Статья «Способы оценки результативности учащихся 1-5 классов. Критерии оценки знаний, умений, навыков»
Статья «Способы оценки результативности учащихся 1-5 классов. Критерии оценки знаний, умений, навыков»
Аннотация
Каждый педагог является творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приёмов и методов. Он является главным экспертом в оценке результативности личностного и творческого роста обучающегося.Преподаватель лично отвечает за качество успеваемости своих учеников, следовательно, и за оценку этого качествас помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Способы оценки результативности учащихся 1-5 классов. Критерии оценки знаний, умений, навыков»»
Статья «Способы оценки результативности учащихся 1-5 классов.
Критерии оценки знаний, умений, навыков»
(по программе дополнительного образования – «Хореография»)
Выставляя оценку учащемуся, преподаватель не должен проявлять излишнюю мягкость или непомерную требовательность. Руководитель должен проявить объективность и точность в оценке успеваемости. Ведь в конечном итоге результат успеваемости учащегося есть показатель работы самого преподавателя. Поэтому руководителю не следует преувеличивать или занижать оценки, напротив, необходимо доказать детям, что только справедливая оценка может принести им настоящую пользу. Что настоящих результатов успеваемости они могут достигнуть только в том случае, если будут сами правильно и объективно относиться к выставленной оценке. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
Оценивая учащегося, следует принимать во внимание не только исполнительское умение, но и знания учеников, которые проверяются устным опросом. Например, на темы исполнительских приёмов, художественного вкуса, музыки, позы, жеста и т.д.Также следует задавать устные вопросы каждому ученику, которые имеют отношение к выполнению текущего задания, но продумывать эти вопросы так, чтобы не ослабить темп проведения урока. Когда преподаватель выслушивает устные ответы учащегося, он должен научить ребенка связному, четкому, образному и краткому изложению мысли, а также правильному произношению музыкальных и танцевальных терминов.
В результате занятий хореографией ученик должен показать определённый набор знаний:
Один раз в четверть опрашивать детей устно.
1 класс:
Названия движений и упражнений.
Описание правил выполнения изучаемых движений.
2 -3 класс:
Составлениекомбинированных движений.
Самостоятельное составление упражнений с указанием музыкального материала.
Указание размера и характера музыки.
4 -5 класс:
Самостоятельное составление отдельных частей урока.
Составление целого урока раз в полугодие.
Название терминов классического танца.
Основные показатели, которыми должен руководствоваться преподаватель при оценке успеваемости:
В какой мере ученик освоил объём программы;
В какой степени он осмыслил её содержание;
Как, в каком качестве умеет практически владеть ученик пройденным учебным материалом.
Следует учитывать возрастные особенности ребёнка его профессиональные данные, они во многом определяют успеваемость. А профессиональные данные ребенка слагаются из внешних данных:
Учитывая все вышесказанное, отметку «5» можно поставить ученику:
Если он исчерпывающе знает объем учебной программы.
Правильно выполняет пройденные движения и упражнения.
Умеет точно, устойчиво, гибко и мягко выполнять всевозможные учебные задания.
Телосложение имеет стройное и пропорциональное.
Двигательный аппарат сильный, выносливый, гибкий и легкий.
Обладает хорошо развитым вниманием.
Обладает отличной музыкальной и хореографической памятью.
Обладает врожденным чувством ритма и эмоциональностью восприятия музыки.
Живым и ясным творческим воображением.
Яркой исполнительской индивидуальностью.
Отметку «4» можно поставить ученику:
Хорошо знает объём учебной программы.
Довольно правильно выполняет пройденные движения и упражнения.
Умеет хорошо, устойчиво, гибко и мягко выполнять всевозможные учебные задания.
Телосложение имеет стройное и пропорциональное.
Двигательный аппарат не очень сильный и гибкий.
Обладает хорошим вниманием.
Обладает хорошей музыкальной и хореографической памятью
Обладает неплохим чувством ритма и эмоциональностью восприятия музыки.
Хорошим творческим воображением.
Неплохой исполнительской индивидуальностью.
Отметку «3» можно поставить ученику:
1. Если он удовлетворительно знает объем учебной программы.
2. Если он удовлетворительно знает правила выполнения изученных движений.
3. Хорошо справляется с выполнением простейших движений и заданий.
4. Хорошо относится к повседневной работе.
5. Телосложение имеет пропорциональное.
6. Двигательный аппарат довольно подвижный, но недостаточно сильный.
7. Внимательный - обладает хорошей памятью.
8. Обладает удовлетворительным чувством ритма.
9. Достаточно музыкален, творчески активен.
10. Но исполнительная индивидуальность (включая и внешние данные) не отличается примечательными свойствами.
Здесь я привела оценки «5» «4» и «3», так как они дают достаточное представление о тех требованиях, которые должны предъявляться к успеваемости учащихся. Но и эти примеры надо рассматривать, не как стандарт, а лишь, как ориентировочные случаи, заключающие в себя сумму показателей, из которых слагается оценка успеваемости ученика. Оценку «2» на уроках не ставлю, так как дети приходят в кружок по собственному желанию и, получив неудовлетворительную оценку, ребёнок, может полностью потерять интерес к занятию хореографией.
И, наконец, ещё раз хочу напомнить, что оценка каждому ученику должна выводиться не сухо арифметически, а учитывая все данные ребенка. Уделяя также внимание отношению ребенка к занятиям. И чем младше ученик, оценивать его успеваемость надо осторожно, любовно и дальновидно.
Формы и методы оценки результатов 1 года обучения:
1. Практический тест по разделу «Музыкальная грамота».
2. Контрольный срез на знание танцевальных терминов.
3. Творческий рассказ на тему «Откуда ты, танец?».
4. Творческие игры на умение, воображение и фантазию: «Снеговик», «Росток», «Тряпичная кукла и оловянный солдатик», «Сахар». Импровизация под музыку.
5. Промежуточная аттестация (упражнения на растягивание мышц и связок).
6. Творческий отчёт для родителей.
Формы и методы оценки результатов 2 года обучения:
1. Устный опрос по разделу «Русский танец».
2. Контрольный срез на знание терминов классического и народного танцев.
3. Практический тест на ориентировку в пространстве: точки зала, колонна, линия, «лучик», круг, полукруг, пары (тройки, четверки).
4. Промежуточнаяаттестация (упражнения на развитие выворотности).
5. Постановочная практика «В поисках творчества»:
- «Закончи движение»,
- «Продолжи движение»,
- танцевальные импровизации под музыку.
6. Участие в концертах и фестивалях.
Формы и методы оценки результатов 3 года обучения:
1. Устный опрос по разделу «Истоки русского балета».
2. Практический тест «Руки, ноги, позы в классическом танце».
3. Практический зачет по основам актерского мастерства.
4. Промежуточная аттестация (упражнения на укрепление мышц брюшного пресса).
5. Постановочная практика «В поисках творчества»:
- «Зеркало»,
- составить комбинацию на заданную тему,
- танцевальная импровизация под музыку.
Формы и методы оценки результатов 4 года обучения:
1. Устный опрос по разделу «История развития танца».
2. Контрольный срез на знание танцевальной терминологии.
3. Контрольный зачет «Методика исполнения упражнений у станка и на середине».
4. Промежуточная аттестация (упражнения на улучшение гибкости позвоночника).
5. Выступление на фестивалях и конкурсах.
Формы и методы оценки результатов 5 года обучения.
1. Постановочная практика «В поисках творчества»:
- составление комбинации в классическом стиле,
- составление комбинации в народном стиле,
- составление танцевальной связки в современном стиле,
- танцевальная импровизация на заданную тему.
2. Контрольный срез на знание назначений упражнений на развитие двигательных способностей (мышечной силы, гибкости, выносливости, быстроты движений).
3. Самостоятельная работа над качеством изучаемых танцевальных движений и развитием двигательных способностей: мышечной силы, гибкости и выносливости.
4. Самостоятельное проведение разминки.
5. Участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Учитывая профессиональные данные ребёнка, нельзя предъявлять всем ученикам однотипные требования. К каждому обучающемуся должен быть индивидуальный и дифференцированный подход. Например, ученик обладает отличными актерскими способностями, но посредственнымивнешними данными и наоборот. Иногда ребёнок при весьма скромных внешних физических данных достигают высоких актёрских результатов. А бывает, наоборот, при вполне хороших внешних физических данных, артистическими данными ребёнок не обладает. Поэтому к каждому ученику надо подходить индивидуально и бережно, чтобы ребёнок проявил максимум усилий для достижения хороших результатов.
Успехи каждого обучающегося находятся всё время в стадии совершенствования. Не замечать и не учитывать этого, значит не видеть главного в ученике.Дополнительно уместно учитывать хорошее здоровье и желание ребёнка заниматься хореографией.
Очень часто на занятиях используется работа учащихся в парах или тройках, где одному (более успешному в обучении) предлагается роль педагога, а другим (неуспевающим) – учеников. В зависимости от темпа обучаемости и упражнения, которое не получается, в разных подгруппах может варьироваться не только время выполнения, но и содержание заданий. Далее, с целью контроля эффективности такого обучения, обязательно идёт проверка качества выполнения работы каждого из участников подгруппы (и учащего и обучающего) в виде обще группового просмотра исполнения упражнений, где каждый «педагог» представляет своего «ученика», и оценивается и качество исполнения, и качество обучения, или даже в виде мини соревнований между подгруппами. Анализируют, указывают на ошибки и достижения, оценивают результативность друг друга дети самостоятельно, но под педагогическим контролем.
Для определения лидера в группе по итогам месяца, происходит символическое награждение обучающегося, который награждается дипломом «звезда танцпола». То есть чем лучше и больше заданий будет выполнено, тем большая вероятность победить в заявленной номинации. Педагогу это помогает точнее представить индивидуальную и групповую картину развития способностей, проанализировать эффективность выбранного хода обучения, скорректировать свою работу, детей мотивирует на качественное выполнение большего объёма заданий, стимулирует к познанию и творчеству, а их родителям даёт представление об успеваемости своего ребёнка.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют мне в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.
Таким образом, форма оценки результата ученика очень важна идолжна быть конкретна и понятна детям, отражая реальный уровень их подготовки. Главное – побудить ученика к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.