Оборудование: портрет писателя, книжная выставка «Лучший друг ребят», плакат с вопросами викторины, который был вывешен за несколько дней до библиотечного урока.
Ход урока:
I.Вступительное слово библиотекаря.
Дорогие ребята! Сегодняшний библиотечный урок посвящен известному детскому писателю АркадиюПетровичу Гайдару, 22 января 2014года ему бы исполнилось 110 лет .
Вначале немного об авторе.
Родился в рабочем посёлке при сахарном заводе под Льговом в семье народного учителя в 1904г. Аркадий Голиков встретил Великий Октябрь тринадцатилетним учеником реального училища в тихом купеческом городке Арзамасе. В 14 лет вступил в Красную Армию. В 15 был тяжело ранен в бою. А в 17 командовал полком, громившим контрреволюционные банды. С какими только людьми не сводила в те годы юношу Голикова переменчивая солдатская судьба, каким опасностям не подвергала, в какие края необъятной страны не забрасывал его непреложный военный приказ! Украина, Тамбовщина, Сибирь…
Жизнь как бы срослась с армией. И хотя ещё в Сибири, в коротких перерывах между боевыми операциями Аркадий Петрович пишет книгу «В дни поражений и побед», он мечтает об учёбе в военной академии, о том, чтобы остаться в Красной Армии навсегда.
Последствия тяжёлых ранений помешали этой мечте осуществиться. Но и уволенный в запас по состоянию здоровья, А.Гайдар не признал себя демобилизованным. Он был бойцом по натуре, по духу, солдатом в великом сражении за светлое будущее. Он лишь сменил род оружия, Винтовку со штыком заменило отточенное перо. Меткий выстрел – меткое и горячее, как летящая в цель пуля, слово журналиста, писателя.
В разные годы Гайдар был корреспондентом разных газет.
Любимый жанр Гайдара-журналиста – фельетон. Внешне фельетоны и очерки Гайдара мало напоминают его прозу. Гайдар-журналист писал по горячим следам событий, о сиюминутном. Очерки, фельетоны вмешивались в жизнь непосредственно. В литературе А.П.Гайдару было суждено проработать всего 15 лет. А в книгах его отразилась вся жизнь, которой он был свидетелем и участником.
Любимый писатель советских ( и не только!) ребят Аркадий Петрович Гайдар был сражён фашистской пулей туманным октябрьским утром 1941г. возле украинского села Леплява. Ему шёл 38 год.
Для нас этот писатель – самый детский. Не потому, что он писал не о серьезных вещах. Напротив, он писал для детей, но о самом важном. С ним и его героями мы учились быть Человеком, Патриотом, Гражданином. Пишем с большой буквы, потому что Аркадий Гайдар и сам был таким: все делал с большой буквы. Выбрав такую активную позицию, человек делает нелегкой свою судьбу, но, читая книги Гайдара, поражаешься его силе, честности и цельности.
Давайте познакомимся с его произведениями.
II.Основная часть
«ШКОЛА»
В 1930г. в Госиздате отдельной книгой вышла повесть под названием «Школа».
«Школа» написана как повесть автобиографическая. Повествование ведётся от лица Бориса Горикова. И многое о чём рассказывает Борис, в действительности происходило с автором, ровесником Бориса, Аркадием Голиковым.
Дореволюционный Арзамас, Арзамасское реальное училище, первая мировая война, как она воспринималась в российской провинции, революция, гражданская война – всё описано так, как запомнилось будущему писателю Гайдару. Но конечно, автобиографическая повесть не биография. Это художественное произведение. Подобно тому как фамилия главного героя – Гориков – отличается на одну букву от подлинной фамилии автора, так и само повествование не во всём соответствует фактам личной судьбы Арк.Голикова. Есть здесь и элементы вымысла, которые усиливают рассказ Бориса Горикова, придают его судьбе ещё более обобщённый, типичный характер.
Перейдём к следующему произведению – повесть
«ТИМУР И ЕГО КОМАНДА».
Эта книга была одной из самых любимых книг советских ребят. В ней рассказывается о том, как Тимур и его друзья Женя, Гейка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Таня и Нюрка жили летом в подмосковном посёлке. Как эта дружная команда простых и смелых, отзывчивых ребят заботилась о семьях красноармейцев, занималась с малышами, помогала старшим по хозяйству, как боролась с хулиганами - садовыми ворами Мишкой Квакиным и Фигурой. Свои добрые дела ребята превратили в увлекательную романтическую игру, окружив тайной заботой тех, чьи отцы и братья были на фронте.
Написанная накануне Великой Отечественной войны, (вернее в 1940г.), эта книга вызвала по всей стране среди ребят патриотическое движение, названное по имени главного героя Тимура -- «тимуровским». Это движение до сих пор имеет продолжение и в наших школах.
Вопрос детям: А в вашей школе существует тимуровское движение?
Повесть, о которой я вам хочу сегодня рассказать, написана легко – легко она и читается, хотя создавалась в трудное для писателя время. А потому мне кажется, что вам, ребята, она понравится. Ведь это повесть о мальчишках, которые жили очень давно, еще до Великой Отечественной войны, но детство во все времена одинаково, и в них, я надеюсь, вы узнаете самих себя, своих друзей или братьев.
Повесть «ЧУК И ГЕК» была написана очень давно, и в те времена героическими (сейчас бы сказали -- модными) профессиями были профессии, овеянные романтикой. Например, геологи. Вот и у этих мальчишек отец служил геологом далеко-далеко – в лесу у самых Синих гор… А его сыновья жили в большом городе, «лучше которого нет на свете». А раз над башнями этого города горели звезды, значит, назывался этот город – Москва. Но ведь и для каждого из нас лучшим городом или селом, является место, где мы живем, правда?
Звали наших героев Чук и Гек. Братья были совсем разные по характеру, разные у них были привычки, но когда, провинившись, пытались избежать наказания, тут уж они были исключительно единодушны.
В общем, история, рассказанная Аркадием Гайдаром, повествует о самом большом приключении в жизни этих двух братьев. Новый Год, как известно, семейный праздник, а потому каким бы замечательным городом не была Москва, мальчишки очень хотели к отцу, к его Синим – пресиним горам. Их ждали тысячи километров поездом, затем – на санях через тайгу… А там медведи, волки, сугробы, мороз…
И так они хотели быстрее отправиться в путь, что в пылу сборов эти «образцово - показательные» дети потеряли важную телеграмму и «забыли» сказать об этом досадном обстоятельстве маме. Из-за этого впоследствии случился казус…Но пересказывать повесть я вам не буду, а просто рекомендую прийти в библиотеку, взять эту книжку и прочитать самим, а потом поделиться впечатлением с ребятами.
Итак, главными темами в литературе тех лет были революция и гражданская война, социалистическое строительство, защита Родины от врагов.
Тема гайдаровской «Школы» созвучна «Кондуиту» и «Швамбрании» Л.Кассиля, «Гимназии» К.Чуковского, роману В.Катаева «Белеет парус одинокий». В ряд с «Дальними странами» можно поставить «Кара - Бугаз» и «Колхиду» К.Паустовского, «Тансык» А.Кожевникова; а с «Военной тайной» и «Судьбой барабанщика» - книги Л.Кассиля «Черемыш – брат героя» и «Великое противостояние», роман В.Каверина «Два капитана». «Тимуру и его команде» в определённом смысле предшествовали повести белорусского писателя Янки Мавра «ТВТ», «Педагогическая поэма» А.Макаренко, «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» Р.Фраермана.
Перу Гайдара принадлежат:
повесть «Школа»(1930г.); рассказ «Р.В.С.»(1925-26гг.); «Дальние страны» (1932г.); повесть «Военная тайна» (1935г.); повесть «Судьба барабанщика»; рассказ «Чук и Гек» (1939г.); повесть «Тимур и его команда» (1940г.); «Голубая чашка» (1936г.);
«Дым в лесу» (1939г.); «В дни поражений и побед» (1925-26гг.)
С 1926 по 29гг.: «Угловой дом»«Жизнь ни во что (Лбовщина)»
«Всадники неприступных гор», «Четвёртый блиндаж»,
сказка «Горячий камень», ряд фельетонов и очерков для газет, где он работал корреспондентом.
А теперь я вам предлагаю вспомнить о викторине, вопросы которой вам уже известны.
Викторина «А.ГАЙДАР - ДЕТЯМ»
Вопросы:
Где и в каком году родился Аркадий Петрович Гайдар?
(в рабочем посёлке при сахарном заводе под Льговом в семье народного учителя в 1904г).
2. Назовите настоящую фамилию писателя.
( Голиков)
3.Что обозначает в переводе на русский язык слово «гайдар»?
( «всадник, скачущий впереди»)
4.Сколько лет проработал Аркадий Гайдар в литературе?
(15 лет)
5. Что является сердцевиной гайдаровского творчества?
(человечность)
6. Какой смысл имеет слово «любовь» у Гайдара?
(Слово « любовь» у Г. имеет смысл самый широкий. Это и любовь мужчины и женщины, и любовь человека к другому человеку, к людям, к жизни. С ребяческих лет видевший смерть лицом к лицу, Гайдар, как никто другой, знал цену жизни).
7.Перечислите произведения А.П.Гайдара.
8.Как называется сказка, написанная Гайдаром?
(«Горячий камень»)
9.Про кого написал писатель эту книгу?
(…про себя. Про свою жизнь.)
10. Что было написано на камне?
(«Кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала.»)
11. Как зовут главного героя этой сказки?
( Ивашка Кудряшкин)
12. О чём эта сказка?
( Известная сказка Гайдара о смысле жизни, о том, что такое подлинная красота и счастье.)
13. Какая из известных повестей А.Гайдара автобиографическая?
( «Школа»)
14. В каком году она была написана?
( 1930г.)
15. Как звали главного героя этой повести?
( Борис Гориков)
16. В каком году опубликована повесть «Судьба барабанщика»?
(1939г.)
17. Кем был написан сценарий для Одесской киностудии по ней?
( самим А.Гайдаром.)
18. В каком году рассказ «Голубая чашка» был издан отдельной книжкой?
( 1936г.)
19. Как вначале автор хотел назвать этот рассказ?
(«Хорошая жизнь»)
20. В каком году вышел телевизионный фильм «Голубая чашка»?
(1965г.)
21. Какая фамилия была у Чука и Гека?
(Серёгины)
22. Как звали собаку сторожа?
(Смелый)
23. Кого спасли мальчики в рассказе «Р.В.С.»?
( красноармейца Сергеева )
24. К чему тщательно готовились Жиган и Димка?
( к побегу в Красную Армию )
25. Какую повесть Гайдар написал в 1940году?
(«Тимур и его команда»)
26. В каком из произведений вставлена сказка о Мальчише-Кибальчише?
(повесть «Военная тайна»)
27. Что ещё кроме рассказов и повестей писал А.П.Гайдар?