4.Рассказывание истории. Беседа по вопросам Урок мудрости для императора В одном древнем императорском дворце, посреди тронного зала стоит воткнутый прямо в камень, которым выложен пол дворца, меч. Говорят, что это меч одного императора, прославившегося мудростью и великими делами… Новый император, недавно коронованный, был совсем юным, однако уже успел наделать много шума в столице империи. Кто-то утверждал, что наследник - смелый и честный человек, другие его знали как горячего и тщеславного юношу, который забавы ради глумился над всеми высокопоставленными особами, выставляя их не в самом хорошем свете. Когда молодой наследник сел на трон, генералы внезапно умершего старого императора, отца нынешнего властителя, были обеспокоены судьбой империи, и еще больше своей собственной судьбой, отчего стали подозрительными и чуть не начали между собой войну. Тогда один из генералов предложил позвать известного в Китае буддийского мастера. - Пусть он оценит нашего императора и скажет, что нам делать дальше, - сказал генерал, - раз уж мы сами не в состоянии справиться с одним мальчишкой. - Этот “мальчишка” теперь император, - возразили генералы, но, за неимением лучшего, согласились на это предложение. Буддийский мастер очень удивился, когда узнал, зачем к нему явились генералы императора, но согласился пойти во дворец. Юный император очень обрадовался приходу мастера и тотчас принял его. Молодой властитель часто посещал различных философов и учителей и всегда их щедро одаривал, впрочем, раздавая лишь государственные деньги. - Я бы хотел поговорить наедине с императором, - сказал мастер, садясь на пол в тронном зале, чего в присутствии императора мало кто себе позволял. Император выгнал всех прочь, даже дворцовую охрану. - Так зачем же буддийскому мастеру понадобился я? - нетерпеливо воскликнул император, как только последний стражник покинул тронный зал. - Ваши генералы обеспокоены судьбой империи и своей собственной, - честно сказал мастер, - и попросили моей помощи, чтобы я лично оценил Вас, мой император, и подсказал им, как действовать дальше. - Вот же олухи! - воскликнул император и рассмеялся, - ну и что же вы намерены им ответить, мастер? - Исключительно правду, - ответил мастер. - Какую же? - допытывался император. Мастер постучал пальцем об пол. - Какой крепкий камень, - сказал он, - у вас прекрасный дворец, император. - Это не моя заслуга, мастер, - сказал император, - так что же вы намерены сказать моим генералам? - Еще слишком рано делать выводы, - уклончиво ответил мастер, - мой император, могу я попросить у вас кинжал? Юноша встал с трона, подошел к сидящему мастеру и протянул ему свой кинжал. Мастер взял кинжал и нацарапал им на полу короткую прямую полосу. Полоса была еле видна, камень не желал поддаваться железу. - Какой великолепно крепкий камень! - воскликнул мастер. - Я вижу, вас больше интересуют полы моего дворца, нежели я сам! - гневно сказал молодой император. - Прошу простить меня, - безмятежно ответил мастер и улыбнулся, - скажите, император, у ваших генералов много недостатков? - Больше, чем звезд на небе, - ответил юноша, все еще хмурый. - Припомните-ка их все. Император рассмеялся и стал перечислять. - Погодите, помедленнее, - остановил его мастер, - мне же нужно отметить. Юный престолонаследник удивился, но стал говорить медленнее. На каждый недостаток мастер с силой царапал кинжалом по все той полосе на камне. - Что вы делаете, мастер? - удивился император. - Отмечаю недостатки ваших генералов, - ответил мастер. - Но вы же каждый раз чертите по одной и той же полосе? - Именно, - многозначительно сказал мастер, - продолжайте. Юноша вновь рассмеялся и продолжил называть недостатки генералов. Спустя некоторое время молодой император наконец сказал: - Вроде бы все. - Отлично, - сказал мастер, и растер получившуюся глубокую царапину рукой, отчего почти исчезла, - зовите своих генералов. - Прямо сюда? - удивился император, - вы что же будете им при мне все говорить? - А вам разве не интересно? - спросил в ответ мастер. Император изумленно покачал головой, кликнул охрану и велел им привести имперских генералов. Вскоре те явились, делая кто изумленные лица, кто - пряча глаза, а кто - с вызовом смотря вперед. - Я побеседовал с императором, - сказал мастер генералам, так, будто самого императора здесь не было, - и готов дать вам ответ. Генералы молчали. - У вашего императора много недостатков, - продолжил мастер, - но также много и достоинств. Перечислять я их не буду, вы и сами их прекрасно знаете. Мастер сделал паузу. - Император, можно ваш меч? Юноша послушно извлек из ножен меч и протянул его мастеру. Мастер поставил меч на острие, придерживая его сверху пальцем. - В каждом человеке всегда поровну добра и зла. Порою начинает перевешивать одно, - тут мастер качнул меч в одну сторону, - а порою - другое, - и мастер отвел меч в другую сторону. Потом вернул меч в исходное положение. - Однако стоит лишь чуть податься в одну сторону, непременно упадешь, - мастер отпустил меч и тот со звоном упал на пол. Мастер встал. - Настоящая же сила в равновесии, - мастер поднял меч и вновь поставил его на острие. И повернулся к императору. - И все же, каким бы ни был искусным меч, он не сможет стоять сам по себе. Даже самому лучшему клинку требуется опора. И мастер вновь повернулся к генералам. - И если однажды найти эту опору, то никто вовек не сможет тебя опрокинуть. Тут мастер поднял меч и с силой вонзил его в камень. И меч, вместо того, чтобы сломаться, пронзил камень… Мастер, не говоря более ни слова, отпустил рукоять самостоятельно стоящего меча и пошел прочь. И никто из изумленных генералов не заметил, как нахмурился молодой император, вдруг заметив, что лезвие меча вонзилось ровно посередине той нацарапанной полосы, в которой мастер отмечал недостатки генералов. Говорили, что многие после пытались повторить чудо буддийского мастера, но им, конечно же, не удалось - клинки, какими бы крепкими они ни были, ломались о камень. И еще говорили, что не было правителя мудрее и могущественнее, чем тот император, чей клинок до сих пор пронзает камень императорского дворца… «Беседа»: помогает способствовать развитию понятий «взаимоотношение», «коллектив» через практику праведного поведения и его роль в жизни человека -Какой вывод вы можете сделать? Что вы могли взять для себя из притчи? Самостоятельная работа учащихся Чтение учащимися стихотворения Э.Асадова «Нежные слова» НЕЖНЫЕ СЛОВА То ли остываем, то ль забита прозой голова, Только мы все реже воспоминаем светлые и нежные слова Словно в эру плазмы и нейтронов, в гордый век космических высот Нежные слова, граммофоны, отжили и списаны в расход Только мы здесь, видимо, слукавили или что-то около того: Вот слова же бранные оставили, сберегли ведь все до одного! Впрочем, сколько человек не бегает средь житейских бурь и суеты, Только сердце все равно потребует рано или поздно красоты. Не зазря ж нам все оно дается! Как ты ни толкай его во мглу, А оно возьмет и повернется вновь, как компас, к ласке и теплу. Пусть слова сверкают золотинками, и не год, не два, а целый век! Человек не может жить инстинктами, человек на то и человек. И уж коль действительно хотите, чтоб звенела счастьем голова, Ничего-то в сердце не таите. Говорите, люди, говорите самые хорошие слова Вопросы: | |