Просмотр содержимого документа
«Взаимоотношения в семье»
Тема:«Взаимоотношения в семье».
Цель: - содействовать углублению моральных знаний школьников; -формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; -воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; -способствовать моральному развитию детей.
форма проведения: час общения.
Ход беседы
1.Беседа
Педагог: Сегодняшний наш разговор - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор. Тема наша посвящена семье. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. СЕМЬЯ по Ожегову: «Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами». О какой семье мы ещё не поговорили. Мы очень много времени проводим вместе. Учимся, участвуем в конкурсах и олимпиадах, спортивных мероприятиях, проводим различные праздники совместно с родителями.
-Обратите внимание на пословицу: «Вся семья вместе, так и душа на месте». -Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения).
А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой. А дом, заставленный добром, - ещё не дом. И даже люстра над столом, - ещё не дом. И на окне с живым цветком – ещё не дом. И даже с чайником баском – ещё не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим Теплом.
-О каком же Тепле идёт речь? -Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Педагог:Но, к сожалению, в семьях между родителями и детьми иногда случаются конфликты. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)
Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.) Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас около 1 млн . беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. -Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?
Рассуждения детей: (родители не дают свободы, ругают, бьют, достают своими поучениями, ненавидят своих детей, все время работают, не занимаются с детьми, жадничают, не дают денег).
-Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?
Совместные рассуждения:(дети не уважают родителей, не хотят их слушать, презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь, дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому и т.п.)
Педагог:Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.
2. «Отцы и дети»
Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.
Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как Родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуйся, весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. А ведь «Мы – зеркало своих детей»
3.Проблемный афоризм
Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. (Читает.) «первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети» Как понять эти слова?
Рассуждения детей:(в детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети; сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас; в детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей).
- А может быть, не ко всем относится этот афоризм? Рассуждения: (нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей; дело не в родителях, а в детях, родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их, а если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же; а если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать; это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве)
Педагог: Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь? (ответы детей) -К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
4. Воспитывающие ситуации
Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. -Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.
(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Педагог: А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:
а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»; б) «Пусть сестра сходит»; в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»; г) «Завтра схожу».
-Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим? (Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.) -Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Педагог: Предлагаются такие варианты ответа:
а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»; б) «Закончится уровень, и она сядет»; в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»; г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
-Что можно выбрать? (Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
-Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.
П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Педагог: предлагается только четыре варианта ответа: а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»; б) «Захотел - и прогулял!»; в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»; г) «Как вы меня все достали!»
-Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
-Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.) Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
Педагог: Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это... -Послушаем, что же у нас получилось.
5.Заключительное слово
Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.
Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.
-Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.
Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».
6. Подведение итогов (рефлексия)
-Какие чувства остались у вас после нашей встречи? -Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?
На карточке отметить утверждения, с которыми ты согласен:
Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.
Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.
Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.
Все это хорошо, но не для нашего времени.
Как можно обидеть родителей? Они для нас самые любимые!