kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимоотношения в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение беседы поможет разобраться со взаимоотношениями в семье

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимоотношения в семье»

Тема:«Взаимоотношения в семье».

 Цель: - содействовать углублению моральных знаний школьников; -формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; -воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; -способствовать моральному развитию детей.

форма проведения: час общения.

Ход беседы

1.Беседа

Педагог: Сегодняшний наш разговор - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор. Тема наша посвящена семье. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. СЕМЬЯ по Ожегову: «Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами». О какой семье мы ещё не поговорили.   Мы очень много времени проводим вместе. Учимся, участвуем в конкурсах и олимпиадах, спортивных мероприятиях, проводим различные праздники совместно с родителями.

  -Обратите внимание на пословицу: «Вся семья вместе, так и душа на месте». -Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения).

 А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой. А дом, заставленный добром, - ещё не дом. И даже люстра над столом, - ещё не дом. И на окне с живым цветком – ещё не дом. И даже с чайником баском – ещё не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим Теплом.

-О каком же Тепле идёт речь? -Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Педагог:Но, к сожалению, в семьях между родителями и детьми  иногда случаются конфликты.  Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.) Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас  около 1 млн . беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. -Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Рассуждения детей: (родители не дают свободы, ругают, бьют, достают своими поучениями, ненавидят своих детей, все время работают, не занимаются с детьми, жадничают, не дают денег).

-Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

 Совместные рассуждения:(дети не уважают родителей, не хотят их слушать, презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь, дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому и т.п.)

Педагог:Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

2. «Отцы и дети»

 Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как Родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуйся, весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. А ведь «Мы – зеркало своих детей»

3.Проблемный афоризм

Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. (Читает.) «первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети»  Как понять эти слова?

Рассуждения детей:(в детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети; сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши  дети не будут слушаться нас; в детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей).

- А может быть, не ко всем относится этот афоризм? Рассуждения: (нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей; дело не в родителях, а в детях, родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их, а если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же; а если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать; это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве)

Педагог: Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь? (ответы детей) -К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

4. Воспитывающие ситуации

 Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. -Как же удается им  избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и  в магазин!

Педагог: А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а)    «Сейчас закончится уровень и я схожу»; б)    «Пусть сестра сходит»; в)    «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»; г)    «Завтра схожу».

-Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим? (Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.) -Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Педагог: Предлагаются такие варианты ответа:

а)    «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»; б)    «Закончится уровень, и она сядет»; в)    «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»; г)    «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

-Что можно выбрать? (Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

-Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Педагог: предлагается только четыре варианта ответа: а)      «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»; б)      «Захотел - и прогулял!»; в)      «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»; г)      «Как вы меня все достали!»

-Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

-Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.) Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

Педагог:  Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью.  Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

  • Идеальные родители - это...

  • Идеальные дети -  это...

  • Идеальная семья - это... -Послушаем, что же у нас получилось.

5.Заключительное слово

Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

-Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».

6. Подведение итогов (рефлексия)

-Какие чувства остались у вас после нашей встречи? -Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?

На карточке отметить утверждения, с которыми ты согласен:

  • Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.

  • Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.

  • Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

  • Все это хорошо, но не для нашего времени.

  • Как можно обидеть родителей? Они для нас самые любимые!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Взаимоотношения в семье

Автор: Туманова Татьяна Ивановна

Дата: 20.09.2024

Номер свидетельства: 656460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Проект в старшей группе совместно с родителями «Здоровый дошкольник — счастливая семья»"
    ["seo_title"] => string(80) "proekt_v_starshei_gruppe_sovmestno_s_roditeliami_zdorovyi_doshkolnik_schastlivai"
    ["file_id"] => string(6) "627353"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1678633290"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "СЕМЬЯ - ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(38) "siem-ia-osnova-stanovlieniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "195258"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427888055"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект родительского собрания Роль семьи в формировании личности ребёнка "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-rol-siem-i-v-formirovanii-lichnosti-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "185034"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426141212"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Доклад на педагогический совет на тему: "Союз семь и школы -одно из условий совершенствования воспитательного процесса". "
    ["seo_title"] => string(132) "doklad-na-piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-soiuz-siem-i-shkoly-odno-iz-uslovii-soviershienstvovaniia-vospitatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "141864"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418201588"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Семья-ячейка общества". "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-siem-ia-iachieika-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "187817"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586747"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства