Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми.
Во-первых, учащиеся 1 и отчасти 2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут
и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом.
Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно
одинаковых по сложности изделия. Меняя цвет, величину бусин или зерен бисера, можно сделать
эти изделия довольно оригинальными. Опыт показывает, что изделия учащихся одного класса при
одинаковом задании отличаются друг от друга. Разный цвет бусинок, чередование их формы и
величины делают детские работы оригинальными и неповторимыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бисер в творческом объединении»
БИСЕР НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
При работе с бисером и стеклярусом следует придерживаться общедидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности от простого к сложному и других. Особо следует остановиться на принципах научности и достоверности, чтобы избежать энтомологических ошибок. Например, паукообразные отличаются тем, что у них 8 ног, а тело состоит из 2 частей: головы, сросшейся с грудным отделом, и брюшка. Мухи часто изображаются с четырьмя крыльями вместо двух. Нельзя использовать в качестве образца и пластмассовых божьих коровок с восемью ногами вместо шести.
Конечно, изделия из бисера - не поеобия по биологии. Но позднее может создаться некорректная ситуация, когда дети на уроках природоведения или биологии будут настаивать на неправильных знаниях, полученных на уроках труда. Приводятся краткие энтомологические сведения, которые можно использовать в подготовке бесед к урокам. Хочется обратить внимание педагогов на некоторые важные моменты при изготовлении изделий, изображающих животных или растения.
Изделия из бисера и стекляруса не могут и не должны служить копией природного прототипа. В них обязательно должен присутствовать декоративный компонент, и в то же время эти изделия обязательно должны быть в достаточной мере приближены по доетоверности к природным образцам, хотя могут иметь несколько обобщенных вид.
Не весть предлагаемый материал надо использовать для бесед на уроках. Обьем природоведческих знаний зависит от возраста и интересов учащихся. При этом следует учитывать, что педагог всегда должен знать больше своих учеников. Некоторые дети на уроке могут задавать самые различные и порой непредсказуемые вопросы. Поэтому данная подборка современных знаний о природе приводится как информация для учителя. Использование уже подобранного познавательного и занимательного материала позволит учителю больше времени уделить подготовке образцов изделий и проработке этапов объяснения и показа на уроках.
Во время проведения беседы педагог должен обратить особое внимание на то, как строение того или иного объекта природы влияет на выбор материалов для работы и на используемые технологические приемы. Например, у насекомых ножки состоят из отдельных члеников (поэтому-то их и называют членистоногими). При их изготовлении лучше использовать стеклярус - его трубочки напоминают членики ног. В 1-2 классах дети выполняют плоские изделия (змейки, ящерки) путем низания бисера и стекляруса на проволоку. Но все они. в природе имеют некоторый объем, толщину. Это легко изобразить с помощью простого, но эффектного приема параллельного низания на леску по типу объемных браслетов, с которыми можно познакомить ребят во 2-3 классах. Кроме показа объема, этот прием помогает решить задачу изготовления спинки и животика разных цветов.
Представлены варианты изделий, выполняемых плетением, чтобы у ребят формировалось правильное представление об этом технологическом приеме.
Фронтальное, групповое и индивидуальное объяснение должно еопровождатъся показом приемов работы. Следует учитыватъ индивидуалъные особенности учащихся. Поэтому у педагога должны быть карточки с заданиями разной сложности, даже в 1 классе. По мере усвоения учащимися показанного приема педагог может давать индивидуальные занятия.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 6-7 ЛЕТ
с переходом начальной школы на четырехлетнее обучение, в 1 класс приходят дети в возрасте около 6,5 лет. И педагогам, и родителям необходимо учитывать их психофизиологические особенности. Главными являются преобладание чувственного
(сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.
В этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы. Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма.-
В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры.
Применительно к работе с бисером - это изготовление изделий для кукол или младших детей в семье, изготовление простых игрушек из бисера.
Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.
Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки.
Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.
Следует поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия. Например, при изучении изготовления цепочки «в крестик» на раздаточных таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов.
Учащиеся сами выбирают понравившийся им вариант и самостоятельно подбирают необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и стеклярус и т.п.).
Стремление к самостоятельности и независимости в этом возрасте тесно связано с появлением способности выполнять сложные системы действий. Это значит, что в интересном для них труде дети способны выполнять действия достаточной сложности. При этом у них зарождается элемент творчества. Это следует всячески поддерживать и помогать проявлять детям свои скрытые творческие возможности.
У детей этого возраста еще слабо развито пространственное воображение.
Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками: кружочки - бусины и бисерины, прямоугольники - стеклярус, линия - нитка, леска, проволока, стрелка - направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке или внутри бусинки.
Видимо, особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процеес соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.
Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, «что» и «как» надо еделать, но не может. Такие дети резко отстают от своих сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и родителей, как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе.
Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи на уроках труда при работе с бисером может идти через помощь соседу в выборе материла по цвету, обмен или деление материала для работы, показ способа действия. Кстати, часто дети лучше понимают объяснения или просто показ действий сверстниками.