kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Становление личности ребенка через ролевую игру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Становление личности ребенка через ролевую игру»

Становление личности ребенка через ролевую игру

Брендюрева Валентина Егоровна, старший воспитатель

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

Детей в дошкольном возрасте привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребенок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег на участке детского сада; он просит у плотника настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках. А какое огромное удовольствие доставляет ему возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его! Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.

В чем же может осуществить это свое стремление малыш? В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет.

Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Старая добрая игра в дочки – матери в наши дни трансформировалась в игру с куклой Барби, в которой с обезоруживающей непосредственностью представлена вся шкала ценностей, присутствующих во взрослом мире в более закамуфлированном виде. Игре в войну не одна сотня лет, и она вполне может быть причислена к “игровым универсалиям”. Конкретное содержание этой игры – кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия – всецело определяется историческим моментом. Сегодня наши дети играют не в “красных” и “белых”, а в “спецназ” и “террористов”. Игра – старая, образ войны – новый. Самостоятельно дети выбирают для игры те повседневные сюжеты или те занятия взрослых, которые воспринимаются ими как неотъемлемая часть окружающего мира, которые наиболее интересны и насыщены с точки зрения человеческих отношений. Воспитанники детского сада, чьи родители работают на ЕлАЗе, с увлечением играют с машинками, возводят из конструкторов цеха завода, маркеты по продаже автомобилей. Дети, воспитывающиеся в семьях нефтяников, свободно владеют терминами “скважина”, “качалка”, “подъемник”; умеют играть с макетами нефтяных скважин и включают их в сюжеты ролевых игр.

Но в нашей педагогической деятельности важно не только, во что дети играют, но и как играют. Поясню это на примере. Ребенок едет верхом на лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает обычная гимнастическая палка. Он весело играет, скачет на палочке, погоняя ее прутиком. Но вот ребенку надоело скакать, он бросает палку и бежит к другому увлекшему его предмету. И другой ребенок, играющий в ту же игру, подъезжает к углу комнаты, ставит свою “лошадку”, идет в другой угол, берет там ведерко, подходит к “лошадке” и, подставляя ведерко к ее “голове”, говорит: “На, пей, поработала, теперь попей”. После того, как палочка лошадка “попила”, мальчик кладет перед ней кубик, изображающей сено, поглаживает “лошадку” и уходит от нее со словами: “Ты отдохни, а я пойду на работу”. В этой игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил заботу о лошади, накормил и напоил ее, не бросил, а поставил ее на место, т.е. позаботился. Оба мальчика, взяв на себя роль наездника, отобразили в игре отношение его к лошади: в первом случае – безразличное, во втором – заботливое.

Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях позволяет мне сделать вывод: игра по – разному влияет на воспитание ребенка зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду – все это должно быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

В младшем дошкольном возрасте ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми. Наконец, ребенок старшего дошкольного возраста в игре “схватывает” общественную сущность деятельности взрослых. В этом выражается все более глубокое знакомство с жизнью окружающих его взрослых людей. Игра через свое содержание выводит ребенка за пределы узко семейного круга.

Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с “пассажирами”, которых он “перевозит”, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично, во что и как играют дети. Взрослым важно помнить и о том, что вмешательство в детскую игру требует большого такта. Это следует делать только в тех случаях, когда игра представляется нежелательной, вредной в воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок исчерпал свои возможности, много раз повторяет одни и те же действия, и игра начинает надоедать ему.

Ролевая игра – очень мощное средство социализации личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют наши воспитанники, играя, - в значительной степени зависит от нас, педагогов дошкольного учреждения. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают к аналогам сюжетно – ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Становление личности ребенка через ролевую игру

Автор: Литвиненко Анжелика Юсуповна

Дата: 17.09.2017

Номер свидетельства: 428504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Роль сюжетно-ролевой игры в социальном становлении ребенка"
    ["seo_title"] => string(66) "rol_siuzhietno_rolievoi_ighry_v_sotsial_nom_stanovlienii_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "351355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477161282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему «Сюжетно-ролевые игры в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-na-tiemu-siuzhietno-rolievyie-ighry-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "276236"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452693934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация для воспитателей «Формирование дружеских отношений между детьми во время игр» "
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-formirovaniie-druzhieskikh-otnoshienii-miezhdu-diet-mi-vo-vriemia-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "207286"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430390358"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Формирование у детей дружеских отношений во время игры консультация для воспитателей"
    ["seo_title"] => string(100) "formirovaniie-u-dietiei-druzhieskikh-otnoshienii-vo-vriemia-ighry-konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "257115"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448278842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства