Конспект внеклассного чтения на тему "Знаток ребячьих душ"
Конспект внеклассного чтения на тему "Знаток ребячьих душ"
Цели: формировать читательский и познавательный интерес; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать психические процессы детей (внимание, память); воспитывать культуру общения и такие черты характера, как товарищество и патриотизм.
Оборудование: фотография писателя, карточки с цитатами, «Толковый словарь» В.И.Даля, ромашка с перевёрнутыми лепестками, в центральном круге надпись «доброта»
I. Организационный момент.
-Ребята! Оглянитесь вокруг: мы находимся в храме науки, светит ласковое зимнее солнышко, мы все вместе, все здоровы и всё у нас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера – это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш разговор.
Я прочитаю вам небольшое четверостишие, а вы подумайте о ком оно.
«Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру».
- О ком это стихотворение? (О Гайдаре)
- Сегодня мы будем с вами говорить об Аркадии Петровиче Гайдаре – об этом замечательном человеке, о книгах, которые он написал, соприкоснёмся с жизнью писателя, познакомимся некоторыми страницами его биографии.
Любые дороги открыты
Для тех, кто умеет мечтать.
…Решили друзья – следопыты
О жизни Гайдара узнать,
Пройти по дорогам Отчизны,
Где солнце звенит, как родник,
Где вместе с Гайдаром шагали по жизни
Герои гайдаровских книг…
Пусть каждый в походе узнает…
Писатель всегда был в пути,
Недаром же слово «Гайдар» означает
«Шагающий впереди!»
ПЕСНЯ «ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ»
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ Ведущий: Посмотрите на выставку книг, которые написал Гайдар. В чем же секрет книг Гайдара? А в том, что он о самом главном говорит задушевно. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте. Книги писателя – это его жизнь.
Книги Аркадия Петровича Гайдара учат нас дружбе, доброте, верности и тому, что "надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю".
Аркадий Петрович оставил ребятам такую замечательную книгу, как "Тимур и его команда". Хотите узнать историю создания этой книги? Слушайте.
На фоне тихой музыки
- В Москве жила маленькая девочка. Её отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил игрушки, конфеты.
- В большом доме на Арбате жил один старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нем не забыли.
- В Москве жил товарищ Гайдара. Работал он переплетчиком, но в бою ему оторвало ногу и повредило грудь. Гайдар доставал для него работу и разносил переплетенные книги по заказчикам.
- У Аркадия Петровича становилось все больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. У него просто не хватало времени, чтобы помогать всем.
- И вот в начале зимы, вечером, в комнату к Гайдару влетел футбольный мяч. Он выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли в "казаков-разбойников".
- Гайдар сказал, что им надо играть не в "разбойников", а в "хороших людей". Так была написана повесть "Тимур и его команда".
- С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду возникли команды "тимуровцев".
РАБОТА ПО СОДЕРЖАНИЮ
СЦЕНКА – ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ
ПЕСНЯ «ТИМУРОВЦЫ
Конкурс «Лексикон»
Конкурс « Кто я?»
Конкурс «Цитата»
Конкурс «Обгонялки»
ИТОГ
-Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое,но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе – светлее.
У каждого из вас на парте лежит красная звёздочка. Напишите на ней кратко, какое доброе дело вы совершили.
Звучит тихая музыка
Читать вслух мы не будем. Кричать о своих делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании».
Ведущий: Прошли годы, но Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионных тиражах книг, издаваемых на многих языках мира. Его именем названы улицы городов, теплоходы и даже далекий астероид. Гайдару установлены памятники в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Каневе, Стерлитамаке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного чтения на тему "Знаток ребячьих душ" »
ТЕМА: «ЗНАТОК РЕБЯЧЬИХ ДУШ»
К 110 –летию со дня рождения А.П.Гайдара
Цели:
формировать читательский и познавательный интерес;
развивать монологическую и диалогическую речь;
развивать психические процессы детей (внимание, память);
воспитывать культуру общения и такие черты характера, как
товарищество и патриотизм.
Оборудование: фотография писателя, карточки с цитатами, «Толковый словарь» В.И.Даля, ромашка с перевёрнутыми лепестками, в центральном круге надпись
«доброта»
I. Организационный момент.
-Ребята! Оглянитесь вокруг: мы находимся в храме науки, светит ласковое зимнее солнышко, мы все вместе, все здоровы и всё у нас хорошо. Мелкие неприятности, которые произошли с вами сегодня и вчера – это лишь облачка на прекрасном голубом фоне вашей жизни. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш разговор.
Я прочитаю вам небольшое четверостишие, а вы подумайте о ком оно.
«Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру».
- О ком это стихотворение? (О Гайдаре)
- Сегодня мы будем с вами говорить об Аркадии Петровиче Гайдаре – об этом замечательном человеке, о книгах, которые он написал, соприкоснёмся с жизнью писателя, познакомимся некоторыми страницами его биографии.
Любые дороги открыты
Для тех, кто умеет мечтать.
…Решили друзья – следопыты
О жизни Гайдара узнать,
Пройти по дорогам Отчизны,
Где солнце звенит, как родник,
Где вместе с Гайдаром шагали по жизни
Герои гайдаровских книг…
Пусть каждый в походе узнает…
Писатель всегда был в пути,
Недаром же слово «Гайдар» означает
«Шагающий впереди!»
ПЕСНЯ «ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ»
Слышишь, товарищ гроза надвигается, С белыми наши отряды сражаются, Только в борьбе можно счастье найти, Гайдар шагает впереди. (2 р.)
Видишь товарищ заря поднимается, Вновь за работу народ принимается, Там где труднее и круче в пути, Гайдар шагает впереди. (2 р.)
Видишь из книжек колонны построены, Вышли герои и стали героями, Сколько Тимуров идет погляди, Гайдар шагает впереди. (2 р.)
Если вновь тучи надвинутся грозные, Выйдут Тимуры ребята и взрослые, Каждый готов до победы идти, Гайдар шагает впереди. (2 р.)
Если вновь тучи надвинутся грозные, Выйдут Тимуры ребята и взрослые, Каждый готов до победы идти, Гайдар шагает впереди. (2 р.)
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Стихи о настоящем человеке. А.Дарьялов
Жил человек и больше всех на свете
Любил детей, как друг и как отец.
Жил человек, его любили дети
Большой любовью маленьких сердец.
Он сочинял для них такие книжки
(Нам всем знаком их скромный переплёт),
Что самые сонливые мальчишки
Читали книжки ночи напролёт.
Им начинало грезиться такое:
И храп коней, и отблески зарниц…
Казалось им, что юные герои
Внезапно в жизнь шагали со страниц.
Жил человек и больше всех на свете
Любил детей, весёлых и простых…
Но вот однажды утром на рассвете
Снаряды с корнем вырвали кусты.
Мы навсегда запомнил это лето.
Когда Гайдар, едва держась от ран.
Сжимая рукоятку пистолета,
Пошёл вперёд со взводом партизан.
Был враг разбит, мы залечили раны.
Опять смеётся наша детвора,
И малыши в заправских капитанов
Опять играют с самого утра.
Нам кажется, браня свою одышку,
Гайдар внезапно в комнату войдёт…
По – прежнему вихрастые мальчишки
Читают книжки ночи напролёт.
Ведущий: Посмотрите на выставку книг, которые написал Гайдар. В чем же секрет книг Гайдара? А в том, что он о самом главном говорит задушевно. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте. Книги писателя – это его жизнь.
Любимых детских книг творец И верный друг ребят Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат.:
Ты повесть школьную открой, Гайдар ее писал, Правдив той повести герой И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
Страницы честных, чистых книг Стране оставил в дар - Боец, Писатель, Большевик И гражданин - Гайдар.
Книги Аркадия Петровича Гайдара учат нас дружбе, доброте, верности и тому, что "надо честно жить и много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю".
Аркадий Петрович оставил ребятам такую замечательную книгу, как "Тимур и его команда". Хотите узнать историю создания этой книги? Слушайте.
На фоне тихой музыки
- В Москве жила маленькая девочка. Её отца убили японцы на дальневосточной границе. Девочка долго болела и не могла ходить. Гайдар приходил к ней в гости, приносил игрушки, конфеты.
- В большом доме на Арбате жил один старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, так как плохо видел. Аркадий Петрович часто заходил к нему, вслух читал ему новые книги, и старик радовался: о нем не забыли.
- В Москве жил товарищ Гайдара. Работал он переплетчиком, но в бою ему оторвало ногу и повредило грудь. Гайдар доставал для него работу и разносил переплетенные книги по заказчикам.
- У Аркадия Петровича становилось все больше таких знакомых и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке. У него просто не хватало времени, чтобы помогать всем.
- И вот в начале зимы, вечером, в комнату к Гайдару влетел футбольный мяч. Он выбросил мяч на улицу, а утром поговорил с ребятами, которые играли в "казаков-разбойников".
- Гайдар сказал, что им надо играть не в "разбойников", а в "хороших людей". Так была написана повесть "Тимур и его команда".
- С тех пор ребята стали помогать детям и взрослым. Повсюду возникли команды "тимуровцев".
РАБОТА ПО СОДЕРЖАНИЮ
- Обратите внимание на ромашку. В центре написано слово «ДОБРОТА».
- А, что в вашем понимании, есть доброта? (предположения детей)
-Где можем посмотреть точное определение? (в словаре)
Доброта – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость.
- Да герои Гайдара – первопроходцы, идут по трудной, но благородной дороге, совершая добрые дела и увлекая за собой других.
- Назовите положительных героев повести «Тимур и его команда».
- Какой был Тимур? (деловитый, говорит громко, чётко, приказывая, хороший организатор: штаб, карта посёлка, тетрадь с адресами и другими сведениями, внимательный, окружил заботой тех, кто остался без отцов и братьев, во время переговоров вёл себя мужественно, благородно… )
- Какие дела планировали ребята?
- Спасибо за ваши высказывания. Мы поняли, что доброта - это прежде всего ОТЗЫВЧИВОСТЬ к обиженным, больным, бедным.
- А сейчас я хочу вам задать, казалось бы, не очень подходящий ситуации вопрос: «Для чего человеку нужны руки?» (ответы детей)
- Потрогайте руки друг друга. Какие они? (тёплые, ласковые, нежные…)
-Можно ли обидеть человека, если у него такие руки?
-А какие руки бывают, когда они злые? (холодные, колючие, противные…)
- Можно «вылечить» злые руки? Что нужно сделать? (погладить, пожать, подружиться…)
- Молодцы! А сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения В. Бокова, а вы подумайте, о чём мы будем говорить дальше.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом, делом
Жизнь людей.
( предположения детей)
- Недаром говорят: «слово лечит». Словом можно убить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям. ( На ромашке переворачивается лепесток «ПРИВЕТЛИВОСТЬ»).
СЦЕНКА – ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ
Действие происходит во дворе дома, возле которого навалены дрова.
БАБКА: (кряхтя, укладывает дрова в поленницу)Свалили дрова(вытирает пот со лба) куда попало. Не под силу мне уже такая работа. (Садится на ступеньку) Пойду огурцы полью на огороде.
Появляется внук, который колотит по дну ведра палкой.
Через минуту под свист вбегают ребята с Тимуром. Один даёт малышу конфету. Ребята встают цепочкой и начинают складывать дрова. Ещё один носит воду из колодца в бочку.
ТИМУР: Ребята, кончай работу, уходим!
Во двор входит бабка. Внук в это время укладывает последнее полено.
БАБКА: Это кто же тут без меня работает?
ВНУК: (важно) А ты, бабушка, не видишь, это я работаю!
Входит молочница.
МОЛОЧНИЦА: Здравствуй, соседка! Да вы уже и с дровами управились. Ну, молодцы!
БАБКА: Представляешь, пока в огороде была, кто-то все дрова сложил, воды в бочку натаскал.
МОЛОЧНИЦА: Чудеса-а-а!
БАБКА: (обращается к внуку) Внучек, кто это тут был?
ВНУК: Прискочили из ворот люди, сунули мне конфетку, вкусную, ещё пообещали зайца с длинными ушами и четырьмя лапами. А потом дрова покидали и опять ускакали.
Входит сердитая Нюрка, к ней обращается бабка.
БАБКА: Нюрк, а Нюрк, ты не видала кто к нам сейчас во двор заскакивал?
НЮРКА: (уныло) Я козу искала. Всё утро по лесу да по оврагам сама скакала.
БАБКА: (причитала) Пропала! А какая была коза! Ну, голубь, а не коза!
НЮРКА: (передразнивает) Голубь! Как начнёт швырять рогами, так не знаешь куда деваться. У голубей рогов не бывает!
БАБКА: Молчи, Нюрка, молчи, разиня бестолковая! Оно, конечно, коза была с характером. И я её,козушку, продать хотела. А теперь вот и нет моей голубушки!
В это время во двор входит коза с запиской на рогах.
НЮРКА: (читает) Я коза-дереза. А кто Нюрку будет бить,
Всех людей гроза. Тому худо будет жить!
Все радостные уходят со двора. А в это время туда вбегают, держать за руки, ребята – тимуровцы и, образовав круг, приплясывая, весело поют:
- Как можно назвать эти эпизоды? (юмористические, весёлые…)
- Значит можно сказать, что доброта это радость.
(Переворачивается лепесток «РАДОСТЬ»)
ПЕСНЯ «ТИМУРОВЦЫ
Конкурс «Лексикон»
главарь разбойников
тонкая верёвка
ружьё
решительное требование
граница земельных участков
лицо для переговоров с неприятелем
нагревательный прибор
карманная коробка для сигарет
створки для прикрытия окна
группа людей для преступной деятельности
дверная задвижка
Слова для справок: примус, засов, ультиматум, шайка, ставни, портсигар, бечёвка, атаман, парламентёр, межа, двустволка
Конкурс « Кто я?»
-Какой подарок ты получила от отца на день рождения? (аккордеон)
-Какой учебник ты читала? (физика)
-Почему ты не любила Тимура?
Ответ: Ольга
-Почему ты погрозил палкой Квакину?
-Зачем сдернул со стены двустволку? (защищался от «вора»)
-Кто помогал тебе чинить настенные часы? (внук)
Ответ: дедушка Колокольчиков
-Что у тебя сломалось пор дороге? (мотоцикл)
-На каком заводе ты работаешь? (автомобильный)
-Зачем ты гримировался? (репетировал , « Я сам немного артист»)
Ответ: Георгий Гараев (дядя Тимура)
Конкурс «Цитата»
(Вставь пропущенное слово)
«Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь».
Тимур.
«Девочка, никого дома не бойся. Всё в порядке и никто от меня ничего не узнает».
Тимур.
«На днях проездом несколько часов буду Москве число часы телеграфирую дополнительно тчк Папа»
«Квакин, караулить не надо. Я их запер, ключ у меня. Я приду прямо на место, к саду, вечером».
Тимур.
Конкурс «Обгонялки»
1. Фамилия Тимура. (Гараев)
2. С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием)
3. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура. (Звезда)
4.Фамилия Жени. ( Александрова)
5.Воинское звание Жениного папы. (Полковник)
6.Как звали сестру Жени? (Ольга)
7. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда. (Почта)
8. Зачем Женя искала почту? (Ей нужно было отправить телеграмму папе).
9. Командный пункт Тимура. (Чердак)
10. Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем) Найдите описание чердака (работа с текстом).
« На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон»
11. На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?
(Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).
12. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин)
13. Как проводила время шайка Михаила Квакина?
(Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты «на тычка», «на щелчка», «на оживи покойника»).
14.Номер дома, в саду которого неизвестные мальчишки обтрясли яблоню? (№34 по Кривому переулку - дом красноармейца Крюкова).
15.Сорт яблони? (Яблоня мичуринка, сорт «золотой налив»)
16. Номер дома, в котором пропала коза? (№54 по Пушкарёвой улице - дом красноармейца Павла Гурьева).
ИТОГ
-Приведите примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое,но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе – светлее.
У каждого из вас на парте лежит красная звёздочка. Напишите на ней кратко, какое доброе дело вы совершили.
Звучит тихая музыка
Читать вслух мы не будем. Кричать о своих делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица «Кто добр поистине, добро творит в молчании».
Ведущий: Прошли годы, но Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионных тиражах книг, издаваемых на многих языках мира. Его именем названы улицы городов, теплоходы и даже далекий астероид. Гайдару установлены памятники в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Каневе, Стерлитамаке.
Знает каждый гражданин российский Будь он очень молод или стар, Что на свете жил писатель детский, Синеглазый богатырь Гайдар.
С юности, надев шинель солдата, Защищал он Родину свою. Был он лучшим другом вам, ребята, И за ваше счастье пал в бою.
Он на белом свете жил недаром. Пусть же вешней зашумит листвой Молодая роща над Гайдаром, Над его могилой боевой!