проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения;
разбивка детей на 2 группы;
определение задания для каждой группы с целью активизации наблюдательного процесса у детей;
разучивание поговорок, примет, пословиц и стихов об осени.
Время проведения экскурсии: наиболее благоприятное время – ноябрь, когда начинаются осенние каникулы, листья деревьев и кустарников приобретают характерную окраску, и начинается листопад. Погода предпочтительна солнечная, одежда детей утепленная, обувь удобная.
План экскурсии:
Общее знакомство с местностью. Внешний вид гор, пруда в период осени.
Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.
Начало экскурсии: экскурсия начинается у подножьягор.
^ Ход экскурсии: Общее знакомство с местностью. Внешний вид гор и пруда в период осени
- Доскажите словечко: Если лист сухой летит, На земле ковром лежит. Среди тучек неба просинь. Знаем точно, это… (осень)
- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето, пруд) .
- Сегодня мы полюбуемся красками осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.
(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу).
- Послушайте тишину пруда. Как вам кажется, пруд вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?
- Раз вам хорошо, значит, и пруд вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать пруд стихами об осени.
(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени).
Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан, Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан. Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма, Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан. Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай, Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай. Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп, Жапырағынан айрылған ағаш, қурай. Біреу малма сапсиды, салып иін, Салбыраңқы тартыпты жыртық киім. Енесіне иіртіп шуда жібін, Жас қатындар жыртылған жамайды үйін. Қаз, тырна қатарланып қайтса бермен, Астында ақ шомшы жүр, ол бір керуен. Қай ауылды көрсең де, жабырқаңқы, Күлкі-ойын көрінбейді, сейіл-серуен. Кемпір-шал құржаң қағып, бала бүрсең, Көңілсіз қара суық қырда жүрсең. Кемік сүйек, сорпа-су тимеген соң, Үйде ит жоқ, тышқан аулап, қайда көрсең. Күзеу тозған, оты жоқ елдің маңы, Тұман болар, жел соқса, шаң-тозаңы. От жақпаған үйінің сұры қашып, Ыстан қорыққан қазақтың құрысын заңы.
Лес осенью Меж редеющих верхушек Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом махая, белка Легкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережет густую тень. Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Ауылды ойлап, қаланы ойлап, жырды ойлап, Жүріп жатқан жайымыз бар сұр бойдақ. Біз де ержеттік әне-міне дегенше, Қайда достар жүрген кеше бірге ойнап? Бақытымыз шықпады алдан біз күткен, Сағынышқа кетті айналып күз тіптен. Есімізге әлдекімді салады Подъездегі ғашық үндер үздіккен. Көкейіме кептеледі бір тілек,
- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. В чем волшебная сила улыбки? - Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.
Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе
- Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты. - Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
- Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.
Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту березки.
Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки.
Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.
Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей.
Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.
- Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья.
Подкидывают листочки вверх.
«Перелетные птицы» Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.
Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.
Подведение итогов наблюдений - Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1 группы) - Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 2 группы (Ответы учащихся).