Тема урока | Количество теплоты и тепловые явления |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цели | Проверка основных понятий количество теплоты, знания формул и умения объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и применять приобретенные знания и умения в жизни |
Задачи | Образовательные: закрепление знаний взаимосвязи величин: количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления; умения решать задачи. Развивающие: развитие в процессе урока коммуникативных, творческих способностей детей и логического мышления. Воспитательные: воспитание у учащихся интереса к предмету и позитивного отношения к окружающему миру |
Формирование УУД | - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока; самоконтроль своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения. -Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение работать с информацией в разных видах (текст, схема, таблица, иллюстрация, презентация). |
Планируемый результат | Предметные познакомить с приемами решения некоторых видов текстовых задач, уметь использовать таблицы, учить находить в тексте физические термины, применять полученные знания на практике. | Метапредметные развивать: - умение формулировать цели и пути достижения своей деятельности; - умение строить речевые высказывания на языке предмета в устной и письменной форме, слушать собеседника и вести диалог; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и определять способы достижения результата деятельности; - логическое мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и рассуждения. | Личностные формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формировать умения организовывать свою деятельность |
Основные термины и понятия | Количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, тепловые явления |
Проблема урока | Выяснить зависимость между количеством теплоты, удельной теплоемкостью вещества, температуры и массы Тепловые явления в природе и жизни человека |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихсяЧто делают? | УУД Что делать? (сделать?) |
Организационный момент Метод: «Энергизатор». Численность: Все учащиеся. Время: 1 мин Проведение: Учитель начинает урок в стихотворной форме | Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Пожелаем удачи себе и друг другу. Три пути ведут к знаниям: Путь размышлений – самый благородный, Путь подражания – самый легкий, Путь опыта – самый горький (Конфуций) - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями. | Приветствуют учителя. Самоконтроль готовности к уроку. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Метапредметные (УУД) Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Коммуникативные: - формировать умения слушать и слышать. |
Подготовка к активному сознательному усвоению материала Время: 4 мин Метод: «Инструментальный пазл». Цели: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Численность: Все учащиеся. Подготовка : работа с формулами Время: 4 мин Проведение: Учитель предлагает всем определить название формул | Ребята откроем рабочие тетради и проверим домашнее задание. Молодцы! С заданием справились. Запишите число. 1.Повторение Работа в парах. -На листочках кроссворд. Вам надо его разгадать и расшифровать ключевое слово. - Проверим ваши ответы. - Какое слово у вас получилось. - Я рада, что все справились с заданием. После выполнения каждого задания отмечайте в маршрутном листе собственные успехи.
- У нас сегодня в гостях буквы латинского алфавита. На доске три буквы Q, m, L ,c, g, ʎ, t - Как вы думаете, зачем? - Что мы с вами будем сегодня делать на уроке? (решать задачи) - С помощью чего решаются задачи? (схема, формулы) - В чем состоит взаимосвязь? Составить логическую цепочку. (учащиеся сами должны прийти к формулам) 1.Q = cm(t2-t1), 2.Q =m L, 3. Q = mg, 4. Q = mʎ -Какую цель поставим перед собой на уроке? - Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций. Отмечайте в маршрутном листе собственные успехи. | Записывают в тетрадь число, выполняют задание на индивидуальных листах и проверяют свою работу. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель записывают формулы | Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные (УУД) Регулятивные: - выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - ориентироваться в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: -организовывать свою деятельность -формировать умения оказывать помощь товарищу Метапредметные (УУД) Познавательные: - обобщать, делать выводы; -развивать память и речь на языке предмета; -формировать умения решать задачи на определение количества теплоты Коммуникативные: -работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе Регулятивные: - понимать причины успеха/неуспеха |
Определение ожиданий и опасений Метод «Прогноз погоды» Цели: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки Численность: весь класс Время: 2 минут. Проведение. 2 плаката. На одном солнышко, на другом тучка. | Предлагаю ожидания записать на солнышках, а опасения на тучках и приклеивают свои листочки. В конце урока мы вернемся к нашим ожиданий и опасений. | Записывают на солнышках и тучках свои ожидания и опасения | Личностные: -организовывать свою деятельность |
Закрепление изученного материала Цели: формировать умение решать задачи Численность: Все учащиеся. Время : 7 мин Проведение: Учитель просит разделиться на группы. | Тема: Решение задач на количество теплоты. - Предлагаю решить задачу. Какое количество теплоты потребуется, чтобы 20 кг воды взятой при температуре 100С, нагреть до кипения и обратить в пар. - Ребята как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы правильно решить задачу? Каждая группа составит порядок выполнения работы при решении задачи. Общий алгоритм решения задачи: - Читаем внимательно условие - Составляем краткую запись - Пишем формулы - Подставляем числовые значения ДАНО m =20 кг t1 = 100С t2 =1000С c =4200 L= 2,26× 106 | РЕШЕНИЕ Q1 = cm(t2-t1) Q1= 4200×20×(100 -10) =7560000Дж Q2 =m L Q2 =20×2,26×106 = 45,2×106Дж Q = Q1 + Q2 Q = 7,56× 106 + 45,2×106 = 53,76×106 Дж | Q -? | Ответ: Q =53,76×106 Дж - Отмечайте в маршрутном листе собственные успехи. | Выполняют действия по заданию учителя на закрепление. Учащиеся делятся на группы.
Моделируют задачу по предложенным данным.
Выполняют самооценку по алгоритму | Личностные: -формировать умения организовывать свою деятельность; -формировать умения оказывать помощь товарищу. Метапредметные (УУД) Познавательные: - извлекать информацию из таблиц и текста; - формировать умения решать задачи на количество теплоты Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других. |
Эмоциональная разрядка (разминка) Метод: «Земля, воздух, огонь и вода»». Цели: снятие напряженности и усталости, расслабление или восстановление энергии Численность: Все учащиеся. Время: 2 мин Проведение: Учитель просит изобразить одно из состояний | Воздух – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Земля – можно с силой давить на пол, топать или прыгать. Огонь – ученик изображают пламя огня активно двигая руками, ногами, всем телом. Вода – выполняют мягкие, свободные движения руками, ногами будто в воде. | Выполняют упражнения физкультминутки. | Личностные: -формировать умения организовывать свою деятельность; |
Проработка содержания темы Метод: «Тест достижений». Численность : весь класс Время: 20 мин Подготовка: Презентации по данной теме Проведение: Учащиеся показывают презентации | Красивое и необычное находятся рядом, чудеса творятся, происходят вокруг нас каждый час, день, только надо присмотреться, прислушаться. Защита проектов. 1.Круговорот воды в природе 2. Как образуется роса. 3. Как образуется иней. 4.Как образуется снег. | Демонстрируют задание самостоятельно или группой. Делают записи виде вопросов по каждой теме. Выполняют самооценку по алгоритму. | Метапредметные (УУД) Регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; Познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание Время: 2 мин | Запишите домашнее задание: В.И. Лукашек Сборник задач по физике № 1121 и творческое задание на листочках | Рассуждают о способах выполнения домашнего задания. | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Рефлексия Метод «Прогноз погоды»2 Цели: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Численность: весь класс Время: 3 минуты Проведение: Учитель предлагает всем снова вернуться к ожиданиям и опасениям. | -Какую цель мы ставили на уроке? -Как вы считаете, мы достигли цели? Учитель просит детей забрать то, что не сбылось, тогда сразу станет видно, усвоен материал (остались солнышки) или не усвоен (остались тучки) - Отмечайте в маршрутном листе собственные успехи. - Благодарю вас за активную работу. | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку в маршрутных листах. | Познавательные: – формировать умения обобщать, делать выводы Регулятивные: - понимать причины успеха/неуспеха - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |