конспект урока по литературному чтению "Белоснежное диво" по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"4 класс
Конспект урока по литературному чтению "Белоснежное диво" по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"4 класс
Целиурока:
-обучающая: продолжить знакомство с миром поэзии Заболоцкого, изучить стихотворение «Лебедь в зоопарке»;
-развивающая: ассоциативного мышления, воображения учащихся, развитию письменной способствовать развитию умений анализа поэтического текста, развитию творческого и и устной речи;
-воспитательная: прививать интерес к литературе и к другим видам искусства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, презентация, репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь», портрет Н.А.Заболоцкого, текст стихотворения «Лебедь в зоопарке»,
ЦельиспользованияИКТ: подготовка учащихся к восприятию и комплексному анализу стихотворения «Лебедь в зоопарке».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению "Белоснежное диво" по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"4 класс »
МОУ «СОШ №4 г. Новоузенска Саратовской области»
Открытый урок по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»
Учитель: Бисенгалиева Г.Б.
-2014 г.-
Целиурока:
-обучающая: продолжить знакомство с миром поэзии Заболоцкого, изучить стихотворение «Лебедь в зоопарке»;
-развивающая: способствовать развитию умений анализа поэтического текста, развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся, развитию письменной и устной речи;
-воспитательная: прививать интерес к литературе и к другим видам искусства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, слайд-шоу фотоснимков лебедей на фоне музыки Сен-Сана «Лебедь», репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь», портрет Н.А.Заболоцкого, текст стихотворения «Лебедь в зоопарке»,
ЦельиспользованияИКТ: подготовка учащихся к восприятию и комплексному анализу стихотворения «Лебедь в зоопарке».
Ходурока
I. Орг. Момент (слайд 1)
У.- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Психологическийнастройучащихсянаурок.(слайд2)
Учитель: Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Мы будем читать скороговорку с разными настроениями: ,, .(слайд 3)
(чтение скороговорки)
Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.
II. Введениевтемуурока. Подготовкаучащихсяквосприятиюстихотворения «Лебедьвзоопарке».
-Ребята, угадайте загадку:
Гордаяптица,
Водынебоится,
Оченьпригожа,
Надвойкупохожа,
Какзовут, ответь!
Этобелый ... . (ЛЕБЕДЬ)
Ответыучащихся
-У. Лебеди с древних времен привлекают внимание человека. Народ сложил о них легенды и песни. Художники изображают их на полотнах своих картин. Композиторы сочиняют о них музыку, воспевают их красоту в своих песнях. О лебедях есть много народных и литературных сказок.
- Попробуйте вспомнить некоторые из них. (слайд 4)
Ответыучащихся
-Замечательно, что вы вспомнили прекрасную Царевну-Лебедь из пушкинской Сказки о царе Салтане. Посмотрите, какой ее увидел художник М.Врубель. В опере «Сказка о царе Салтане», которую поставил Мамонтов в 1900 году, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела –– жена Врубеля. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций.
Казахский народ очень трепетно, трогательно относится к птицам. И отражение этих чувств хорошо видно в казахском национальном танце, его движениях. Мне бы хотелось показать вам танец «Акку» на произведение кюя «Акку» Ыхласа.В переводе с казахского языка акку означает "лебедь". В казахском народе красивых девушек сравнивали с красотой лебедя. Лебедь-символ любви. Кюй-это название традиционной для казахского народа инструментальной пьесы, которая в основном играется на кобызе.
(слайд 7)
Кобыз, казахский струнный смычковый муз. инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку, чем то похож на лебедь.
(Показ видео танец Anel-Nurseitova-Akku.)
2. Развитиеречи
-Внимание и любовь к этим красивым птицам отразились и в русской речи. В ней немало выражений, связанных с лебедем. Мы поговорим о трех известных выражениях: лебединаячистота, лебединаяверность, лебединаяпесня
Выступлениеученицы: (слайд 8)
(под музыку из песни «Лебединая верность»). Выражение «лебединаяверность» связано с наблюдением человека за жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает пару на много лет. Он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов. А если лебедь вдруг потеряет свою подругу, он не заводит другой и всю оставшуюся жизнь остается верным своей подруге». Всем издавна известен смысл выражения «лебединая верность». Больше, чем другим, проникновенность этих слов понятна рыбакам. Будучи завсегдатаями укромных озер и речных заводей, они нередко становятся свидетелями лебединых драм. Если кто-то из грациозной белой пары гибнет, то вторая половина месяц, а то и больше беспокойно мечется над водой, оглашая окрестности жалобными криками.
Выступлениеученицы:(слайд 9)
выражение «лебединаяпесня», основанное на поверье, возникшем в древности, будто лебеди поют перед смертью. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа "Говорят, что лебеди поют перед смертью" «Еще в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь в минуту смерти взмывает вверх, к солнцу и небу, издает последний крик и, мертвый, низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня лебедя является самой лучшей из всех, что он пел до этого. Наверно, поэтому лебединой песней стали называть самое лучшее, значительное, последнее творение человека, которое он создает незадолго до смерти». Похоже, что это образное выражение основано, как и породившее его поверье, на недоразумении, на ошибке.
Зоологи знают: существуют два вида лебедей - шипуны и кликуны. Вторые обладают звучным трубным голосом; первые только шипят. Весьма возможно, что наши далекие предки, не умея еще различить эти породы птиц, путали их. Одни слышали "лебединые клики", другие заводили у себя ручных лебедей, но не могли дождаться от них, ни звука. Так могло родиться убеждение, что лебеди хотя и поют, но только раз в жизни - перед смертью.
-Вглядитесь в портрет лебедя и подумайте, почему возникло выражение «лебединаячистота»?
Слайд10
Ответыучащихся
-Да, ребята, лебедь поражал человека своей белоснежной чистотой. Благодаря своему мягкому, нежному, безупречно белому пуху он стал символом благородства и чистоты. Вспомните стихотворение Бальмонта, которое мы читали, и строки, повторяемые поэтом «Лебедь белый, лебедь чистый»
-С таким же восхищением описывает лебедя и Николай Заболоцкий в стихотворении «Лебедь в зоопарке».
Работастекстомдочтения.
- А что вы можете рассказать об этом произведении до того, как мы начнем знакомиться с ним?
(Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»;
жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик).
Моделирование.
(слайд 11)
- А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы).
Физминутка
- Хорошо, а теперь давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте.
Словарнаяработа. (слайд 12,13,14)
Грёзы – мечты;
Лоно – поверхность;
Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»;
Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща;
Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета;
Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды;
(Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов.
При затруднении дети обращаются к карточкам-помощникам,
читают слова хором.).
-Чтение учителем стихотворения «Лебедь в зоопарке».
Работа по вопросам
-Понравилось вам стихотворение? Каким вы увидели лебедь? Расскажите о своих впечатлениях.
- Каково его настроение? Перед вами разноцветные полоски, выберите соотвестсвующую вашему настроению.
- Покажите, какие цвета вы выбрали. Вы выбрали противоположные цвета. Почему?
Словообавторе.
- Это стихотворение написал Н.А.Заболоцкий. (Слайд – портрет 15)
- Какие ещё стихотворения Н.Заболоцкого знаете?
Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его обвинили в участии в контрреволюционной писательской организации. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае и на ДВ (в районе г. Комсомольска-на-Амуре). Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.
- О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?
Представим себе, что на наши ладошки упали пушинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте пушинки с руки. (Повторить 3 раза)
А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).
Анализкомпозиции, выявлениееёроли.
Перечитайте стихотворение. Жужжащее чтение.
- Подумайте, на сколько частей его можно разделить? (3)
- Кто и что изображено в каждой части?
1 часть – описание лебеди
2 часть – город, зоопарк
3 часть – «Диво поёт о счастье весны»
Итак, мы проанализировали композицию стихотворения
(Слайд)
- Обобщение. Вернёмся к проблеме урока. Что же хотел сказать Заболоцкий? Не забываем, что мы должны ответить на этот вопрос.
(М.б., есть какие-нибудь предположения?)
2) Анализзаглавиястихотворения
В литературном произведении важно каждое слово автора.
- О чём говорит название?
- У меня две карточки. (голубая и серая) Почему я взяла эти два цвета? Что они обозначают?
- Записать название на карточках.
- Почему так записали? Уже в названии – противопоставление (антитеза)
- Лебедь – свобода и Зоопарк, клетки - однообразие (Слайд)
Работастекстом. Выборочноечтение.
-Поработаемспервойчастьюстихотворения.
-Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу?
(В 1-ойстрофе: словакрасавица, дева, дикарка, эпитетвысокая)
(красавица – за внешнюю красоту;
дева – молодость, невинность;
дикарка – скромна, застенчива;
Во 2-ойстрофе: метафора «белоснежноедиво», выражение «животное, полноегрез», т.е. задумчивое, мечтающее
-Только ли благодаря словам создается образ птицы? Обратите внимание на звуковую оболочку слов. Не заметили ли вы повторения, обилия определенных звуков?
(повторяютсяле-, ли-, ло-, ме-, ми-, мо-)
-Какое настроение создают эти повторы? Для чего использует их поэт?
- Перед тем, как мы начнем работать со 2 частью стихотворения, мне бы хотелось еще раз обратиться к заголовку. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке»
(не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке?
-Не случайно то, что в последней строфе появляется лира и что лебедь поет на лире. Лира - музыкальный инструмент. Он является символом поэзии, так как под звуки лиры древние поэты-певцы исполняли свои стихи. И образ лебедя становится в этом стихотворении олицетворением поэзии и поэта, свободного от житейской суеты и хаоса, устремленного в мир красоты и гармонии.
В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки:
...что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?..
Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке.