Проект способствует пробуждению в детях интереса к народным традициям, они своими руками занимаются оформлением русской избы, находят предметы старины и знакомятся с ними, ощущают радость от того, что соприкоснулись с теми вещами, которыми пользовались еще их прабабушки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект: "Я - гражданин России"»
МКОУ Брединская средняя общеобразовательная школа № 2
Социальный проект:
«Я - гражданин России»
«Сохранение культурных традиций и исторической памяти»
Тема: «Русская изба»
Работу выполнили:
учащиеся краеведческого музея
Возрастная группа учащихся: 12-13 лет
Руководитель проекта:
Исаева Вера Васильевна
2015–2016 г.
Возникновение идеи проекта
У ребят появился интерес – а что мы знаем о культуре и традициях нашего народа, где и как жили предки. Эта тема стала для нас актуальной. Решили начать с малого. Изучили материалы школьной библиотеки, посетили музей нашего района и опросили местное население о сохранившихся обычаях и традициях.
В течение многих лет в школьном музее собирались экспонаты, связанные с историей быта русской избы. Они были собраны Никериной В.П. и членами краеведческого кружка.
А предметы старинной кухонной утвари для музея предоставили жители Нового Городка: Николаева Н.А., Артюшина Н.А., Бирбасова А.С., Вернигора Ю.Ф., Карамулина Р.З., Губарькова А.А.
Поэтому было решено оформить в школьном музее уголок русской избы, для того чтобы сохранить предметы старины и узнать больше о традициях, обычаях и культуре русского народа, узнать, как жили наши предки. Большую помощь в оформлении оказали ребята из кружка «Умелые руки» под руководством Вернигора Ю.Ф. (изготовили стол, лавки).
Ключевая идея проекта
Научить подростков проявлять более серьёзный интерес к делам общества, заботиться о старшем поколении через осмысление опыта старшего поколения, наложение опыта молодых и совместное переживания в рамках совместной работы над проектом.
Подготовить и провести в школьном музее мероприятия для учащихся начальной школы, чтобы рассказать им о традициях, обычаях и культуре русского народа.
Актуальность проекта
Народная культура и народные традиции формировались веками через принципы и заповеди. И сейчас, когда появилась острая необходимость формирования гражданской позиции у молодого поколения, патриотизма и любви к своей Родине, следует повернуться лицом к народным традициям и обычаям, преемственности поколений, ощутить свои корни, возродить национальную культуру и традиции.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности общества.
Методический паспорт
Данный творческий проект направлен на расширение кругозора детей подросткового возраста, на приобщение их к народной культуре, в частности к предметам русской избы.
Тема проекта
Тема проекта связана с изучением истории родного края и предметами русской старины, на примере русской избы.
Вид проекта: информационно – практический.
Цель проекта
- Формирование мотивации воспитанников к познавательной деятельности через самостоятельное изучение предметов русской избы.
- Воспитание и уважение к своей истории и культуре народов России.
- Способствовать развитию у детей коммуникативной компетенции, через общение с разными возрастными группами людей.
Задачи:
- Вовлечение детей в активный познавательный процесс.
- Формирование навыков по исследовательской работе.
- Развитие творчества через оформление русской избы.
Возраст: 12 – 13 лет.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Для осуществления проекта использовались: школьная и домашняя библиотеки, компьютер, мастерские по трудовому обучению, Интернет-ресурсы.
Дополнительно привлекались: педагоги школы, родители.
Предполагаемые изменения:
- привитие интереса к предметам старины;
- повышение самооценки и возможности самореализации;
- формирование навыков коммуникативного общения;
- развитие самостоятельности;
- развитие творческой активности.
Осуществление творческого проекта
Работа над проектом включает в себя как индивидуальные творческие маршруты, так и работу в группах. Дети работают на занятиях во внеурочной деятельности. Дома детям помогают родители.
Руководитель проекта координирует, направляет работу детей.
Свою работу над проектной деятельностью мы начали с индивидуальных заданий, а затем всё объединили в коллективную творческую работу.
Данные материалы можно использовать на уроках истории, трудового обучения, рисования и просто для расширения кругозора детей.
Стадии работы над проектом:
- Подготовительный этап
- Планирование
- Исследование
- Результаты и выводы
- Презентация
- Рефлексия
Подготовительный этап
Задачи:
- сделать привлекательной тему проекта;
- определиться с целями проекта и его задачами;
- сделать так, чтобы реализация работ над проектом приобрела
для воспитанника ценностно-личностную значимость.
Направление
работы
Содержание
деятельности
Деятельность
детей
Деятельность
педагога
Совместная деятельность группы
Оформление уголка русской избы.
Подготовка экскурсии «Семь особых мест русской избы» и экскурсовода.
Подготовка и проведение народных праздников («В гостях у самовара», «Колядки»).
Подготовка и проведение мероприятия «Рукоделие русских женщин».
(Сентябрь 2015 г-январь 2016 г)
Обсуждение
Беседа
Лекция
Практические занятия
Выявление интересов детей
Знакомит со смыслом проектной деятельности
Мотивирует детей
Знакомит с предметами русской избы
Ставит цели и задачи проектной деятельности
Расширяет кругозор детей о русской избе
Планирование
Задачи:
- выработать план действий;
- вовлечь детей в познавательный процесс.
Направление
работы
Содержание
деятельности
Деятельность
детей
Деятельность
педагога
Деление на творческие группы по 2-3 человека
Выработка плана действий и постановка цели
Обсуждение
Помощь в постановке целей, планировании действий
Мотивация
Исследование и практическая деятельность
Задачи:
- формировать навыки по исследовательской работе;
- корректировать действия.
Направление
работы
Содержание
деятельности
Деятельность
детей
Деятельность
педагога
Индивидуальная работа детей
Совместная работа детей и педагога
1 этап: Семь особых мест в русской избе.
2 этап: В гостях у русского самовара.
3 этап: Рукоделие.
5 этап: Колядки.
Шаг 1: Сбор материалов о русской избе (информацию, иллюстрации)
Шаг 2: Оформить творческий отчет
Шаг 3: Выступить перед классом с сообщением
Шаг 4: Оформить уголок русской избы
Шаг 5: Участвовать в презентации
Организовать работу детей так, чтобы можно было объединить индивидуальные работы в групповой отчет
Консультирует, помогает, координирует.
Результаты и выводы
Задачи:
- подготовить анализ проделанной работы;
- обсудить с детьми результаты работы.
Направление
работы
Содержание
деятельности
Деятельность
детей
Деятельность
педагога
Совместная работа детей и педагога
Подведение итогов проектной деятельности
Обсуждение
Организует анализ проведенной работы
Рефлексия
Работа над проектом «Русская изба» помогла расширить кругозор детей о русской избе, в частности об убранстве избы, семи особых местах в русской избе, о рукоделии русских женщин. В работе над проектом ребята получили опыт общения с разными возрастными группами: тесно общались с пожилыми людьми, смогли узнать от них много нового и интересного о рукоделии, а также познакомили учащихся начальной школы с некоторыми традициями и обычаями русского народа.
Учащиеся с помощью руководителей проекта оформили в школьном музее уголок русской избы, а также эта работа предоставила им возможность проявить свою самостоятельность, творчество.
Проектная деятельность позволила застенчивым, не уверенным в себе детям раскрыться, они уже не так стеснялись выступать перед классом со своими сообщениями, участвовать в презентации проекта.
Подростки стали более ответственно подходить к выполнению поручений, что начатое нужно доводить до конца.
Дети привлекали родителей к оформлению, подбору материалов для проекта.
Если даже небольшие изменения в лучшую сторону происходят в детях во время проектной деятельности, то это уже очень хорошее дело.