kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Увлекательные упражнения для развития памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательные упражнения Непременно помогут малышам и младшим школьникам развить свою память.Упражнения очень интересные возможно некоторые из них использовать в детском саду, ведь ни для кого  не секрет, что развите памяти нужно начинать как можно раньше. Данные упражнения я использую для развите памяти у детей старшей группы детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Увлекательные упражнения для развития памяти»

УПРАЖНЕНИЯ   И ИГРЫ  ДЛЯ   РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ ДЕТЕЙ


Группа №1:  Упражнения  на  развитие  способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий).

1. Упражнение  "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно"

Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик            Умная кошка
Гнев                   Мальчик-трус
Веселая игра      Капризный ребенок
Дерево               Хорошая погода
Наказание          Интересная сказка

Серия № 2


Веселый праздник   Радость
Темный лес              Болезнь
Отчаяние                  Быстрый человек
Смелость                  Печаль

Глухая старуха         Теплый ветер



Серия № 3

Сомнение            Зависть
Сила воли            День
Успех                   Страх
Скорость              Сильный характер
Справедливость   Хороший товарищ

2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

2. Упражнение (усложненный вариант предыдущего задания)

Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача - выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.

Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.

Группа №2: Упражнения, направленные на развитие осознанного восприятия и  концентрацию внимания.


3. Упражнение "Осознание визуального материала"

Для этого  упражнения  потребуются листок бумаги, карандаши  и  секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по  памяти  предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.



4. Упражнение Пробуждение "чувства деталей"

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.



Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях  и  по  памяти  начертить каждую на бумаге.



5. Упражнение  "Осознание словесного материала" (используется для тренировки, как зрительной  памяти, так  и  слуховой).

Цель этого  упражнения  - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа  памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и  т.п. 
Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".



В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".


6. Упражнение  "Оживление"


К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным. 

После  упражнений  с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов.  Упражнение  выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и  100 предметов. Можно провести это  упражнение  в качестве  игры  в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и  тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.


Группа №3:  Упражнения  на  развитие  операций установления сходства и  различий, анализа деталей и их синтеза.


Упражнение  №7


Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа. 

1. Эмоциональное восприятие предмета.

"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравятся его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"

Подобные вопросы взрослого должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего - вовлечь ребенка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.

2. Анализ вызванных эмоций.

"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"
Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.

Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах.

3. Установление общего смысла.

"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"

4. Рассматривание с точки зрения композиции.

"Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта.

5. Анализ деталей.

Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети.

6. Синтез.

"Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе исследованный объект. Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили".

В заключение можно сравнить полученные рисунки. Для  упражнений  в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в ваших условиях:

- фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства;
- цветы и  растения;
- деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются);
- животные (например, кошки, собаки, птицы);
- близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и  т.д.);
- люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.



 Упражнение  №8


Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по  памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же  упражнение  можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и  цифр.

Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко", или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления о елке, салате "Оливье", шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом…

Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому  упражнения  предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены  упражнения  четвертой группы. Здесь же приводятся задания на  развитие  ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также описывается мнемотехнический прием "нелогичные ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов.


Группа №4:  Упражнения, направленные на  развитие  способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала.


9. Упражнение   "Двойная стимуляция  памяти "


Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Упражнение №10.

Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.


Упражнение №10

"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.



11. Упражнение "Запоминание слов"

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:

дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце

Эти слова надо связать в рассказ:
"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.
Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и  извлечение материала из  памяти  в устойчивый навык работы с информацией.



12. Упражнение  "Запоминание стихов"

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.


В огороде чучело 
Шляпу нахлобучило 
Рукавами машет - 
И как будто пляшет! 
Это чучело - оно 
Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали, 
Чтоб горошек не клевали. 
Вот какое чучело 
Шляпу нахлобучило, 
Синий шарф на палке - 
Пусть боятся галки!

                              (И. Михайлова)



а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".
д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.
Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста



13. Упражнение "Запоминание текста"


Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

- Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

- Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.


- Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.


- Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

- Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

- Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

- Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

- В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской  памяти.




14. На точность зрительной памяти


Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.
Каждый рисунок можно рассматривать не более двух  секунд.
ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.
ЗАДАНИЕ 2.  Расскажи,   как  ты  запоминал.


15. Упражнение «Имена»

Вариант   1:
ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен  их  запомнить.
Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет,   Генри.
ЗАДАНИЕ 2. Назови  имена,  которые ты  запомнил.
ЗАДАНИЕ з. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно  выделить?
ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.
Вариант  2:
Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.
ЗАДАНИЕ. Назови имена, которые я тебе только что прочитал. Расскажи,  каким образом запоминал.

16. Упражнение «Часы  и  время»


ЗАДАНИЕ 1. Который час показывают первые часы? Который  час  показывают  вторые часы?  и  т.  д.
ЗАДАНИЕ 2. Постарайся по памяти нарисовать свои ответы.




17. Упражнение «Картинки и слова»


Вариант  1:
Выстригаем картинки 
Горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога,   рояль.









ЗАДАНИЕ 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся  их  запомнить.

Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те  предметы,  которые смог  запомнить.
ЗАДАНИЕ 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.
Вариант  2:
Имеются сюжетные картинки, которые можно вырезать и использовать для развития памяти по уже описанной процедуре.






Примечание. Вариант 2 является усложненным, т. к. каждая картинка содержит большее количество информации, чем в предыдущем упражнении. При проверке результатов запоминания необходимо учесть следующие  моменты:

—  Понял  ли  ребенок смысл  рисунка?
—  Правильно ли он отразил эмоции действующих лиц?
— Пытался ли он увидеть, понять эмоциональное состояние действующих  лиц?
—  В  какой  мере  уделял   внимание  деталям   рисунка:  цвету,  одежде,  размерам и  т. д.
Эти вопросы помогут вам разобраться в особенностях  памяти ребенка.
Если ребенок в половине случаев или более, понял смысл картинки и запомнил его, то .это говорит о его хорошей культурной, опосредованной памяти. В тех случаях, когда испытуемый точнее, прочнее и чаще запоминал чувства, переживания действующих лиц, или свои собственные эмоции, связанные с разглядыванием картинки, то это свидетельствует о развитости его эмоциональной памяти., Если же ребенок в большинстве случаев быстрее и прочнее запоминал детали рисунка: фон сюжета, штрихи, цветовые оттенки, детали костюма, размеры; контуры, формы и т. д., то это в значительной степени характеризует определяющую роль при запоминании его зрительной образной памяти.
Особо следует обратить внимание на то, в какой мере ребенок помогал себе при запоминании предметов: констатация фактов или умозаключения, суждения, выводы. Наличие правильных умозаключений говорит о наличии у ребенка логического мышления. Однако не только наличие выводов ш суждений, но и любое проговаривание помогает запоминанию.   Это   стоит   учесть.



18. Упражнение «Цифры»

Вариант  1:
Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в  таком  же  порядке.
2  3  5  7  3  5  7


ЗАДАНИЕ. Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.  Например,
2  3  5  7  3  5  7

Вариант 2:
4 8  3 6  5   10  12
ЗАДАНИЕ   1.   Запомни.
задание   2.   Придумай   способ   запоминания   этих цифр.
Например,  4  в  два раза  меньше 8, 3  в  два раза меньше  6, 5  в  два раза  меньше   10, 1  в  два раза меньше  2.
Вариант 3:
3  5  9  7  13  5
задание  1.  Запомни!
ЗАДАНИЕ 2.  Придумай  способ  запоминания!
Например, все числа нечетные, правда, необходимо запомнить  их  порядок.


19. Упражнение «Буквы заблудились»


Неизвестно,  как  случилось, 
Только буква заблудилась: 
Заскочила в  чей-то дом 
И  —  хозяйничает  в  нем! 
Но едва туда вошла Буква-озорница, 
Очень странные дела 
Начали  твориться.
Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Ты должен исправить ошибку и назвать правильное слово. Ты должен сказать, какая же буква заблудилась!
Внимание!
Закричал  охотник:  
—  Ой! Двери  гонятся  за мной!
На  виду  у детворы 
Крысу красят  маляры.
Посмотрите-ка,  ребятки: 
Раки  выросли  на грядке.
Куклу  выронив  из   рук, 
Маша мчится  к маме: 
— Там  ползет  зеленый лук 
С длинными  усами!
Говорят,  один  рыбак
В речке выловил  башмак.
Но  зато ему  потом
На  крючок попался дом.


Тает снег.  Течет  ручей. 
На  ветвях  полно  врачей. 
Мы  собрали  васильки, 
На головах  у  нас  —  щенки.
Старый дедушка Пахом 
На  козе скакал  верхом.
Жучка будку не доела: 
Неохота.  Надоело.
На пожелтевшую траву 
Роняет  лев  свою  листву.
Мама с бочками пошла 
По дороге  вдоль села.
Миша дров  не  напилил, 
Печку  кепками топил.
Синеет  море перед нами, 
Летают  майки над  волнами.
А  Шибаев
ЗАДАНИЕ. Вспомни, в каких словах были ошибки. Назови правильные слова! Назови правильные буквы.



20. Развитие двигательной памяти


Вспомни,  как  прыгает  щенок  за косточкой.  Покажи!
Как  ходит  корова?  Покажи!
Как  бодается  бык?  Покажи!
Как  кошка лежит на солнышке?  Покажи!
Как бегает  по рельсам  трамвай?  Покажи!
Как  ты поднимаешься  по лестнице?  Покажи!
Как выходит на помост спортсмен-тяжеловес? Покажи!
Как  тормозит  машина у  светофора?. Покажи!
Как   милиционер   своей   палочкой   останавливает машину?  Покажи!
Как бабушка поправляет  очки?  Покажи!
В независимости от того, что получилось у вашего ребенка,  его надо  ПОХВАЛИТЬ!
ЗАДАНИЕ. А теперь вспомни, чему были посвящены загадки  в предыдущей  игре.

21. Задание на словесную память


Я буду зачитывать тебе слова, а ты, после прослушивания, назовешь. Можешь называть в любом порядке.
Внимание!



Картон

Перо

Плащ

Спички

Вагон

Уголь

Кот

Чернила

Крестьянин

Белка

Нож

Замок

Пианино

Ружье

Промокашка

Рука

Ботинок

Парнишка

Уксус

Дерево

Карта

Груша

Цветок

Пожар

Пригорок

Скатерть

Труд





ЗАДАНИЕ 1.  Назови  слова,  которые  запомнил.
(Ответы ребенка можно записывать, после выполнения задания вы сможете их обсудить, например, в тех случаях, если ребенок привнес что-то от себя, изменил род или число слова и т. д. Попытайтесь найти  причину этого.)
ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, каким образом ты запоминал слова.


22. Разрезанные предложения


Несколько коротких предложений оказались разрезанными  на 2  части.  Вот  эти  предложения.
1.  Барабан  висел  на стене.
2.  Пчела села на цветок.
3.  Грязь  —  причина болезней.
4.  Трусость   —  низкий  поступок.
5.   Восход солнца  в  горах.
6.   На фабрике  произошел  пожар.
7.   В  комнате  очень  жарко.
8.  Лучший  отдых  —  сон.
9.  Москва — древний город.
10.  Железо и  золото  —  металлы.
11.   Россия  —  великая держава.
12.   Мальчик  принес книгу.


Сейчас я прочитаю тебе части этих предложений.
1.  Барабан.
2.  Села на  цветок.
3.  Грязь.
4.  Трусость.
5.  В  горах.
6.  Произошел  пожар.
7.  В комнате.

8.  Сон.
9. Москва.

10.  Металлы.
11.  Россия.
12.  Принес книгу.
ЗАДАНИЕ. Я буду зачитывать тебе недостающие части этих предложений, а ты постарайся вспомнить подходящее слово и назвать все предложение в таком виде,  в  каком  я  его читал.
1.   Восход солнца.
2.  Пчела.
3.   Лучший отдых.
4.  На фабрике.
5.   Висел  на стене.
6.  Древний  город.
7.  Низкий поступок.
8.  Очень жарко.
9.   Мальчик.
10.   Железо  и  золото.
11.  Причина болезней.
12.  Великая держава.
ПРИМЕЧАНИЕ. Результаты этого задания целесообразно фиксировать. Количество правильно составленных предложений (совпадающих с оригиналом) можно считать за приблизительный показатель (объем) логической, т. е. опосредованной, немеханической,   культурной   памяти   ребенка.

23. Пословицы


Поиграем в пословицы, которые ты хорошо знаешь. Я буду говорить начало пословицы, а ты должен продолжить.  Итак:
1.  Ученье свет  —  не ученье тьма.
2.  В  гостях  хорошо  — дома лучше.
3.  Все  за одного  — один  за всех.
4.  Не  имей сто рублей,   а имей сто друзей.

5.  Старый друг лучше  новых двух.
6.  Без  труда не вытащишь и рыбку из пруда.
7.  Каков  мастер —  такова и работа.
8.  Что  посеешь  —  то  и  пожнешь.
9.  Терпенье  и  труд  все  перетрут.
ЗАДАНИЕ. Повтори пословицы, потом только начало пословиц. Повтори окончание пословиц. Еще раз вспомни  все пословицы,  о  которых мы  говорили.


24. Упражнение «Человечки»


ЗАДАНИЕ. Посмотри на эти рисунки и постарайся запомнить все об этих человечках. (Ребенок рассматривает картинки в течение 1 минуты, затем их надо закрыть и обсудить то, что он понял, и что он  запомнил.)

Вопросы  для  обсуждения:
—  Что  нарисовано  на этой  картинке?
—  Сколько человечков?
—  С помощью каких геометрических фигур нарисованы  человечки?
—  Какие части тела нарисовал  художник?
—  Сколько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?
—  Можно ли одним словом обозначить то, что делает каждый человечек:
1)  схватился  за голову;
2)  наклонился;
3)  идет или  стоит;
4)  радуется;
5)  просит о чем-то;
6)  молится  на коленях.
ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй по памяти все, что ты запомнил.



25. Упражнения для развития памяти - От слова к  рассказу.


Вариант  1:
Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов:
поляна,   колесо,   чашка,   экскаватор,   нора, лупа,  весна,  ведро.
ЗАДАНИЯ:
—  расскажи  рассказ;
—  перечисли все слова, которые я просил запомнить.
Вариант 2:
Слова:
дружба, весна, цветы, крокодил, вода, песни, деньги,  горе,  болезнь,  январь.
Задания  те же. 
Вариант 3: 
Слова:
собрание, вечер, ягоды, столб, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос.
Задания  те  же.



26. Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»

 

Часть I. Обучение созданию мнемических опор

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь на эти вопросы, надо задать следующие: о ком (или и чем) говорится дальше и что об этом говорится? И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»[2]

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы».

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

 

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После прочтения рассказа задаются вопросы. На первом занятии, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, вопросы могут задаваться учителем или же сразу самим учеником.

У.О ком говорится в начале рассказа?

Д. О дедушке.

У. Что говорится о дедушке?

Д. Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

У.О ком говорится дальше?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушка попал в лесной пожар.

У. Потом о ком говорится?

Д. О дедушке.

У. Что о нем говорится?

Д. Дедушку спас от пожара зайчонок.

У.О ком говорится в конце рассказа?

Д. О дедушке.

У.Что о нем говорится?

Д. Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

 

Общие правила выделения мнемических опор

 

1. Текст не разбивается предварительно на части.

2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек».

5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.

7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3—4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» — сливаются в один, пропадает потребность задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5—7 занятий с частотой 2—3 занятия в неделю по 20—30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ (выделив основную мысль) не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом.

         Мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

 

Часть II. Составление плана

 

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ, а план текста. На этом этапе, когда опорные пункты начинают выступать в качестве пунктов плана, к ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся: а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа; б) они должны быть связаны между собой по смыслу; в) пункты плана должны быть четко выражены.

Четкость пунктов плана в рамках данной обучающей методики означает, что они должны быть сформулированы в виде предложений, в которых есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. Икроме того, план это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели: запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, заглядывая в план (но не в учебник). Далее прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

         Довольно часто бывает, что после работы с текстом по предложенной схеме запоминаются не только главные мысли, но и другой материал.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Увлекательные упражнения для развития памяти

Автор: Лозовая Ольга Леонидовна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей""
    ["seo_title"] => string(116) "mastier-klass-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-v-formirovanii-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "303971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457626756"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-mielkoi-motoriki-i-ieie-vliianiie-na-vospitaniie-u-dietiei-pravil-noi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "198211"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428382709"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(58) "statiarazvitiiemielkoimotorikiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "311012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459146255"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«Игры и упражнения для усвоения образа буквы»"
    ["seo_title"] => string(47) "igry_i_uprazhneniia_dlia_usvoeniia_obraza_bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "569755"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1610379053"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства