kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БЕЛОСНЕЖНОЕ ДИВО ПРИРОДЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (биология, литература, речь и культура общения).

Цели урока: формировать  у обучающихся духовные ценности;  воспитывать у них стремление к доброте и чуткости; развивать навыки работы с художественной литературой; расширять кругозор, а также установить межпредметные связи биологии с литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БЕЛОСНЕЖНОЕ ДИВО ПРИРОДЫ »

ГАОУ СПО СО «Кировградский техникум ПТС»













БЕЛОСНЕЖНОЕ ДИВО ПРИРОДЫ


Интегрированный урок (биология, литература, речь и культура общения)













Разработали: преподаватель биологии первой квалификационной категории

А.С. Астанкина;

преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Л.А. Крашенинникова;

преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

А.А. Козеева







Цели урока: формировать у обучающихся духовные ценности; воспитывать у них стремление к доброте и чуткости; развивать навыки работы с художественной литературой; расширять кругозор, а также установить межпредметные связи биологии с литературой.


Оборудование: компьютер, мультимедийное сопровождение, записи песен.


Литература:

  1. Рябицев В.К., Тарасов В.В. Птицы Среднего Урала: Справочник-определитель, - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2007.

  2. Соловей Т.Г. Чудесные птицы Леонардо да Винчи. Сказки, легенды и притчи.// Литература в школе.- 2001.- №5.-С.44.

  3. Интернет.

Ход урока:

Звучит песня « Лебеди улетели».

Вед.1 Лебеди с древних времен привлекают внимание человека, их изображают на полотнах, складывают о них легенды, песни, сказки, стихи, сочиняют музыку. Попробуйте вспомнить некоторые из них (Русская народная сказка «Гуси-лебеди», сказки Андерсена «Гадкий утенок» и «Дикие лебеди», пушкинская «Сказка о царе Салтане…». Одну из таких сказок П.И. Чайковский воссоздал в балете «Лебединое озеро».

Лебедь всегда считался птицей сказочной, мифической. С лебедем связаны греческие боги и богини – Аполлон и Артемида, Зевс и Афродита. Это солнечная птица, птица жизни и судьбы.

Неудивительно, что у народов всего мира широко распространены сказки о девушках-лебедях, которые могут сбрасывать свое оперение. Вспомните хотя бы прекрасную царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане…» и посмотрите, какой ее увидел художник Михаил Врубель.

Вед.2 Лебеди относятся:

царство – животные

тип - хордовые

подтип – позвоночные

класс - птицы

надотряд – новонебные

отряд – гусеобразные

семейство – утиные

подсемейство – гусиные

род – лебеди.

В современной систематике лебеди делятся на 7 видов: черный лебедь, черношейный, лебедь-шипун, лебедь-трубач, американский лебедь, лебедь-кликун, малый лебедь. 6 видов лебедей живут в Евразии, Америке и Австралии. На территории России обитает 3 вида лебедей – лебедь-шипун, лебедь-кликун и малый лебедь. Лебеди самые крупные водоплавающие из птиц, весом до 13 килограммов. Начинают размножаться в возрасте 4-6 лет. До этого много странствуют небольшими группами и парами, которые формируются еще в «отрочестве».

Лебединое гнездо – сооружение мощное и громоздкое: высотой почти в метр, а поперек больше двух метров (до 3). Строится оно из стеблей и листьев тростника, а внутри выстилается более мягким и нежным материалом – сухими стеблями травянистых растений, мхом, перьями и пухом, которые самка выщипывает у себя из груди. Подобраться к этой постройке непросто, к тому же любой хищник (лиса или человек) встретит на своем пути атаку самца, который с силой налетает на противника и бьет крыльями.

Самки откладывают 5-7 яиц, бывает - до 12, насиживает от 31 до 40 дней. Птенцы выклевываются покрытые пухом и спустя несколько часов способны плавать. Отлет начинается в сентябре и затягивается до ледостава. Лебеди традиционно находятся под охраной закона.

О лебедях, обитающих у нас в России, расскажут обучающиеся. ( О лебеде-шипуне и о лебеде-кликуне).

Вед.1 Многих поэтов вдохновляла красота этих птиц.

Послушайте стихотворение Константина Бальмонта «Белый лебедь». (обучающийся читает стих).

Что восхищает поэта в лебеде? Как он рисует его красоту? (Поэта восхищает красота лебедя. Он кажется серебристым, поражает чистотой, нежностью, грацией.

«Призрак женственно-прекрасный/Лебедь чистый, лебедь белый!»).

Вед.2 Лебедь такой белоснежный, в его оперении нет никаких других цветов. И это белое оперение сделали его символом благородства и чистоты.

Вед.1 С таким же восхищением описывает лебедя и Николай Заболоцкий в стихотворении «Лебедь в зоопарке». Познакомимся с ним.

Давайте найдем слова, которые подчеркивают величие, высоту этого образа. Верно, это эпитеты «высокая лебедь».

Какие сравнения и метафоры помогают Заболоцкому передать красоту птицы? (Она – «дева, дикарка», у нее не оперение, а «мантия снега белей», ее глаза – «дивные два аметиста» (аметист – горный хрусталь фиолетового цвета); «И вся она, как изваянье /Приподнятой к небу волны»; «Головка ее шелковиста»).

Во второй части стихотворения представлен образ мира, контрастный красоте и гармонии. Найдем этот контраст. («Скрежещут над парком трамваи,/Скрипит под машинами мост,/Истошно кричат попугаи…»).

Здесь создан образ дисгармонии, мы слышим шипящие и свистящие звуки.

Лебедь в стихотворении Заболоцкого – это образ вечно живой, но хрупкой красоты, которая зовет нас из суеты в мир гармонии.

Вед.2 Выражение «лебединая верность» связано с наблюдениями человека за жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает себе пару на много лет, он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов, а лишившись ее, не заводит другой.

Об этом сложил стихи Андрей Дементьев, а композитор Евгений Мартынов положил их на музыку. Послушайте песню «Лебединая верность» в исполнении Сергея Кроха.

Вед.1 И, наконец, выражение «лебединая песня». Еще в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь в минуту смерти взмывает вверх, к солнцу и небу, издает последний крик и, мертвый, низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня лебедя является самой лучшей из всех, что он пел до этого. Наверное, поэтому лебединой песней стали называть самое лучшее, значительное, последнее творение человека, которое он создает незадолго до смерти.

Об умирающем лебеде замечательную миниатюру сложил итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Мы уже читали это произведение и писали рассказ. Еще раз прослушаем миниатюру под музыку Сен-Санса «Лебедь».

Попрошу зачитать самые лучшие сочинения. Вам нужно было представить жизнь лебедя и дополнить легенду Леонардо да Винчи «О чем поет умирающий лебедь». (2 обучающихся зачитывают свои сочинения).

Вед.2 О картине Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе расскажет обучающийся.

Вед.1 В истории искусства известно немало памятников, поставленных животным и птицам. Иногда это адресные памятники, посвященные конкретным животным, иногда обобщенные образы «братьев наших меньших».

Как вы думаете, можно ли поставить памятник лебедю?

Наверное, можно, потому что у лебедя есть чему поучиться и человеку: чистоте, грации, верности, нежности.

Попробуем создать письменный проект – описание памятника лебедю.

Выберите из предложенных вариантов ту идею, которую будет выражать ваш памятник лебедю: а) верная, нежная любовь как пример для людей; б) лебедь как воплощение вдохновения и поэзии; в) лебедь как символ человеческой души и ее стремления к чистоте и целомудрию; г) призыв к бережному отношению к природе.

Обдумайте, из какого материала и почему изваян памятник: мрамор, бронза, гранит, известняк, дерево или другие варианты.

Подумайте, какие слова будут написаны на постаменте памятника. Можно придумать что-то свое, можно выбрать из предложенных вариантов:

а) «Плывет белоснежное диво,/Животное, полное грез…»;

б) «Символ нежности бесстрашной,/Недосказанной, несмелой,/Призрак женственно-прекрасный/Лебедь чистый, лебедь белый!»;

в) «Я хочу, чтоб жили лебеди/И от белых стай/Мир добрее стал…»;

г) «Гуси-лебеди роняют перышки,/Чтобы сказка на земле жила»;

д) «Если вам по душе красота земная,/Берегите ее, устали не зная!»

Решите, где будет стоять памятник, что будет его окружать, кто и когда будет приходить к нему.

Пользуясь примерным планом, опишите ваш памятник.

Примерный план.

  1. Место расположения памятника.

  2. Общее впечатление от него.

  3. Подробное описание.

  4. Люди у памятника.

Во избежание повторений в сочинении пользуйтесь возможными синомическими рядами для

а) описания памятника: стоит, находится, расположен, воздвигнут, изваян, украшает, высечен, отлит;

б) описания впечатления от него: привлекает внимание, обращает на себя внимание, производит впечатление, волнует, трогает, задевает, заставляет задуматься, радует глаз и т .п.

Обучающиеся работают в группах.

Зачитываются сочинения, подводятся итоги.

Звучит песня В.В. Высоцкого «О двух белых лебедях».

Этап рефлексии: обучающиеся высказывают мнение об уроке, урок понравился своей новизной, разнообразием, красочностью, музыкальным сопровождением, узнали много нового о лебедях.

Любить и понимать природу, ценить каждое мгновение жизни должен человек. На уроке мы старались не просто рассказать о лебедях- этих прекрасных птицах, но и показать те мгновения, которые человек, вдохновленный красотой природы и лебедей, описал в своих картинах, стихах, в песнях, выразил в танцах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
БЕЛОСНЕЖНОЕ ДИВО ПРИРОДЫ

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "конспект урока по литературному чтению "Белоснежное диво" по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"4 класс "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-bielosniezhnoie-divo-po-stikhotvorieniiu-n-a-zabolotskogho-liebied-v-zooparkie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457470"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Зимние картины. "
    ["seo_title"] => string(15) "zimniie-kartiny"
    ["file_id"] => string(6) "229323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441698682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства