становится прозрачной, и наконец исчезает. Сейчас все хорошо, ты улыбаешься и возвращаешься к нам в класс! Открываете глаза, сделайте три глубоких вздоха и выдоха.
Рефлексия упражнения.
- Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?
- Что ты кричал?
- Исчезла ли та ситуация и твой гнев?
5. Скомкать бумагу и покидать в корзину, как баскетбольный мяч.
6. Порисовать левой рукой.
7. Полотенце злости. Предложите детям «выжимать» гнев. Покажите, как это делается. Сначала посмотрите на «полотенце» и вспомните свою недавнюю злость. Пусть каждый захватит полотенце со своего конца и начнет с силой выжимать его. При этом полезно кряхтеть и даже кричать «А-а-а!».
8. Один чистый листочек дети должны каждый сам придумать свой способ укрощения гнева написать его и приклеить к дереву.
Заключительная часть.
- Итак, посмотрите какое необычное дерево у нас получилось.
- Что было трудно для вас сегодня?
- Почему?
1 шаг.
Постарайся понять: действительно ли ты сейчас очень сердит? Обрати внимание на свое тело. Где в теле сидит твой гнев, ты уже знаешь. Попробуй расслабить мышцы лица и разжать кулаки.
2 шаг.
Мысленно посчитай до десяти и/или произнеси «охлаждающие» слова: «Я смогу с этим справиться», «Ему не удастся разозлить меня», или: «Спокойствие, только спокойствие!»
3 шаг.
Похвали сам себя за хорошую работу, скажи себе: «Ты действительно справился!», «Молодец, ты устоял», «Молодец, ты вел себя так, как будто тебя невозможно разозлить».