kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этическая беседа на тему "Милосердие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: сформировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла, о понятии "милосердие".

Просмотр содержимого документа
«Этическая беседа на тему "Милосердие"»

Этическая беседа на тему «Милосердие».

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - учителя и ученика. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы

Цель: формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально- ценностной  сферы  обучающихся.


Задачи:

- формировать у обучающихся  этические  представления, знания о категориях  добра и зла, понятия  милосердия;

-развивать  умение  сравнивать, анализировать, выделять  главное, обобщать;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для  самовыражения;

- воспитывать  доброе  отношение к окружающим людям, культурное  поведение во всех сферах жизни.


Оборудование: презентация- проект, карточки раздаточного  материала, проектор.


Подготовка: - попросить ребят подготовить примеры проявления милосердия

(из личного опыта);

- подготовить сопровождающий материал: презентацию,

плакаты, цитаты на тему «Милосердие»


Эпиграф:                                               «Без сострадания, милосердия

                                                                          Невозможно жить в мире.»

                                                                                               

Зигфрид Ленц


В наш  стремительный век невероятных проектов, нанотехнологий, генной инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество, очень важно   сохранять в  душе тот потаенный уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты.


Ни для кого не секрет, красота светит всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то  другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее.


Вопрос: «Что  подразумевается под словами «что-то другое, «хорошее»?

Ответы обучающихся, обсуждение.


Одно из самых красивых слов на свете - слово милосердие.

- Помнящий добро никогда не сотворит зла.

- Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

- Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадании.

  • Скажите, а, по - вашему мнению, что такое  милосердие?

В словаре Ожегова «милосердие» трактуется как «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия».

     

«Сострадание - основа всей морали.» 
(А. Шопенгауэр) 


В последнее время мы, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали сегодня человеческое тепло и забота о ближних.

А ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

Д – добро

В -  верить

Е – есть

Ж – живете

П - пока

З – ЗЕМЛЯ

Л – люди

Т – твердо

Азбука будто вселяла  в нас уверенность:

Твердо  верьте, добро  живет,  ПОКА  ЕСТЬ   ЛЮДИ  НА  ЗЕМЛЕ.


Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответь на вопросы. 

Чтобы бабочка не укололась 
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации -острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку - и что же будет? 
Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью... Мама увидела и спрашивает:

— Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? 
— Чтобы бабочка не укололась, — отвечает Зоя. 


Вопросы: 
1. Что Зоя подумала о бабочке? Запишите ее мысли. 
2. Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери? 
3. Как вы считаете: детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему?


Представь, что ты встретил человека, который не знает, что такое милосердие. Как бы ты объяснил ему это? 
Кроме счастья в жизни человеческой есть горе, беда, страдание, отчаяние, боль души. Соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека называется состраданием или милосердием. 
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 
(Священное Писание) 
Милосердие — это бесконечное прощение. 
(А. Декурсель) 


Как много на земле домов


Как много на земле домов... 
Как мало тех, куда мы ходим. 
А сколько среди них таких, 
Где мы участие находим?! 
Согреют душу там теплом, 
Одарят мудростью великой...

Да, мало их, но есть они, 
Иначе б Русь была безликой. 
А в тех домах живет любовь, 
Струится радостью и светом, 
И мы туда с тобой идем 
За добрым словом и советом.

(А.Ремизова)

Рассмотри ситуации. Обоснуй свое мнение.

Ситуация 1 Ты гуляешь с огромной собакой и вдруг замечаешь, что кто-то из подростков мучает бездомную дворнягу. Как ты поступишь: 
• спустишь собаку на хулиганов; 
• отберёшь дворнягу; 
• не обратишь внимания на садистов; 
• сделаешь замечание и, повернувшись, уйдете.

Ситуация 2

Ты сотрудник ГАИ. На твоих глазах ветеран войны на стареньком «Москвиче» нарушил Правила дорожного движения. В этой ситуации ты:

  • составишь протокол и отберешь права у владельца;

  • молча отпустишь нарушителя;

  • проведешь воспитательную беседу.



Подумай. Какие качества мешают человеку быть милосердным? Нужно ли учиться милосердию, учить ему других? Как это сделать? 
Изъять милосердие - значит лишать человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему живому сообществу  милость к побежденным и пострадавшим. 
(В.А. Сухомлинский) 
Чтобы развить в себе милосердие, стремитесь вкладывать свои душевные силы в другого человека, учитесь видеть в нем себя, свои тревоги, заботы, волнения. Душевное соучастие требует труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от некоторых благ и ограничения желаний. 
А куда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и 
накормите всякого просящего.
 
(Владимир Мономах)


Чтобы воспитать милосердие в черством человеке, нужно приводить примеры милосердия, восхищаться милосердными поступками окружающих, разъяснять и показывать, как следует постулаты в том или ином случае. Так, например, как это делает герой стихотворения Саши Черного:

Что ты тискаешь утенка? 
Он малыш — а ты большой, 
Ишь, задравши головенку, 
Рвется прочь он всей душой! 
Ты представь такую штуку — Если б толстый бегемот 
Захотел с тобой от скуки 
Поиграть бы в свой черед?!

Взял тебя бы крепко в лапу, 
Языком бы стал лизать. 
Ух, как стал бы звать ты папу, 
И брыкаться, и кричать!

Ты снеси утенка к утке, — Пусть идет купаться в пруд. 
Лапы мальчика не шутки, 
Чуть притянешь — и капут.


Задание 1

Познакомься с размышлениями В. Розанова. Расскажи о материнском милосердии, сострадании. 
Есть ли жалость в мире? Красота — да, смысл — да, но жалость? 
Звезды жалеют ли? Мать — жалеет, и да будет она выше звезд!
 
(В. Розанов)

Задание 2 
Прочти стихотворение уральского поэта Александра Попова. Что для него является проблемой? Как бы вы разрешили ее?

Как бы придумать мне, 
Из чего бы построить такое, 
Чтобы пройти по Земле, 
Не затронув ее покоя.

Не потревожить муравьев в траве, 
Птицам переполох не устроить, 
Как мне пройти по Земле? 
Как мне ее успокоить?


Задание 3 
Христианская заповедь гласит: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Чему учит эта заповедь? Следуешь ли ты этим советам? 



Задание 4
Человек, попавший в беду, страдающий от болезней, голода и холода, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь.

Приведи аргументы в пользу гуманного отношения к страдающему человеку (на примере личного опыта, личных впечатлений, известных произведений). 

 

     


Заключительное слово учителя.

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие- это нераздельное слияние чувства и поступка.

Будем же милосердными!                                                                                                                     

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этическая беседа на тему "Милосердие"

Автор: Левушкина Олеся Вячеславовна

Дата: 13.06.2016

Номер свидетельства: 334273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-kursu-orkse-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "123805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414576249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Милосердие и сострадание "
    ["seo_title"] => string(27) "milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "198524"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428416100"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект внеклассного мероприятия на тему "Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_vnieklassnogho_mieropriiatiia_na_tiemu_druzhba_kazhdomu_nuzhna_druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "418516"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495718607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированное внеурочное занятие "Мы в ответе за тех, кого приручили" "
    ["seo_title"] => string(82) "intieghrirovannoie-vnieurochnoie-zaniatiie-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "104680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402749925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Статья на тему "Формирование милосердия у детей и православные ценности в содержании уроков начальной школы""
    ["seo_title"] => string(104) "statianatiemuformirovaniiemilosierdiiaudietieiipravoslavnyietsiennostivsodierzhaniiurokovnachalnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "262119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449254556"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства