Подарок В рассказе идет речь о взаимоотношениях учителя и ученика, о трудностях привыкания и поиске путей к взаимопониманию. Рассказ ВИШНЕВАЯ ВЕТКА Валентина Васильевна Путилина Тихо в осеннем лесу. Красным пламенем пылают клены. Пожелтели березы. Совсем багровым стал дуб. И тихо-тихо. Лишь изредка подаст свой голос синичка, да дробно застучит по дереву дятел. - Ау - ау! - разнеслось вдруг по лесу. - Ау!.. Это ученики пришли со своей учительницей Лидией Алексеевной. Посмотреть, какая бывает осень в лесу. А осень была необыкновенной: солнечная, задумчивая. Золотая осень. Небо синее. Воздух прозрачный. А в воздухе паутинки, серебряные нити. - Красиво? - спрашивает Лидия Алексеевна. - Правда, красиво? - допытывается она и улыбается радостно. Будто не осень-художница, а она раскрасила все вокруг цветными красками: небо - синим, маленькое лесное озеро - зеленым, а деревья - желтым, красным, оранжевым, лиловым. - Красиво! - согласились все хором и тоже заулыбались. Почему-то всем стало радостно. Потом ребята разбрелись по лесу, перекликались, со¬бирали кто разноцветные листья, кто шишки, а кто искал последние редкие грибы. И только Лена, самая молчаливая и застенчивая, ничего не собирала: она печально смотрела, как падают листья с березы. Одни сразу долетают до земли, другие долго-долго кружатся, прежде чем упасть на землю. Лидия Алексеевна поняла ее грусть: ей самой всегда тоже было жалко расставаться с летом. - Не грусти, - сказала она Лене и улыбнулась своей доброй улыбкой. - Пусть падают листья. Весной вырастут новые, зеленые. И птицы весной снова прилетят. И цветы зацветут. Лена улыбнулась ей в ответ. Домой возвращались - кто с еловыми шишками, кто с гроздьями рябины, кто с красивыми листьями. А один мальчик нашел даже гриб-подосиновик и нес его очень гордо. Несла и Лена из лесу букетик цветов - осенних ландышей с тугими апельсиновыми ягодками-семенами. Мама, - сказала она дома, - наша Лидия Алексеевна самая добрая. Правда? Правда, - согласилась мама. - Мы тоже, когда учились, ходили с ней в лес. Мы ее очень любили. Лена легла пораньше спать, чтобы поскорее наступило утро и можно было идти в школу, но Лидия Алексеевна не пришла к своим ученикам: она заболела. К ним пришла незнакомая учительница Ольга Сергеевна. Она объяснила новый урок, заглянула в классный журнал и сказала: - Каштанова, к доске! Но к доске никто не выходил, все молчали, оглядывались друг на друга, пока одна девочка не крикнула на весь класс: - Лена! Это тебя: ты ведь Каштанова. Лена встала и растерянно посмотрела на учительницу, а та строго спросила: - Почему ты не выходишь к доске, когда тебя вызывают? - А забыла, что я Каштанова, - проговорила Лена. - Меня Лидия Алексеевна Леной называла... Прошли и зима, и весна, и лето. И снова наступила осень. Лена привыкла, что ее называют Каштановой. И Ольга Сергеевна ей уже не казалась строгой. Лена даже говорила: - Наша учительница самая красивая! У Ольги Сергеевны были длинные светлые волосы и синие, как у Лидии Алексеевны, глаза. Только у Лидии Алексеевны глаза были добрые, а у новой учительницы просто большие и синие. И еще у нее был громкий голос. А Лена не любила, когда разговаривали очень громко. Сама она даже смеяться громко не умела, а только улыбалась. И была тихой и незаметной, такой, что Ольга Сергеевна даже не замечала ее и никогда ни о чем не расспрашивала. Только вызывала отвечать уроки. Иногда вечером Лена говорила маме: «Может быть, завтра придет Лидия Алексеевна?» Но та не приходила. Ей не разрешали ходить на работу, потому что у нее болело сердце. Лидия Алексеевна жила в маленьком домике недалеко от школы. Лена приносила ей цветы и оставляла на крыльце. Положит и убежит, чтобы никто не увидел. И хотя Лидия Алексеевна не знала, кто дарит ей цветы, она всегда радовалась: конечно, это ее ученики, их у нее много. В такие дни она становилась веселая, говорила, что цветы помогают ей лучше всяких лекарств. Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий сверток, закутанный в теплый платок. Она осторожно развернула сверток, и все ахнули, потому что увидели чудо: тоненькую вишневую ветку с белыми цветами и нежными зелеными листочками. Живая вишневая веточка! А на улице мороз, ветер. Все смотрят, поверить не могут: разве цветут вишни в декабре? - Не цветут, - ответила Лена. - Мы с мамой поставили веточку в воду и ждали. Долго-долго ждали, целый месяц. Она и расцвела. Ольга Сергеевна принесла из учительской кувшин с водой и сказала: - Давай, Каштанова, поставим веточку на окно. Пусть ее солнышко согревает. Лена загородила веточку и быстро проговорила: - Нет-нет, это Лидии Алексеевне... Я хотела положить на крыльцо, а там снег. Веточка замерзнет... В классе почти все забыли свою учительницу. Ведь она учила их недолго, и с тех пор прошел целый год, даже больше. После слов Лены все сразу ее вспомнили. Вспомнили, как она ходила с ними в лес, как рассказывала про птицу, которая пешком убегает от зимы. Вспомнили они и о том, как она каждого называла по имени. Ольга Сергеевна почему-то вздохнула и сказала не так громко, как говорила обычно: - Мы с тобой, Лена, вместе отнесем Лидии Алексеевне твой новогодний подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят в Новый год такие подарки. А сейчас давай поставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла. Ольга Сергеевна глядела то на вишневую веточку, то на Лену, и глаза ее теперь были не просто большие и не просто синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны. 1. Что помогло молодой учительнице понять свою ученицу? 2.Можно ли сказать, что учитель - член коллектива класса? Почему? Отвечая на первый вопрос, учащиеся отметят проявление Ольгой Сергеевной такого качества, как чуткость к внутренним переживаниям Лены. Второй вопрос может стать предметом дискуссии. Однако следует отметить, что учитель решает те же задачи, что и его ученики, помогая справиться с трудностями и общественного, и часто личного характера. Радость успехов ученического коллектива и его радость. Учитель, как правило, живет заботами своего класса, даже не являясь классным руководителем, потому что педагогический труд становится смыслом жизни многих выбравших это непростой путь. Значит, учитель - это или старший член классного коллектива, или его единомышленник и друг. |