kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние сказки на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о влиянии сказки на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние сказки на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста»

Влияние сказки на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе развития в Республики Казахстан происходят глубокие социально-­экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образова­ния и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Согласно «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» всесторонне воспитание детей дошкольного возраста должно стать одним из обязательных компонентов воспитательного процесса [1].

Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования. Исследования психологов (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных видах деятельностях.

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, которое предусматривает содержание программы «Біз мектепке барамыз» в образовательных областях «Социум» и «Коммуникация» важным условием реализации, которой становится выбор средств.

Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности.

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка (М.М. Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая). Однако исследователи отмечают, что соответствие специфики художественных элементов сказки психическим особенностям детей еще не обеспечивает ее положительного воздействия на развитие детского словесного творчества.

Значительная часть работ по данной проблеме сосредоточена на изучении системы изобразительно-выразительных приемов сказки, способствующих обогащению словаря, формированию образности и выразительности речи детей (С.А. Алиева, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршева, Н.Н. Насруллаева, О.И. Соловьева). В исследовании А.Е. Шибицкой определяются этапы формирования словесного творчества под влиянием русского фольклора. Предлагаются отдельные приемы работы со сказочным материалом со школьниками и детьми дошкольного возраста (Н.А. Орланова, Дж. Родари, Л.Е. Тумина, СМ. Чемортан и другие).

Таким образом, идея использования сказки как средства развития речевого творчества не является новой. Вместе с тем, данная проблема не имеет достаточного методического обеспечения. Становится очевидным противоречие между признанием влияния сказки на словесное творчество детей и недостаточной разработанностью методики обучения сочинению сказок. Актуальность и недостаточность разработанности данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников».

Развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием других психических процессов.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

На сегодняшний день определены следующие педагогические условия использования сказки как средства словесного творчества старших дошкольников: погружение детей в мир сказки, обеспечение речевой активности детей за сказочными сюжетами разнообразными творческими заданиями, стимулирование развития творческого воображения.

С учетом этих условий построена модель использования сказки в обучении старших дошкольников словесному творчеству, которая включает три взаимосвязанных аспекта. Первый – ознакомление детей с текстами народных сказок; закрепления жанровых особенностей сказки; обогащения словаря дошкольников образными выражениями, текстами начала и окончания, языковыми средствами выразительности. Содержание этой работы: чтение и рассказывание сказок, беседа по содержанию прочитанного, выполнение разнообразных творческих упражнений: сравнительное описание героев сказок, инсценировки отрывков сказок, разыгрывание отдельных эпизодов сказки, рассказ от первого лица – героя сказки. Второй – обучение детей воспроизводить содержание сказок, выполнения разнообразных творческих упражнений и заданий: игры по содержанию сказок, воображаемый диалог с героями сказок, игры-драматизации, моделирование сказок с помощью заместителей. Третий аспект – самостоятельное составление детьми творческих рассказов за сказочными сюжетами с использованием таких методов и приемов: моделирование сказок с опорой на схемы, объединение двух сказок в одну с новым сюжетом; введение нового персонажа, игры по содержанию сказок.

Таким образом, сказка оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей со сказкой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Ознакомление детей со сказкой способствует формированию не только речевых знаний, но и развитию нравственности. Сказка как никакой другой вид художественного слова решает эти задачи. Она близка детям эмоционально, поэтому восприятие сказки способствует развитию тех качеств, которые не способно решить ни одно другое произведение.

Хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе «образных средств родного языка», способность выражать свои мысли. Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Влияние сказки на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста

Автор: Зайкова Анастасия Олеговна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Одной из актуальных проблем духовной возрождение нации, восстановление ее лучших национальных традиций. "
    ["seo_title"] => string(118) "odnoi-iz-aktual-nykh-probliem-dukhovnoi-vozrozhdieniie-natsii-vosstanovlieniie-ieie-luchshikh-natsional-nykh-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "171216"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423653474"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства