ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы общего образования.
Объект - внеурочная деятельность.
Предмет – внеурочная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации.
Цель-изучение теоретических и практических особенностей организации внеурочной деятельностив системе воспитательной работы в школе.
Задачи:
Раскрыть теоретические основыорганизации внеурочной деятельности в системе воспитательной работы в условиях образовательной организации.
Обобщить опыт внедрения модели внеурочной деятельности.
Представить методические рекомендации по повышению качества организации внеурочной деятельности в школе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; наблюдение за деятельностью школьников, педагогов, моделирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Проблема использования свободного времени школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществляется воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Сегодня внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна их форм организации свободного времени учащихся, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора.
Внеурочная деятельность-это часть основного образования, которое нацелено на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности, сформировать учебную мотивацию.
Внеурочная деятельность-это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребёнка.
Но я считаю, что в рамках реализации ФГОС внеурочную деятельность следует понимать, как образовательную деятельность, осуществляющую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества обучения.
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:
в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.);
вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.).
Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы общего образования.
Объект - внеурочная деятельность.
Предмет – внеурочная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации.
Цель-изучение теоретических и практических особенностей организации внеурочной деятельностив системе воспитательной работы в школе.
Задачи:
Раскрыть теоретические основыорганизации внеурочной деятельности в системе воспитательной работы в условиях образовательной организации.
Обобщить опыт внедрения модели внеурочной деятельности.
Представить методические рекомендации по повышению качества организации внеурочной деятельности в школе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; наблюдение за деятельностью школьников, педагогов, моделирование.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность организации внеурочной деятельности
Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.
Главные идеи воспитания:
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Главная цель воспитания:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.[14 с.210-211]
Одной из составляющих воспитательной работы является внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС осуществляется в четырёх стратах:
Реализация учебного плана образовательного учреждения - часть, формируемая участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.).
Деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей (воспитателя группы продлённого дня, старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора, классного руководителя).
Дополнительное образование детей в условиях школы (секции, творческие объединения, лагерные смены и пр.).
Дополнительное образование детей в условиях УДОД, культуры, спорта (использование кадровых и материально-технических ресурсов на базе учреждений - партнёров либо на базе школы).
Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности.
В соответствии с ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, духовно-нравственному и спортивно-оздоровительному. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации. Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях ФГОС, для реализации в ОУ рекомендуют следующие из них: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации на внеурочную деятельность отводится 20% в начальной школе и 30% в основной и старшей школе.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности рассматриваем как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываем на видах деятельности. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят. Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие «форма работы» и часто ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом. [3 с.76-78]
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «себя»;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]
Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. [10 с 19.]
Рассмотрев, внеурочнуюдеятельность, как объект воспитательной работы, в следующем параграфе перейдём к изучению основных моделей организации внеурочной деятельности.
1.2 МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель, в которой внеурочная деятельность может осуществляться через:
•учебный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);
• дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольнаясистема дополнительного образования);
• образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
• организацию деятельности групп продлённого дня;
• классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
• деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
• инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
С опорой на данную базовую модель могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
• модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
• модель «школы полного дня»;
• оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
• инновационно-образовательная модель.
Рассмотрим подробнее каждую модель.
Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятель-
ность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена в первую очередь
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагаетпрежде всего реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения
той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также её содержание и методы работы.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели
дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных(муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культур и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями
к управлению образовательными программами.
Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений
детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продлённого дня.
Данную модель характеризует:
• создание условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных пространств;
• содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
• создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию
двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
• создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
• построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в образовательном учреждении;
• опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продлённого дня.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед,
воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как
правило, классный руководитель, который в соответствии со
своими функциями и задачами:
• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель. Инновацион-нообразовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация,внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментарияпрограмм внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: - территориальное расположение школы; -уровень развития дополнительного образования в школе; -методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей; -кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.), -материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Исходя из выше сказанного, для организации внеурочной деятельности каждое образовательное учреждение определяет для себя конкретную модель.
Глава 2 ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Основным документом, регламентирующим организацию внеурочной деятельности, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования, основного общего образования. На основании которых разрабатываются учебные планы по ступеням, состоящие из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, реализуются по выбору учащихся и родителей. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за соблюдение установленных образовательной организацией требований к организации образовательного процесса, частью которых являются требования по обеспечению реализации ФГОС.
Объем внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет 10 часов в неделю.
Модель режима образовательной деятельности
урочная деятельность
от 4 до 6 уроков в зависимости от расписания уроков на определенной параллели
перерыв
45 минут (обед, прогулка)
внеурочная деятельность
от 1 до 3 занятий в зависимости от общего количества часов внеурочной деятельности и необходимости разгрузки последующих учебных дней
Расписание урочной и внеурочной деятельности организуется согласно составленному расписанию и утвержденному директором школы.
В этом учебном году мы работаем, используя оптимизационную модель. Она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагогдополнительного образования, учитель физической культуры, социальный педагог, педагог-психолог, старшая вожатая, библиотекарь и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями был проведён мониторинг родителей с целью выявлениянаправлений внеурочных занятий.
По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по своему направлению. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.
Для реализации апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на первом этаже, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.
Школа располагает кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенным к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, проектор, интерактивная доска.
В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, школа сама разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Расписание для уроков и внеурочных занятий составляется отдельно.
Приложение1 «Примерны план внеурочной деятельности в 5 классе»
Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:
– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;
– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности.
Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
Участие в олимпиадах
Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3.. Социальное:
Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.
Приложение 2 «Примерный перечень форм внеурочной деятельности»
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «V четверть» при школе.
Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.
Приложение 3 «Структура программы внеурочной деятельности»
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- развитие индивидуальности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций», нравственного, эмоционального волевого компонента мировоззрения; познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству; целеустремленности, аккуратности, ответственности.
- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; навыков общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом
Отслеживание результатов деятельности проводится через анкетирование учащихся и родителей, через тестирование детей на предмет владения умениями и навыками, которые они должны приобрести в течение года по программе работы той или иной группы, а также в ходе участия детей в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах, интеллектуальном марафоне.
Внеурочная работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Именно внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Система оценки результатов программы внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС в школе разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся:
- Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных достижений.
- Результативность работы системы внеурочной деятельности определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения).
Наши родители положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия оценивают как возможность развития детей. Запланированы родительские собрания, на которых наряду с теоретическими вопросами (что такое ФГОС, внеурочная деятельность, образовательная программа) где обсуждаются успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать оргвыводы в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
Портфолио школьника
Наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам.
Анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
Второй предмет диагностики - детский коллектив
Диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»
Методика социометрии.
Третий предмет диагностики — профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика.
Методика диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. Приложение 4 «Мониторинг компетентностей обучающихся» Необходимо отметить показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности:
Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (итоги учебного года);
Проектная деятельность обучающихся;
Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
Количество обучающихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
Посещаемость занятий, курсов;
Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;
Участие родителей в мероприятиях;
Наличие благодарностей, грамот;
Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям
Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с обучающимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
Удовлетворенность обучающихся и их родителей выбранным курсов внурочной деятельности;
Презентация опыта на различных уровнях
Проведенный в школе мониторинг успешности педагогов в организации внеурочной деятельности показал, что нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствоваться, развивать материально-техническую базу, шире использовать информационные технологии, активнее привлекать педагога-психолога, расширять социальное партнерство.
Мы пришли к выводу, что успешность организации внеурочной деятельности в школе во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия у школы социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, обучающихся и их родителей (законных представителей)
Сегодня родители наших обучающихся удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ШКОЛЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья и программу воспитания и социализации как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов).
При реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений развития личности, которые будут играть системообразующую роль. В условиях функционирования школы как воспитательной системы внеурочная деятельность представляет собой один из элементов системы, который, при интеграции с другими, будет способствовать развитию и эффективности воспитания школьников.
Е.Н.Степанов предлагает условно при организации внеурочной деятельности выделить три этапа: 1)проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе; в качестве организационного механизма может быть использован план (программа) организации внеурочной деятельности как нормативный документ ОУ, определяющий общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.2) организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, при этом именно интеграция кадровых ресурсов будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностейшкольников и запросов их родителей; координацию индивидуальных и коллективных траекторий внеурочной занятости школьников может осуществлять педагог-организатор (заместитель директора ОУ по воспитательной работе) или другой педагог образовательного учреждения. 3) аналитический как осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности младших школьников.
Предметом анализа и оценки могут стать: включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности; вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности; сформированность ценностных отношений к себе и миру (как в предметной области, вызывающей интерес ребёнка вне урока, так и в смежных областях); продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности); удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
В условиях внедрения ФГОС возникла необходимость в новом жанре программного документа – программе внеурочной деятельности обучающихся.
Д.В.Григорьев и П.В.Степанов в соответствии с предполагаемым результатом выделяют следующие типы программ внеурочной деятельности:
- комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, программа воспитания толерантности и т.п.)
- программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия);
- программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- индивидуальные программы внеурочной деятельности.
В рамках программ внеурочной деятельности проводятся различные занятия, мероприятия. Необходимым условием повышения качества организации внеурочной деятельности в школе является повышение качества проведения воспитательныхзанятий, мероприятий.
Актуальность проблемы организации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности школьников не вызывает сомнения, поскольку, во-первых, с их помощью решают вопросы воспитания школьников, во-вторых, рациональная, грамотная организация досуга школьников — это основная форма профилактики девиантного поведения детей и подростков, которое в современном обществе является серьёзной проблемой.
Использование свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущным вопросом для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять это воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их общеинтеллектуальную, духовно-нравственную, культурно-творческую, социальную и спортивно-оздоровительную деятельность, на повышение уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный моральный, нравственный, а в будущем и профессиональный выбор.
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Внеурочная работа — это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе же предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей внеурочной деятельности в любом образовательном учреждении.
Как показывает практика в процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия перед его организаторами встают достаточно сложные вопросы, которые необходимо решать очень быстро, рационально, творчески и своевременно. Качество проведенного воспитательного мероприятия часто определяется работой не только непосредственного организатора (учителя, классного руководителя, социального педагога), но и самого образовательного учреждения. Поэтому, при подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо обеспечить:
- во-первых, нормативное оформление его деятельности, то есть приказ, распоряжение, положение руководства учреждения о проведении данного мероприятия по предварительному согласованию или по представлению инициатора данного воспитательного мероприятия;
- во-вторых, организационно-управленческую деятельность, то есть написание подробного сценария воспитательного мероприятия и осуществление контроля за ходом подготовительной работы;
- в-третьих, финансово-хозяйственную деятельность, то есть, составление сметы, получение необходимых средств и покупка необходимых материалов, призов, подарков, что часто является довольно сложным вопросом, поскольку образовательные учреждения не имеют широких финансовых возможностей.
Остановимся на процессе подготовки сценария воспитательного мероприятия, который вызывает у учителей и классных руководителей достаточно большие затруднения, что является причиной нежелания заниматься этим видом деятельности. Как показали результаты диагностического исследования, причиной такого положения является отсутствие необходимой для этого специальной профессиональной подготовки учителей. По нашему мнению, такая учебная дисциплина как «Внеурочная деятельность» частично могла бы решить данную проблему.
Зачастую учителя заимствуют готовый сценарий в каком-либо журнале, например, «Начальная школа», «Воспитание школьников» или на различных учительских сайтах в Интернете, например, «Открытый урок», «Методическая копилка» и т. п. В этом случае не учитываются особенности тех школьников, с которыми будет проводиться это мероприятие, нет опоры на их интересы, способности, возможности, а значит, не соблюдаются основные принципы воспитания и само воспитательное мероприятие теряет свой смысл. Никто не запрещает пользоваться такими источниками, но как вспомогательным материалом для написания своего, оригинального сценария. В ходе исследования нами было выяснено, что воспитательные мероприятия по оригинальным сценариям и с опорой на межпредметныезнания, полученные в процессе обучения дают высокие результаты в деле эстетического, нравственного и художественного воспитания.
На содержание и специфику сценария воспитательного мероприятия большое влияние оказывает личность педагога, занятого его созданием, что может приводить к тому, что сценарии могут быть похожи. Этот факт не всегда является их минусом, а говорит о сложности нахождения новых сценарных решений. Организация коллективной работы по написанию сценария, то есть, когда привлекаются, например, учителя изобразительного искусства, музыки, физкультуры или любого другого предмета в зависимости от темы сценария, его цели и задач, поможет выйти из этого положения.
Непростым, но, несомненно, важным вопросом является оформление зала, в котором будет проходить мероприятие, поскольку это связано с финансовыми затратами. Решать его необходимо, так как одним из важных условий воспитания школьников является принцип эстетизации окружающей среды и его соблюдение. Подготовку зала к мероприятию можно обсудить с учащимися и организовать, например, постоянно действующую мастерскую по изготовлению декораций, костюмов из подручных средств и бросового материала и т. п. Можно создать что-то вроде склада или хранилища декораций, костюмов, накапливать изготовленное и использовать их на других мероприятиях, занимаясь лишь пополнением этих запасов. Пусть это займёт больше времени на подготовку мероприятия, зато помимо решения связанных с этим материальных проблем, подобным образом решаются вопросы экологического, трудового, эстетического, художественного и других видов воспитания.
Модернизация современного воспитательного мероприятия заключается в использовании новых технических средств и компьютерных технологий. Современное компьютерное оборудование помогает вывести воспитательное мероприятие на более высокий профессиональный и методический уровень, выступая не только в качестве его технического оснащения, а также:
- как средство поиска и обработки информации (текстовой, видео- и аудио, фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
- как средство для создания информационно-методических материалов и документов (сценариев, планов, конспектов, методических разработок и пр.);
- как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты, социальные сети и т. п.);
- как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
- как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
- организация конкурсов проектов, творческих, научно-исследовательских работ;
- создание классных (школьных) мультимедийных библиотек (медиатек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч с интересными людьми и др.);
- участие в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.
С каждым днём всё больше расширяются возможности использования информационных компьютерных технологий, а использование этих возможностей делает воспитательное мероприятие и воспитательный процесс в целом более современным, разнообразным, насыщенным. Информационные компьютерные технологии оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия школьников, на различные виды памяти, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательного мероприятия, способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве, формированию его информационной культуры, обеспечивают реализацию межпредметных связей в процессе воспитания.
Огромное значение для повышения эффективности любого воспитательного мероприятия является его музыкальное оформление, поскольку именно музыка является наиболее действенным, эмоциональным средством, которое создаёт атмосферу любого мероприятия и которое обращено к душе ребёнка. Музыкальное оформление мероприятия должно соответствовать его целям и содержанию, быть грамотно со вкусом подобранным, с использованием качественной музыкальной аппаратуры.
Мы рассмотрели основные пути повышения уровня воспитательного мероприятия, которым, к сожалению, многие учителя, воспитатели и организаторы не придают должного внимания.
Развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить эффективность всей воспитательной работы в целом. Снижение качества воспитательный мероприятий существенно понижает и уровень воспитательной среды образовательного учреждения, что, несомненно, сказывается и на уровне воспитанности школьников и на их отношении к подобного рода мероприятиям.
Педагогическими условиями, способствующими совершенствованию организации системы внеурочной деятельности являются: переосмысление органами образования, образовательным учреждениями, педагогами возможностей использования системы внеурочной деятельности для повышения эффективности образовательного процесса: психолого-педагогическая поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности; изменение целей и содержания образования, способствующее повышению общего уровня и качества реализуемых в системе внеурочной деятельностиобразовательных программ; повышение уровня педагогического мастерства учителя через разработку программно-методического обеспечения педагогической модели, формирование и укрепление мотивации творческого роста, научных достижений; наличие особых организационных структур, обеспечивающих целостность образовательного процесса в системе внеурочной деятельности; создание развивающей образовательной среды, способной обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский:
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».
Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС НОО и ООО.
Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально
отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность
образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» (слоган компании НАЙК).
Заключение
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
Внеурочная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность помогает:
- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
- найти себя, что будет способствовать самоопределению;
- реализовать себя, что способствует самореализации;
- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.
Список использованной литературы
Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1980.
ФГОС НОО (06.10.2009)Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010. 2.Интернет-ресурс: электронные материалыКоординационного совета Всероссийского совещания по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (19-21 апреля 2011 года).
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). – Псков, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 «Примерный план внеурочной деятельности в 5 классе»
Название курса
Направление внеурочной деятельности
Кол-во часов для 5 класса
Решаемые задачи
Маршруты родного города
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное
социальное
спортивно-оздоровительное
1
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
Мой край
1
Народные игры: лапта
духовно-нравственное;
социальное
спортивно-оздоровительное
1
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Школа чемпионов
1
Подарки своими руками
духовно-нравственное;
общекультурное
0, 5
Воспитание бережного отношения к результатам человеческого труда, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности
Волшебные узоры
0, 5
Сайт моего класса
общеинтеллектуальное
общекультурное
социальное
1
Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме
Занимательная физика
духовно-нравственное;
социальное
общеинтеллектуальное
0, 5
Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей
Занимательная химия
0, 5
Живая планета
0, 5
Живая классика
духовно-нравственное;
общеинтеллектуальное
общекультурное
0, 5
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Компьютерная анимация
1
В мире книг (смысловое чтение)
общеинтеллектуальное
социальное
общекультурное
1
Овладение искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения, формирование способности читать информацию, предоставленную нам окружающим миром Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Итого
10
Приложение 2 «Примерный перечень форм организации внеурочной
деятельности»
Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина "Что? Где? Когда?", вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум "Учись учиться", серия классных часов "Замечательные люди науки", "За страницами учебника"...
Проблемно-ценностное общение: встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы – посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под разными рубриками, дискуссионные игры "дебаты", "третейский суд", "дискуссионные качели"…
Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремёсел …
Социальное творчество: школа актива, сбор лекарственных средств, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, "живая" газета…
Художественное творчество: бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея"…
Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, прогулки в городе и за городом, вечер поэзии, "девичник" и "мальчишник", "сюрпризы дружбы", "конверт откровений", психологические игры и тренинги…
Приложение 3 «Структура программы внеурочной деятельности»
№
Структура программы
Содержание структурных компонентов программы
1
Титульный лист
Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Название города.
Год создания программы.
2
Пояснительная записка
Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность;
• практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность-Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
3
Учебно -
тематический
план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам
обучения)
Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.
4
Содержание программы
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• ее название;
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
5
Методическое обеспечение
программы
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
• Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
• Перечень дидактических материалов.
материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).
6
Список литературы
Приводятся два списка литературы:
- используемая педагогом для разработки; программы и организации образовательного процесса;