Содержание внеурочной деятельности как условие развития одаренности младшего школьника
Содержание внеурочной деятельности как условие развития одаренности младшего школьника
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание внеурочной деятельности как условие развития одаренности младшего школьника »
Содержание внеурочной деятельности как условие ФГОС НОО
развития одаренности младшего школьника
Учитель: Григорьева Лидия Кузьминична
«Все мы думаем, что наша обязанность,
призвание – это делать разные дела… а дело у нас одно:
делать свою жизнь, сделать так,
чтобы жизнь была цельным, разумным, хорошим делом».
Лев Толстой
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в младших классов, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.
Цель курса: развивать артистические способности учащихся младшего возраста, воспитывать внимательного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом.
Задачи:
формирование практических навыков творческой деятельности;
развитие культуры и техники речи, памяти, воображения, артистических способностей;
раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, опираясь на синтетическую природу театрального искусства;
формирование навыков коллективного взаимодействия и
общения;
развитие интереса к мировой художественной культуре;
воспитание творческого отношения к созданию театрального действия.
Формы проведения занятий:
игра;
беседа;
иллюстрирование;
изучение основ сценического мастерства;
мастерская образа;
мастерская костюма, декораций;
инсценирование прочитанного произведения;
постановка спектакля;
посещение спектакля(заочная форма);
работа в малых группах;
актёрский тренинг;
экскурсия;
выступление.
Театральная студия работает над творческими проектами (1-4 классы), предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, импровизации, тренинги и т.д.
Содержание творческого проекта:
1 шаг: разработка сценария и распределение ролей;
2 шаг: подготовка декораций;
3 шаг: демонстрация живой картины;
4 шаг: премьера спектакля;
5шаг: «гастроли» (выступления театрально-фольклорной студии «Брусничка» на библиотечных уроках, на внеклассных чтениях при изучении устного народного творчества, сказки народов мира, произведений зарубежных писателей и т.д.)
Продукт проектной творческой деятельности:
мини-спектакли, представления, подготовка костюмов и декорации, афиш и билетов, разработка сценарий, праздники, системы иллюстраций, сказки и т.д.
Работа над проектом продолжается в процессе всего обучения.
Данный курс позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, выступить в роли декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Именно в творчестве проявляется одаренность ребенка в тех или иных областях.
Задачи воспитания
Из опыта работы. Дети пришли в театральный кружок из разных классов, поэтому возникла необходимость определить первоочередные задачи воспитания - сплотить детей в единый прочный коллектив, определить место и роль каждого ученика в воспитательной системе класса-группы.Стала наблюдать за поведением детей в момент подготовки к этим мероприятиям. Кто-то отлично читает стихи, кто-то экспромтом сочиняет тексты для связки эпизодов, кто-то прекрасно танцует, хорошо поет, кто-то умело играет в сценках. Глядя на детей со стороны, радовалась их детской непосредственности. Мне, как учителю, не трудно было заметить театральные способности моих воспитанников. В силу своего возраста, они раскованны, и каждый второй чувствует себя гением. Поэтому возникли еще важные задачи: поддержать уровень и темп развития одаренности каждого воспитанника.
Театрально-фольклорная студия «Брусничка»
Мы выбрали для своего кружка, (гордо носящего звание «Брусничка»), такие виды деятельности, как игра, общение, творчество, театрализация, импровизация.
Работа творческого коллектива
На занятиях кружка мы играли в театр. Обязанности актива кружковцев распределены как в театре:
главный режиссер, директор театра (творческого коллектива), заведующая труппой, парикмахеры, костюмеры, заведующая музыкальной частью театра, реквизиторы, машинисты сцены и, конечно же, актеры. Такой широкий спектр деятельности дал мне возможность, как руководителю кружка, занять всех детей без исключения в общественной жизни коллектива.
Благоприятная для детей окружающая среда: тесное общение на занятиях:
посвящение в актеры,
посвящение в актеры
демонстрации живой картины,
демонстрация живой картины
мини-проекты,
мини – проект по русской народной сказке «Курочка Ряба»
актерские тренинги
минутки актерского тренинга
подготовка к представлениям .
Дети талантливы, старательны и способны. Они охотно принимают условия игры. Дополнила программу постановкой сказок, которые, на мой взгляд, более интересны моим воспитанникам, дают возможность развития души ребенка.
Появляется замысел постановки литературного мини - спектакля в течение учебного процесса. Дружно готовимся, распределяем роли, репетируем, подбираем музыку, создаем костюмы, придумываем оформление сказки- постановки. И вновь заняты все. Наблюдая за поведением детей, вижу по блеску в их глазах, что это им интересно. Дети ждут репетиций, они стали как-то дружнее, сплоченнее. Начался процесс узнавания друг друга, определились дружеские симпатии, желание поддержать друг друга, появилось стремление показать себя, свои способности сверстникам из других классов.
Первые шаги…
Да, по началу было трудно, время адаптации малышей первоклассников, но дети увлеклись творчеством, ярко проявилась их мотивация: возможность в неформальной обстановке показать свои таланты, самоутвердиться в коллективе сверстников.
Первые роли…
Если рассматривать задачу педагогики как “организацию творческой деятельности”, позволяющей личности проявить себя, свои способности, то это обязательно вызовет и ответный процесс созидания и совершенствования самой личности, то есть повлечет за собой результат, когда “в творчестве созидается и сам творец. Данный пример работы с группой – яркое тому подтверждение. Все были активно включены в процесс взаимодействия. Группа из разрозненных мальчиков и девочек постепенно стал превращаться в некий живой организм -коллектив. Коллектив единомышленников.
Не важно, будет ли одаренный ребенок опережать ровесников, важно определить темп развития ребенка, который ему доступен, найти педагогические возможности для поддержания уровня и темпа его одаренности. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам. И с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.
Подтверждение моих слов - премьера, которая состоится в начале декабря - первая премьера детского театрального коллектива «Брусничка».
Театральную карусель для друзей
По этому случаю готовим «Театральную карусель для друзей»,ведь не каждый из родителей мог видеть наши представления и знать о талантливости своего ребенка.
Новые приключения Колобка
Так рождаются традиции нашего кружка, которые вносятся в Летопись «Бруснички». Детизаписывают яркие события из жизни кружка, представлений, приклеивают фотографии, рисунки, составляют театральные калейдоскопы.
Цель этой работы – дать возможность детям увидеть перспективы роста, взросления, удивиться дню вчерашнему. Это еще одно коллективное творческое дело, которое объединяет детей.
Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по-моему мнению, гарантия успеха, выбранных мною средств и форм воспитательной работы с учащимися творческой группы, с детьми с особой одаренностью. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: школьников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.
Активность, собранность, знание своего дела, достоинство, раскрепощенность, общительность, сплоченность, мастерство и качество выступлений в конкурсах и открытых мероприятиях, увлеченность театром свидетельствуют о росте самосознания моих воспитанников.
Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных!
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». К.Д.Ушинский
Как сказал в свое время К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».