Влияние здоровье-сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся
Влияние здоровье-сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние здоровье-сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся»
Влияние здоровье-сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся
«Влияние здоровье-сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся, как необходимое условие их успешной социализации».
Актуальность темы:
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% -отклонение в психосоматическом развитиии,80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями –в 1,5-2 раза. В специальной литературе появились такие, связанные со школой, термины как «школьный стресс», «школофобия»
Беспокойство вызывает раннее приобщение к никотину, алкоголю, наркотикам.
Всё это крайне негативно сказывается на интеллектуальном развитии учащихся:13% отстают от среднего уровня развития,25% испытывают затруднения и не могут полностью освоить программу школы.
В концепции модернизации российского образования говорится «Провести
Оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся
и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения
и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт использования эффективных методов обучения»
Медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения
Здоровья школьников, если не произойдут определённые изменения на уровне
образовательных учреждений, задачами которых должны быть:
Использование здоровье-сберегающих технологий образования и формирование
правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся
на здоровый образ жизни;
Ориентация медико-биологического, психологического и социально-педагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач гуманного образования – развитие природных способностей ребенка через внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровье-сберегающих технологий.
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся призвана воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организационно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно педагог может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию деятельности каждого педагога по проблеме здоровья учащихся.
Цель:
Создание на занятиях и внеурочных мероприятиях благоприятных условий, позволяющих обеспечить оптимальную работоспособность, предотвращающих утомляемость, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Принять участие в работе по организации здоровье-сберегающего пространства.
Внедрять здоровье-сберегающие технологии в систему работы
Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье
Гипотеза:
внедрение здоровье-сберегающих технологий в процесс преподавания и воспитания школьников будет успешным, если:
учитываются возрастные особенности учащихся;
воспитатель ориентируется на развитие личности каждого ребенка;
используются технологии личностно-ориентированного, дифференцированного, ненасильственного, диалогового, проблемного обучения школьников;
воспитатель учитывает требования к режимным моментам с позиций здоровье-сбережения;
воспитатель пропагандирует здоровый образ жизни среди воспитанников.
Ожидаемые результаты
В процессе работы должны быть сформированы:
понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
отношение к здоровью как к ценности;
навыки управления своим здоровьем;
знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
культура межличностных отношений;
навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
Этапы работы над темой
На первом этапе была определена исходная позиция будущей темы самообразования. Для этого, необходимо было изучить труды отечественных авторов по педагогике и психологии, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущей самообразовательной работы обсуждались с классным руководителем –В результате был обозначен круг психолого-педагогической, методической литературы, послужившей основой для определения сущности структуры здоровье-сберегающих технологий.
На втором этапе разработаны педагогические условия влияния здоровье-сберегающих технологий на работоспособность и утомляемость учащихся, обоснованы методы проведения эксперимента, организация и проведение различных форм внеклассных мероприятий, соответствующих требованиям здоровьесбережения.
Заключительный этап будет посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента.
Диагностический этап
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Приобретение методической» литературы. Изучение литературы по проблеме. Выход на сайты для изучения отдельных тем и разделов. Разработка программ по направлениям деятельности.
Изучение опыта:
тема опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г. Москвы»
опыт работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Сызрани» по теме «Реализация системного подхода в сохранении и укреплении здоровья школьников через взаимодействие участников образовательного процесса»;
Козлицкая И. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Из опыта работы.
Практический выход
Творческое сотрудничество: работаем над темой совместно с классным руководителем
создание коллекции физкультминуток для уроков и внеклассных занятий;
разработка и проведение часов интересного общения и занятий на основе здоровьесберегающих технологий. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний)индивидуальные беседы, инструктажи.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала занятия или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на занятии, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение самоподготовки.
Итоги работы по теме
Так как работа еще не окончена, то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:
изучена литература по теме самообразования;
разработаны и проведены внеклассные мероприятия по теме самообразования согласно календарно-тематического планирования:
- Режим дня.
- Хорошее здоровье превыше всего.
- Познакомьтесь с гигиеной.
- Овощи, ягоды, фрукты - полезные продукты.
- Ты и твоё здоровье.
- Разговор о здоровой пище.
изучен опыт отдельных школ и педагогов России, исследующих данную тему.