kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Белоснежное диво" по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

-обучающая: продолжить знакомство с миром поэзии Заболоцкого, изучить стихотворение «Лебедь в зоопарке»;

-развивающая: ассоциативного мышления, воображения  учащихся, развитию письменной способствовать развитию умений анализа поэтического текста, развитию творческого и и устной речи;

-воспитательная: прививать интерес к литературе и к другим видам искусства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, презентация, репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь», портрет Н.А.Заболоцкого, текст стихотворения «Лебедь в зоопарке»,

Цель использования ИКТ: подготовка учащихся к восприятию и комплексному анализу стихотворения «Лебедь в зоопарке».

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению "Белоснежное диво" по стихотворению Н.А.Заболоцкого "Лебедь в зоопарке"4 класс »


МОУ «СОШ №4 г. Новоузенска Саратовской области»










Открытый урок по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»










Учитель: Бисенгалиева Г.Б.







-2014 г.-






Цели урока:

-обучающая: продолжить знакомство с миром поэзии Заболоцкого, изучить стихотворение «Лебедь в зоопарке»;

-развивающая: способствовать развитию умений анализа поэтического текста, развитию творческого и ассоциативного мышления, воображения учащихся, развитию письменной и устной речи;

-воспитательная: прививать интерес к литературе и к другим видам искусства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: проектор, слайд-шоу фотоснимков лебедей на фоне музыки Сен-Сана «Лебедь», репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь», портрет Н.А.Заболоцкого, текст стихотворения «Лебедь в зоопарке»,

Цель использования ИКТ: подготовка учащихся к восприятию и комплексному анализу стихотворения «Лебедь в зоопарке».



Ход урока

I. Орг. Момент (слайд 1)

У.- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно,

Спинки выпрямили.

Психологический настрой учащихся на урок. (слайд2)

Учитель: Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? 

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Мы будем читать скороговорку с разными настроениями: ,, .(слайд 3)

(чтение скороговорки)

  • Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.

II. Введение в тему урока. Подготовка учащихся к восприятию стихотворения «Лебедь в зоопарке».

-Ребята, угадайте загадку:

Гордая птица,

Воды не боится,

Очень пригожа,

На двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый ... . (ЛЕБЕДЬ)

Ответы учащихся

-У. Лебеди с древних времен привлекают внимание человека. Народ сложил о них легенды и песни. Художники изображают их на полотнах своих картин. Композиторы сочиняют о них музыку, воспевают их красоту в своих песнях. О лебедях есть много народных и литературных сказок.

- Попробуйте вспомнить некоторые из них. (слайд 4)

Ответы учащихся

-Замечательно, что вы вспомнили прекрасную Царевну-Лебедь из пушкинской Сказки о царе Салтане. Посмотрите, какой ее увидел художник М.Врубель. В опере «Сказка о царе Салтане», которую поставил Мамонтов  в 1900 году, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела –– жена Врубеля. А  Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций.

(слайд 5) «Царевна-Лебедь»

-Что роднит Царевну-Лебедь с лебедями?

Ответы учащихся (Грация, красота, белоснежные одежды.)

(слайд 6)

Казахский народ очень трепетно, трогательно относится к птицам. И отражение этих чувств хорошо видно в казахском национальном танце, его движениях. Мне бы хотелось показать вам танец «Акку»  на произведение кюя «Акку»  Ыхласа. В переводе с казахского языка акку означает "лебедь". В казахском народе красивых девушек сравнивали с красотой лебедя. Лебедь-символ любви. Кюй-это название традиционной для казахского народа инструментальной пьесы, которая в основном играется на кобызе.

(слайд 7)

Кобыз, казахский струнный смычковый муз. инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку, чем то похож на лебедь.

(Показ видео танец Anel-Nurseitova-Akku.)

2. Развитие речи

-Внимание и любовь к этим красивым птицам отразились и в русской речи. В ней немало выражений, связанных с лебедем. Мы поговорим о трех известных выражениях: лебединая чистота, лебединая верность, лебединая песня

Выступление ученицы: (слайд 8)

(под музыку из песни «Лебединая верность»). Выражение «лебединая верность» связано с наблюдением человека за жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает пару на много лет. Он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов. А если лебедь вдруг потеряет свою подругу, он не заводит другой и всю оставшуюся жизнь остается верным своей подруге». Всем издавна известен смысл выражения «лебединая верность». Больше, чем другим, проникновенность этих слов понятна рыбакам. Будучи завсегдатаями укромных озер и речных заводей, они нередко становятся свидетелями лебединых драм. Если кто-­то из грациозной белой пары гибнет, то вторая половина месяц, а то и больше беспокойно мечется над водой, оглашая окрестности жалобными криками. 

Выступление ученицы:(слайд 9)

выражение «лебединая песня», основанное на поверье, возникшем в древности, будто лебеди поют перед смертью. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа "Говорят, что лебеди поют перед смертью" «Еще в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь в минуту смерти взмывает вверх, к солнцу и небу, издает последний крик и, мертвый, низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня лебедя является самой лучшей из всех, что он пел до этого. Наверно, поэтому лебединой песней стали называть самое лучшее, значительное, последнее творение человека, которое он создает незадолго до смерти». Похоже, что это образное выражение основано, как и породившее его поверье, на недоразумении, на ошибке.

Зоологи знают: существуют два вида лебедей - шипуны и кликуны. Вторые обладают звучным трубным голосом; первые только шипят. Весьма возможно, что наши далекие предки, не умея еще различить эти породы птиц, путали их. Одни слышали "лебединые клики", другие заводили у себя ручных лебедей, но не могли дождаться от них, ни звука. Так могло родиться убеждение, что лебеди хотя и поют, но только раз в жизни - перед смертью.

-Вглядитесь в портрет лебедя и подумайте, почему возникло выражение «лебединая чистота»?

Слайд 10

Ответы учащихся

-Да, ребята, лебедь поражал человека своей белоснежной чистотой. Благодаря своему мягкому, нежному, безупречно белому пуху он стал символом благородства и чистоты. Вспомните стихотворение Бальмонта, которое мы читали, и строки, повторяемые поэтом «Лебедь белый, лебедь чистый»

-С таким же восхищением описывает лебедя и Николай Заболоцкий в стихотворении «Лебедь в зоопарке».


Работа с текстом до чтения.

- А что вы можете рассказать об этом произведении до того, как мы начнем знакомиться с ним?

(Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»;

жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик).


Моделирование.











(слайд 11)

- А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы).

Физминутка

- Хорошо, а теперь давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте.

Словарная работа. (слайд 12,13,14)

Грёзы – мечты;

Лоно – поверхность;

Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»;

Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща;

Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета;

Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды;

Изваянье – скульптурное изображение;

Перламутровый – переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра;

Громоздить – беспорядочно класть много предметов;

Лира – струнный музыкальный инструмент.

(Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов.

При затруднении дети обращаются к карточкам-помощникам,

читают слова хором.).


-Чтение учителем стихотворения «Лебедь в зоопарке».

Работа по вопросам

-Понравилось вам стихотворение? Каким вы увидели лебедь? Расскажите о своих впечатлениях.

- Каково его настроение? Перед вами разноцветные полоски, выберите соотвестсвующую вашему настроению.

- Покажите, какие цвета вы выбрали. Вы выбрали противоположные цвета. Почему?

Слово об авторе.

- Это стихотворение написал Н.А.Заболоцкий. (Слайд – портрет 15)

- Какие ещё стихотворения Н.Заболоцкого знаете?

Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его обвинили в участии в контрреволюционной писательской организации. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае и на ДВ (в районе г. Комсомольска-на-Амуре). Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту.

Итак, анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого, мы выясним, что хотел сказать автор и как ему это удалось сделать. (ПРОБЛЕМА)

Дыхательная гимнастика.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

  • - О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?

  • Представим себе, что на наши ладошки упали пушинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте пушинки с руки. (Повторить 3 раза)

  • А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания).

  1. Анализ композиции, выявление её роли.

Перечитайте стихотворение. Жужжащее чтение.

- Подумайте, на сколько частей его можно разделить? (3)

- Кто и что изображено в каждой части?

1 часть – описание лебеди

2 часть – город, зоопарк

3 часть – «Диво поёт о счастье весны»

Итак, мы проанализировали композицию стихотворения

(Слайд)

- Обобщение. Вернёмся к проблеме урока. Что же хотел сказать Заболоцкий? Не забываем, что мы должны ответить на этот вопрос.

(М.б., есть какие-нибудь предположения?)

2) Анализ заглавия стихотворения

В литературном произведении важно каждое слово автора.

- О чём говорит название?

- У меня две карточки. (голубая и серая) Почему я взяла эти два цвета? Что они обозначают?

- Записать название на карточках.

- Почему так записали? Уже в названии – противопоставление (антитеза)

- Лебедь – свобода и Зоопарк, клетки - однообразие (Слайд)

Работа с текстом. Выборочное чтение.

-Поработаем с первой частью стихотворения.

-Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу?

(В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая)

(красавица – за внешнюю красоту;

дева – молодость, невинность;

дикарка – скромна, застенчива;

Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее

В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста//Мерцают в глазницах у ней») (шелковистая – хочется погладить;

высокая, белоснежная, шелковистая головка – нежно)

- Как вы думаете, почему автор использовал такие слова как «мантия», «аметист»?

(Чтобы создать царственный, величественный образ гордой птицы)

-Какие художественные средства использовал автор в 4-ой строфе?

(эпитеты «светлое сияние», «белый изгиб», сравнение «как изваянье приподнятой к небу волны»)

Итак, что представляют собой 4 первые строфы?

(Развернутое описание лебедя)

-Только ли благодаря словам создается образ птицы? Обратите внимание на звуковую оболочку слов. Не заметили ли вы повторения, обилия определенных звуков?

(повторяются ле-, ли-, ло-, ме-, ми-, мо-)

-Какое настроение создают эти повторы? Для чего использует их поэт?

(Они создают плавность, грациозность движений птицы, ее нежный облик, передают восхищенное отношение автора к птице ).

-С какой интонацией следует читать первые 4 строфы?

(Спокойно, плавно, напевно)

- Как вы думаете, чувствуется ли отношение автора к птице?

(нравится, он ею любуется).

- Как нужно читать первую часть стихотворения?

(не громко, как бы боясь спугнуть плавающую птицу. Плавно, как будто плывет сама лебедь (с любовью, нежно, любуясь красотой).

Упражнение в выразительном чтении 1 части

(расстановка логических ударений, хоровое чтение).

Анализ 2 части стихотворения.

- Перед тем, как мы начнем работать со 2 частью стихотворения, мне бы хотелось еще раз обратиться к заголовку. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке»

(не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке?

(Значит, быть в неволе).

(Настроение резко меняется. Мы слышим металлический лязг и скрежет трамваев, машин, мостов, неприятные истошные крики попугаев. Мы видим, как звери в зоопарке сидят в своих клетках и грустно смотрят сквозь забор, сквозь решетки, им хочется на волю, но они не свободны. Мы видим огромные каменные дома города, которые громоздятся над парком)

- Как меняется звуковой строй этих строф? Какие звуки здесь преобладают? Что они нам напоминают?

(скр-, ж, ш. они напоминают звук металла, скрежет машин)

-Каким предстает перед нами мир в этих 3-х строфах? Чем он отличается от мира, в котором живет лебедь?

(Это жестокий мир, в котором нет красоты и гармонии)

-Почему поэт нарисовал эти картины?

(Он хотел показать, как на этом фоне выделяется очаровательная красота лебедя, хотел подчеркнуть ее свободный нрав, вольнолюбие. Красавица лебедь плывет свободно, грациозно, величаво, а звери в клетках «приделаны к выступам нор», но чудесный мир лебедя хрупок, а огромный каменный город может обрушиться на него и уничтожить гармонию и красоту. И это страшно)

-Обратите внимание на то, как автор описывает чувства животных, которые содержатся в клетках. (В зоопарке плохо – это неволя).

Выборочное чтение:

Прочитайте, что пишет автор о животных.

Кричат истомно;

Хвост поджали;

Сидят в отдаленье;

Приделаны к выступам;

Смотрят сквозь забор. (Много глаголов, но они не передают движение, животные находятся в ограниченном пространстве).

-Обратите внимание на поведение людей (вся столица – много людей, парк маленький, громоздя – теснота)

-Зачем нужны зоопарки? (чтобы люди могли видеть животных и любоваться ими).

-Как ведут себя люди у клеток со зверями? (этаж громоздя на этаж… - для людей это развлечение, забава).

- С каким чувством нужно читать 2 часть стихотворения?

(с грустью, с горечью, с тоской, жестко, тихо).

Упражнение в выразительном чтении 2 части

Анализ 3 части

- Как вы думаете, как нужно читать последнее четверостишие?

(с надеждой и верой в лучшее не смотря ни на что).

Выразительное чтение стихотворения (полностью, вслух).

-Вспомните, как называется этот художественный прием?

(Антитеза)

-С какой интонацией следует читать эти 3 строфы?

(жестким, резким голосом)

-Как заканчивается стихотворение? Как можно понять эту последнюю строфу?

(Перед нами снова образ лебедя. Он в своем сказочном мире поет о счастье весны. Он назван крылатым дивом, значит, он свободен, он выше этого страшного жестокого мира, хотя и не собирается взлетать, а плывет по заливу. )

-Что по мысли поэта воплощает собой лебедь?

(Лебедь воплощает красоту, свободу, гармонию)

4. Заключительное слово учителя

-Не случайно то, что в последней строфе появляется лира и что лебедь поет на лире. Лира - музыкальный инструмент. Он является символом поэзии, так как под звуки лиры древние поэты-певцы исполняли свои стихи. И образ лебедя становится в этом стихотворении олицетворением поэзии и поэта, свободного от житейской суеты и хаоса, устремленного в мир красоты и гармонии.

В одной из своих поэм Н.А. Заболоцкий написал такие строки:

...что есть красота
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?..

Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в его стихах. Все эти и другие произведения Заболоцкого вы можете прочитать в этих книгах, взяв их в библиотеке.

Домашняя работа:

с. 95-96, выучить (сильные учащиеся),

читать выразительно, иллюстрация (слабые учащиеся),

всем – выполнить задание в тетради,

Составить кроссворд по стихотворению «Лебедь в зоопарке» 4-5 слов.

Рефлексия.

- Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям?

- Продолжите мои предложения (на слайде начала предложений, учащиеся продолжают их, делясь впечатлениями об уроке)

- Меня удивило…

- Мне пришлось по душе….

- Меня поразило…

- Мне кажется, что….

- А сейчас я прошу выпустить из клеток на свободу лебедей, и пусть они украсят наш класс и подарят нам возможность ещё раз ими полюбоваться.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Бисенгалиева Гульмира Бешимовна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства